Лукашенко переводит белорусскую экономику на рыночные рельсы

Можно только догадываться, под каким напряжением сейчас находится белорусская экономика, но очень похоже на то, что мировой финансовый кризис нанес по ней ощутимый удар. Если уж президент смело взял на вооружение риторику своих политических оппонентов и заговорил о либерализации и преимуществах рынка — значит прижало сильно.
 
«Мы должны воспользоваться нынешней ситуацией и сделать решительные шаги в сторону либерализации экономики и вообще жизни людей, дебюрократизировав всю систему. И до 1 января в этом плане мы должны сделать максимум», — заявил Александр Лукашенко 30 октября на совещании по вопросам внешней и внутренней политики.
 
«Видим, что появились вопросы, допустим, с декларированием — люди не очень-то любят, когда у них спрашивают, откуда взяли деньги, — давайте снимем эту проблему, не будем у них спрашивать".
Сегодня власть встала перед необходимостью, сделать, по словам президента, «то, чего мы всегда боялись, и то, чего не сделали». В первую очередь, отпустить вожжи, снять с экономики пресс тотального контроля и административного регулирования, позволить рыночным процессам работать в их естественной среде, а не в приспособленной под нужды правящей клики и выдаваемой за некое ноу-хау социально-рыночной системе.
 
Эта система была эффективна в условиях многомиллиардных дотаций со стороны России и позволяла поддерживать иллюзию стабильного развития, на чем и держится нынешняя власть. Но за последние пару лет ситуация изменилась кардинально, и то, что когда-то выглядело плюсом, сегодня уже идет за минус. Добравшийся же и до нас мировой кризис лишь усилил все негативные тенденции, вывел их из тени. Под угрозой оказалась и та самая стабильность.
 
Белорусское общество в своей массе за последние 10-12 лет неоднократно демонстрировало готовность быть фоном для власти, не реагировать на ее политические ходы, не замечать ущемления своих прав, стойко переносить несправедливость.
Возможность заработать какую-никакую копейку и купить на нее кусок колбасы в зародыше убивала стремление к естественным, но нематериальным (которые нельзя пощупать или попробовать на зуб) ценностям вроде свободы слова и права выбора.
 
Но выстроенная под обеспечение стабильности в обществе экономическая модель сама оказалась нестабильной, стоило ручейку российских дотаций слегка помелеть. Запас прочности, безусловно, у этой модели еще есть, и на какое-то время его хватит. Но усиливающиеся негативные тенденции вынуждают власть идти на модернизацию системы. И вариантов тут немного — выбросить к чертям старые лекала и переводить экономику на рыночные рельсы.
 
«Неправда, что свободная экономика и рыночные отношения в плане конкуренции, высвобождения возможностей человека — это плохо. Это они (на Западе) доработались до того, что угробили рыночную экономику и девальвировали эти понятия», — заявил сегодня приверженец плановой экономики Лукашенко, подчеркнув, что нет ничего плохого в том, если в Беларуси «будет экономика свободная, без лишних обуз и пут».
 
«В этом никакой опасности нет, потому что основные рычаги мы в управлении экономикой и другими отраслями не потеряли. В этом направлении нам надо мгновенно действовать, и это даст очень хороший результат», — считает Лукашенко. 
 
 
 
Што я нясу !?