Социальное государство «Горбуново». Ч.2. Общие принципы эффективного управления.
На модерации
Отложенный
Предлагаемый интернет-проект представляет собой описание модели социального государства «Горбуново». Предлагаемая теория разбита на отдельные статьи и включает в себя разделы, связанные: с обоснованием постулатов, с демонстрацией работы и преимуществ новой технологии управления.
Современная естественная наука и древнекитайская философия – это практически одно и тоже. Потому, большая часть предлагаемой читателям теории, хотя и является современной, и даже как бы академической – все же написана как бы уже давно (несколько тысяч лет назад) и является большей часть пересказом древнекитайской даосской философии. Каждая предлагаемая статья содержит в себе цитаты древних авторов. Я решил при изложении теории ограничиться цитатами двух классиков древнекитайской даосской философии:
[1] Лао Цзы (6 в.д.н.э.) http://www.epochtimes.ru/content/view/54419/4/
[2] Чжуан Цзы (4 в.д.н.э.) http://www.epochtimes.ru/content/view/55514/4/
****************************************************************************
Читатели могут поучаствовать в обсуждении в ранее опубликованных статьях данной теории:
Часть 1. Об интернет-проекте http://maxpark.com/user/457707336/content/2430948
****************************************************************************
Часть 2
1. «ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
1.1. Управление и регулирование
Управление
Управлением, называется комплекс мер по организации и по поддержанию порядка в системе. Управление состоит из двух основных частей:
- Из организации системы управления (построения системы).
- И из регулирования (корректирующих действий).
Управление и регулирование это разные понятия. Регулирование является частью процесса управления.
Умеющий управлять - не регулирует
Регулирование – это исправление ошибок.
В хорошо организованной системе, не нужно регулировать. «Умеющий правильно говорить - не допускает ошибок». Умеющий делать хорошо – не делает исправлений.
«Высшее искусство управления заключается в том, что умеющий управлять - не регулирует»[Джуан Цзы, 4 в.д.н.э].
В умении отличать управление от регулирования кроется суть эффективного управления.
1.2. Регулирование – это плохо, это признак плохого управления.
При функционировании плохо организованной системы будут возникать проблемы. Для их решения необходимо заниматься регулированием. И чем хуже будет организована система, тем больше нам потребуется объем регулирования.
Регулирование – это мера нашей некомпетентности, это вынужденное действие, возникающее для решения текущих проблем при плохой организации системы управления.
Регулирование требует излишних затрат, создает барьеры для естественного протекания процессов, способствует коррупции и преступности.
«Чем больше приказов и распоряжений – тем больше воров и разбойников…Чем более деятельно правительство – тем хуже живется народу» [1].
Промежуточные выводы:
Нельзя путать понятия «управления» и «регулирования». Это разные вещи.
В умении отличать эти понятия кроется суть эффективного управления.
Высшее искусство управления заключается в том, что умеющий управлять - не регулирует.
Регулирование – это плохо. Надо стараться так организовать систему управления, чтобы меньше пришлось регулировать.
1.3. Автоматизация процессов управления
При организации работы государственной машины, все происходит аналогично, как и при организации работы технической системы.
Можно сделать так, чтобы всё регулировалось естественно и автоматически (если Вы хороший конструктор и хорошо знаете природу вещей). А можно расставлять работников (чиновников), чтобы они регулировали те или иные процессы. «Чтобы двигатель охлаждался – посадим мужика с водой, чтобы топливо не кончалось – пусть на задвижке дежурит еще один» (если Вы плохой конструктор). И чем больше нам потребуется чиновников, тем хуже получится государственная машина.
Сначала мы слишком плохо организовываем систему, затем начинаем регулировать и потому, нанимаем чиновников. Наняв чиновников - начинаем говорить о больших расходах на их содержание. Поручив им много ответственной работы, начинаем говорить о коррупции, о злоупотреблениях, об отсутствии взаимопонимания и т.д.
Мы развиваем наши технические системы в самых разных областях.
Это развитие заключается в том, что наши системы могут делать все больше и больше полезного и при этом, в их работу, надо вмешиваться все меньше и меньше.
Поставив двигатель в автомобиль - мы можем самостоятельно ездить. Как можно было бы ездить на автомобиле, если для этого была бы необходима команда сплоченных, умных и честных специалистов, обслуживающих двигатель? Пусть даже, что это будет даже команда дружных, веселых и находчивых людей, любящих своих родителей и имеющие на руках самые свежие сертификаты своего умения.
Как бы политики не говорили о важности регулирования, как бы они не заявляли, что только их чиновники из их партии являются самыми умными и честными – на самом деле, есть только одно действенное средство для повышения эффективности управления – надо постараться сделать так, чтобы не были нужны помощники и верные слуги.
Надо стремиться к саморегуляции. В реальной жизни это не всегда получается, и мы вынуждены всегда комбинировать два способа:
- Сначала мы стараемся сделать так, чтобы все регулировалось естественно и автоматически.
- Когда этого не получается, когда нам не хватает знаний и умения – мы добавляем «регулирование в ручную, с помощью людей».
Понимание причины плохого управления подсказывает путь в улучшении работы государственной машины – через организацию естественного управления автоматизацию процессов управления и устранению того, что требует регулирования и борьбы.
Выводы:
Надо стараться снизить долю бюрократического (ручного) управления.
1.4. Отличие даосской и конфуцианской философии
Даосский подход в управлении
При организации систем управления, мы, сначала, стараемся следовать естественности, а потом, если в полном объеме это не получается – мы добавляем «человечности». Мы добавляем «человеков» и начинаем говорить об их ответственности, пишем для них, ритуалы, должностные инструкции и т.д.
Сначала «естественное», а затем «человечное» - это подход даосской философии.
Конфуцианский подход
Во главу угла ставится «человечность в управлении». Делается акцент на увеличении объемов ритуалов, ответственности, на увеличении «человечности и долга» в управлении.
Как догадывается читатель – я, будучи представителем естественных наук - являюсь представителем естественного (даосского) подхода в управлении.
1.5. Два подхода (принципа) в управлении, известные с глубокой древности
«Управление недеянием». Этот подход требует организовать систему управления таким образом, чтобы не было необходимости вносить корректирующих воздействий, чтобы не было регулирования.
Надо стремиться меньше ««бороться и мудрствовать»». Любая проблема должна быть решена, еще не возникнув. Надо «устранить причину болезни, а не бороться с ее проявлением».
«То, что ещё не показало признаков, легко направить. То, что слабо, легко разделить. То, что мелко, легко рассеять. Действие надо начать с того, чего ещё нет. Наведение порядка надо начать тогда, когда ещё нет смуты» [1].
«Деятельное управление». Этот подход базируется на том, что надо сначала плохо организовать систему, а потом надо больше действовать, больше регулировать, больше бороться. Нужно, чтобы каждый второй в стране был юрист или экономист. У каждого лоточника надо поставить по контролеру. Нужен больший штат мудрых чиновников, хорошие счетные машины и математические модели. Такой подход базируется на придуманных знаниях, на постоянном ежедневном применении действий и борьбы. Представители этого подхода предлагают больше бороться по всем направлениям: с коррупцией, с бедностью, с преступностью, за права граждан и т.д. Эти люди призывают к социальной ответственности, меценатству и т.п. Они совершенно не понимают, что сначала сами организовывают многочисленные проблемы, а потом хотят сосредоточить все наше внимание на борьбе за их разрешение.
При организации системы управления в ее фундаменте закладываются ее будущие положительные и отрицательные свойства. Представители «деятельного» подхода недооценивают важности стадии организации системы, они предлагают сначала сделать все плохо, а затем с помощью «мудрости» и «борьбы» обещают нам навести порядок и решить все проблемы. Они не понимают, что свою «мудрость» лучше было бы применить при организации системы управления, а не для решения проблемы, вызванной плохой системой управления.
Несколько тысяч лет назад: принцип управления «недеянием» получил название – «принцип у-вей»; а принцип деятельного управления - получил название «принцип вей»
1.6. Основная задача управления
Два принципа управления «вей» и «у-вей» можно хорошо проиллюстрировать на примере борьбы с тараканами:
- можно строить ловушки, делать ночные облавы и т.д. (принцип «вей»);
- а можно, зная причину – просто навести чистоту и порядок, при этом причина «появления тараканов» будет устранена и «бороться» не потребуется (принцип «у-вей»).
Потому, при организации систем управления, важно, чтобы решение для тех или иных проблем нашлось раньше - на стадии организации системы управления, тогда нам не придется «бороться и мудрствовать» на стадии регулирования.
При организации общественной системы - мы могли бы в сотни раз снизить объемы регулирования, объемы борьбы с коррупцией и бедностью», если зададимся целью решить проблемы на стадии организации системы, а не при помощи регулирования.
Однако, как много нынче развелось «любителей погонять тараканов»…
Комментарии
"Исправление ошибок" и "поправки к непредусмотренным обстоятельствам" - это одно и тоже.
Если люди проявляют неграмотность и непредусмотрительность в управлении и сталкиваются с тем, с чем можно было предусмотреть - я называю это ошибками управления, Вы, как я понял, больше склоняетесь к термину, что это не ошибка, а лишь заблуждение. Но суть от этого не меняется, ошибки (заблуждения) приходится исправлять...
Если люди не будут их отличать - всегда будет прокатывать лозунги современных управленцев о том, что "Для лучшего управления надо больше регулировать"
Представьте себе просто некую систему и "некий объем регулирования" в ней, самого разного, предусмотренного, непредусмотренного, с ошибками и корреляциями, не важно. А теперь представьте, что имеется другая система, полезные свойства которой точно такие же, но "объем регулирования" в ней существенно ниже. Я считаю, что эта вторая система будет организована значительно лучше и нет надобности уходить в обсуждения терминологии разновидностей регулирования.
И конечно, она не то что "не горшая" -а она даже очень полезная в этой системе управления, но она требует некоторых издержек и потерю ресурсов. Вот если систему сделать чуток получше - можно избежать этого "полезного регулирования", т.к. сделать его бесполезным, и не придется зазря тратить ресурсы, время и деньги, развивать коррупцию, злоупотребления и т.д..
Один и фундаментальный тормоз есть в реализации подхода - мы можем создать то, о че знаем. В части социологии мы можем строить общие модели с известным уровнем примитивизма. Есть даже общие принципы построения таких систем, они блочны и будут слагаться из прикладных подпрограмм экономического, этического, ресурсного, .... Для успешной работы общей программы надо будет моделировать ВСЕ виды деятельности людей и существования среды ) То есть ставить вопрос - познания всего:) Что нереально, и все творчество в таком непременно
Искусство управления сказывается в имении вводить обобщенные переменные..... Если правильно введете, то вся сложность исчезает...
2.Многим кажется, что дело в потере нравственности и порядочности управленцев, и если их уразуметь, то все наладится. Не согласен. Нравственность и порядочность играют роль, но это не главное. Сама система порочна и работать нормально не будет. Увлекаться пустыми призывами к чиновникам соблюдать Конституцию не буду.
3. Одним Законом, даже самым хорошим - ничего не исправишь. Писать пожелания "на деревню Президенту" не буду.
4. Корыто дырявое и проблемы носят системный характер. Я за системное решение, у меня оно есть, но оно требует отмены несколько миллионов пустых законов и подзаконных актов.
5.Требовать исполнение Законов Конституции? Я бы не стал. По многим статьям, Конституция обслуживает интересы проходимцев и мешает мне менять систему..., зачем мне это требовать?
Но Референдум - это сильное оружие, но это пока не для меня, но если Вы этот ресурс научитесь привлекать и использовать - будет очень хорошо.
Ваш коментарий в целом говорит о Вас, как о недопонимания своей роли (значимости своего голоса) в процессе управления государством.
Вот Вы признали, что РЕФЕРЕНДУМ - сильное оружие и тут же отказыветесь его использовать для мирного бескровного изменения устаревшей системы приёма на работу управленческого персонала в государстве, его смещения с работы (перемещения) без блата.
См. сообщение на своей странице.
По сути управление и регулирование это информация и ее обработка,в век вычислительных систем возможности обработки информации в приемлемую форму для анализа человеком или группой становится все более умной...
думаю это стоит учитывать...
Например автомобиль, Вы можете его использовать. Например, подача топлива в двигатель в нем решена автоматически (задача решена при организации системы управления) и Вам и в голову не придет возить с собою мужика, которой будет управлять задвижкой топлива.
Но есть люди, "любящие сидеть на задвижках" и "не хотящих терять работу". Мы можем очень легко освободится от этих людей и наладить процесс естественным образом (автоматизация производственных процессов, типовая задачка). И только об этом идет речь. Основная идея данной теории забрать у чиновников регулирование социальными процессами - т.к. очень здесь очень легко наладить естественное саморегулирование.
Виталий, Вы знаете мою теорию, это будет новая ее редакция. Не уверен что публикация отдельными статьями это хорошо, но я рассчитываю на Вашу активное участие в обсуждениях.
Виталий, я вместе с этой частью 2 опубликовал еще и часть 3 - по моим ссылкам я вижу эту статью, но там ни одного просмотра. Не пойму почему. Вам видна эта статья "часть 3" или, что то модераторы шалят?
---------
ДА я ее читаю...
-----
ВЫ правы .... но должны понимать что система стареет и ее нужно обновлять (регулировать) это неизбежно...