Это кажется не такой уж простой задачей – превратить страну в закрытую диктатуру, где вся экономическая и общественная жизнь полностью контролируется государством. Нужно строить железный занавес, вводить цензуру, создавать полки разных контролеров и смотрящих, придумывать привилегии для наиболее лояльных подданных. Тут даже если с диктаторскими полномочиями сядешь писать все это в декретах – за несколько лет не напишешь.
К счастью, есть способы и попроще. Влезать в каждую сферу с государственными запретами и ограничениями совершенно не обязательно. Можно обойтись всего одним идиотским решением в экономике, а дальше все остальное сложится само собой. Стоило руководству Венесуэлы чуть-чуть похимичить с валютным регулированием – и пожалуйста, все готово: из страны никуда не денешься, потому что самолеты не летают, газеты с критикой правительства не выходят, потому что бумаги нет, а номенклатура наслаждается жизнью, потому что из-за двойного валютного курса любые товары, в том числе и за границей, оказываются для них в 10–12 раз дешевле, чем для обычных венесуэльских граждан.
Джунгли зовут
В свое время человеколюбивый имидж Фиделя Кастро сильно портило то, что ему приходилось держать границы кубинского Острова свободы закрытыми – иначе за рубеж тут же стремились десятки тысяч беженцев. Ученики Кастро в сегодняшнем руководстве Венесуэлы решили эту пиар-проблему своего учителя. Границы Венесуэлы сегодня открыты настежь, никаких выездных виз, как когда-то на Кубе или в СССР, не вводится, получить загранпаспорт – довольно хлопотно, но все-таки можно. И тем не менее выехать из страны куда-либо, кроме приграничных джунглей Амазонки, стало в Венесуэле почти невыполнимой задачей.
Дело в том, что авиасообщение между Венесуэлой и внешним миром практически остановилось. Только на прошлой неделе от полетов в эту страну отказались американские Delta и American Airlines, канадская Air Canada, эквадорская Tame и еще две авиакомпании. В начале января продажу авиабилетов в Венесуэле остановила испанская Air Europa. Португальская TAP теперь не хочет продавать венесуэльцам билеты за их национальную валюту боливар – только за доллары. Все вместе они отказываются возвращаться к нормальному режиму работы, пока правительство Венесуэлы не погасит им всю задолженность, которая в сумме превышает $3 млрд.
Как могло получиться так, что венесуэльское правительство задолжало такие огромные деньги иностранным авиакомпаниям, которые работают на его территории? Должно быть наоборот: иностранные авиакомпании должны платить венесуэльскому правительству разные налоги и сборы за то, что делают бизнес в этой стране. Так бы все и было, если бы власти Венесуэлы не ставили смелых экономических экспериментов, отказываясь подчиняться здравому смыслу.
Уже больше десяти лет в Венесуэле существует несколько валютных курсов: один – официальный, установленный решением правительства на уровне 6,3 боливара за доллар США, второй – курс черного рынка, который постоянно колеблется и сейчас отличается от официального в 10–12 раз в худшую для венесуэльцев сторону. Получить доступ к долларам по официальному курсу можно только на специально оговоренных основаниях и через разные бюрократические процедуры. Купить доллары по курсу черного рынка может любой, у кого есть достаточно денег.
Иностранным авиакомпаниям приходилось продавать свои билеты венесуэльцам за боливары по официальному курсу под обещание, что венесуэльское правительство потом поменяет им эти бумажки на реальную валюту по такому же официальному курсу.
Само собой, правительство не торопилось выполнять это обещание – самим валюты не хватает, и долгов накопилось больше чем на $3 млрд.
Задолженность получилась такой высокой еще и потому, что, по сути, венесуэльское правительство через заниженный курс субсидировало покупку авиабилетов из госбюджета. В последние месяцы, когда официальный и рыночный курсы разошлись больше чем в десять раз, размер госсубсидии превысил, соответственно, 90% от цены билета. И когда вам предлагают авиабилет за 10% от его реальной стоимости, то кто же будет отказываться? Для самих венесуэльцев, правда, действовали количественные ограничения – на заграничные поездки, оплачивающиеся по официальному курсу, они могли потратить не больше $4 тысяч в год, а вот попавшие в Венесуэлу иностранцы могли сколько угодно покупать там авиабилеты фактически за счет местного правительства. Теперь проблема решилась сама собой – авиабилеты просто исчезли из продажи.
Двойной дефицит газет
Похожую услугу валютный курс оказал венесуэльскому правительству в области СМИ. За последние несколько месяцев в Венесуэле перестали выходить 12 газет. Еще 80 газет сейчас близки к тому, чтобы оставить публикацию. Среди них крупнейшая и старейшая газета страны El Nacional, которая до сих пор позволяет себе критиковать действия властей. В эти газеты не приезжала прокуратура, им не меняли собственников на более лояльных, спецназ не изымал их тиражи, а неугодных журналистов не избивали арматурой. Просто все эти издания не могут нигде достать бумаги, чтобы печатать новые номера.
В Венесуэле дефицит бумаги. Особенно тяжелая ситуация с туалетной, но и обычную достать непросто. Местная промышленность не справляется, нужно импортировать. А чтобы импортировать – нужна валюта. Государство продает изданиям валюту по официальному курсу только тогда, когда они докажут, что у них нет возможности купить бумагу у отечественного производителя. Тут даже не надо давать чиновникам каких-то специальных приказов – любое независимое СМИ без блата само погибнет в этих бюрократических дебрях. И они постепенно гибнут: сокращают количество страниц, отказываются от приложений, вынужденно ограничиваются только интернет-версией.
Но есть и те, кому десятикратная разница между официальным и рыночным курсом, наоборот, облегчает жизнь. Ведь сейчас Венесуэла может одновременно претендовать на звание и одной из самых дорогих стран мира, и одной из самых дешевых. Например, килограмм куриного филе сейчас стоит в Венесуэле около 45 боливаров. Если считать по официальному курсу, то получается $7 – цена вполне московская. А если по курсу черного рынка, который в последние дни подскочил до 75 боливаров за доллар, то выходят просто копейки: 60 центов, или 20 рублей за целый килограмм куриного филе.
А дальше все зависит от того, есть ли у вас доступ к долларам и по какому курсу. У тех, кто достаточно плотно встроился в государственную машину Венесуэлы и имеет возможность покупать доллары по официальному курсу, проблем в этой жизни не остается. Для них все стоит в 12 раз дешевле не только в самой Венесуэле, но и за границей – там же доллары принимают. Не надо ни магазинов «Березка», ни спецраспределителей, ни ведомственных столовых, ни чеков внешторга. Достаточно такой же скромной зарплаты в боливарах, только чуть больше разрешений на покупку долларов по официальному курсу – и люди будут счастливы и лояльны. Вот какое огромное количество государственных проблем можно решить простым валютным регулированием.
Максим Саморуков
P.S.
Белорусам это ничего не напоминает? Ноябрь 1995 года - 1999 г., а затем 2011 год.
Комментарии
Пока для начала всё.
Гимн - только 3 раза в неделю.
Перед едой
Вон венесуельцы со своим курсом скоро только гимны петь и будут(...
А хотелось бы, что бы это было только наше достижение.
Свободу супругам Нельсону Манделе и Анджеле Дэвис !