Страшная вещь мода. Раньше я никогда не задумывался о том, что она может быть очень эффективным оружием информационной войны: причиной тому моё полнейшее равнодушие ко всяким гламурным и готичным «прибамбасам».
Несколько лет назад по телевизору транслировали церемонию вручения премии «Золотая малина», во время которой прозвучала пародия на некогда знаменитую песню про то, что «солнечному миру – да, да, да, ядерному взрыву – нет, нет, нет!» Только в ней речь шла о многомегатонной силе моды, пользе шинелей из норки, кружев на кителе и хождения строем в боа. И там были такие слова:
Считай, навеки проигран бой
Когда ты храбрый, но некрасивый!
Тогда эта пародия звучала смешно и остроумно. Сегодня она звучит зловеще.
Мода и гламур приняты необандеровцами на вооружение наряду с цепями, арматурными прутьями и строительными касками.
Дело в том, что факельными шествиями «золотую молодёжь» на свою сторону не привлечь: слишком нехорошие исторические ассоциации вызывают такие мероприятия. Демонстрацией мускулов – тоже. Во-первых, детям богатых родителей есть куда укрыться: улетел за тридевять земель – и поминай как звали. Во-вторых, им есть, что терять, и есть, кого нанять для защиты своей собственности: «мажорным» мальчикам и девочкам нет смысла лезть под пули на баррикадах и забрасывать «коктейлем Молотова» бронетехнику в ходе уличной герильи.
И всё же, мятежникам без них – никуда.
Богатый юноша – один из лучших видов спонсоров всей этой «майданной» свистопляски: денег много, тем более – папиных (не своих кровных!), взгляды ещё не устоявшиеся. Ну, просто идеальный «буратинушка с коротенькими мыслями» для посева золотых червонцев на поле чудес в Стране Дураков. Остаётся найти лису Алису и кота Базилио, но эти «герои» уже заблаговременно припасены заокеанским Карабасом-Барабасом для своего «марионеточного» театра в центре Киева.
«Мажор» – превосходный вид «живого щита» на случай беспорядков. Конечно, несовершеннолетние, инвалиды и беременные мамаши с младенцами на руках с этой ролью справляются ничуть не хуже, однако, шум, возникающий при попадании «под горячую руку» бедняка и богача – совершенно разный. Образно говоря, неопасная шишка на лбу «мажора» ценится много выше напрочь «раскроенного» черепа пролетария.
Как ни крути, а «золотая молодёжь» – это элита бизнеса, политики и культуры, хотя и будущая. Не будем говорить о заслуженности такого статуса, так как чтение морали заведёт нас не в ту степь. Важно другое: старая добрая истина гласит, что с фельдмаршалами и генерал-аншефами достаточно просто не ссориться, а вот водить дружбу следует с поручиками и штабс-капитанами. Секрет прост: через несколько лет седой генерал уйдёт на покой, а его место займёт вчерашний поручик. Иными словами – необходимо рекрутирование перспективных кадров к себе в команду.
А ещё юные богатеи – хороший «камертон» настроений среди молодёжи. Помните Эллочку-людоедку из «Двенадцати стульев», которой не давало покоя то, что миллионерша Вандербильдиха купается в роскоши? Так вот, «синдром гражданки Щукиной» никуда за прошедшие 80 лет не делся: он также прочно сидит в головах множества парней и девушек.
И, наконец, «мажоры» – это самая евроинтегрированная часть украинского юношества: им давно уже обеспечено место в числе «золотого миллиарда». Это – связующее звено, способное привязать Украину к Западу. Терять такое сокровище никак нельзя.
Но как их привлечь?
Очень просто: сделать украинский национализм, и всё, что с ним связано, включая «евромайдан» и бандеровские факельные марши, модным делом. Быть украинцем для юноши сегодня престижно, а националистом – ещё и гламурно: такие убеждения делают молодого киевлянина не последнего достатка comme il faut в столичном обществе. Зато исповедание пророссийских взглядов – верный путь оказаться его изгоем: в стенах трёх ведущих вузов Киева – национального университета им. Шевченко, политехнического института и Киево-Могилянской академии запрещено даже разговаривать по-русски, а из «могилянки» за такой проступок вообще отчисляют студента безо всякого предупреждения.
Кстати, не прыгать вместе со всей толпой под дурацкую речёвку «Хто не скаче – той москаль!» у «майданщиков» тоже считается дурным тоном. Как и не приходить в экстаз и не рыдать слезами умиления под звуки государственного гимна.
Однако палочными методами «промыть» мозги непросто, поэтому приходится расставлять множество красивых и ярких ловушек. Одна из них именуется модным неологизмом «зачекиниться».
Для справки. В английском языке Check – это «птичка», которая ставится в специальном окошке при выборе опции во многих компьютерных программах. Check in – поставить «галочку» в клеточке, тем самым сделав свой выбор. Отсюда «зачекиниться» – отметиться, в нашем случае – в какой-то определённой точке пространства.
Это пример того, как новые технологии изменили мир: несколько десятилетий назад какой-нибудь малокультурный посетитель «домика неизвестного архитектора» на ялтинском пляже увековечивал сей знаменательный факт выцарапыванием гвоздём по штукатурке фразы «Здесь был Вася из Жабозадавиловки...» Теперь даже писать что-либо от руки считается каменным веком: современной Эллочке-людоедке можно одним движением пальца поставить GPS-метку «Check in» и накарябать на экране новейшего «айфона» или «айпада» для своей неразлучной подруги Фимы Собак примерно следующее: «Фимка, я в евро-Киеве у евро-баррикад! Тут так евро-знатно! Не веришь? Хо-хо, хамите... Мрак и жуть! Я тут зачекинилась, как только вышла со своим евро-мальчишей из евро-таксо...»
Вот для таких питекантропов компьютерной эры и была специально создана социальная сеть Foursquare, основанная на упоминавшихся мной в одном из предыдущих материалов технологиях неогеографии, когда можно в режиме онлайн сообщать о своём местонахождении. Количество её пользователей недавно достигло отметки в 40 млн человек, проживающих в 147 странах мира, из которых 200 тыс. абонентов сосредоточены на Украине. В период «евромайдана» их число увеличилось почти на 2 тыс. человек, на главной площади Киева почти отметились 30 тыс. пользователей, сделавших почти 85 тыс. «чекинов». Сейчас майдан Незалежности – третья по популярности точка Foursquare на всей территории Украины: она опережает по общему количеству отметок столичный аэропорт «Борисполь», однако уступает ТРЦ «Ocean Plaza» и киевскому железнодорожному вокзалу.
Социологи выделяют три мотивации таких поступков:
1. За массовый одновременный «чекин» для его участников сервисом предусмотрена куча всевозможных «коврижек». Ну, а на халяву, как известно, и уксус сладок...
2. Активистская. Автор такой отметки говорит друзьям: «Не сидите на печи! Присоединяйтесь!»
3. И самая главная – имиджевая. «Зачекиниться» на киевском «евромайдане» для абсолютного большинства представителей «золотой молодёжи» равнозначно отметке в дорогом ресторане Лондона, популярном парижском бутике, торгующем произведениями знаменитого на весь мир кутюрье, «пятизвёздочном» отеле на Мальдивах или же на престижном горнолыжном курорте в долине Шамони у подножья Монблана.
Я не говорю про иные виды «гламурной» индустрии «евромайдана», как производство шарфиков, шапочек и прочих сувениров с символикой мероприятия. Помнится, 9 лет назад она была поставлена на поток: зимой 2004 года торговали даже закатанным в банки воздухом, которые запечатывались прямо у сцены, с которой выступал Ющенко. Ёмкость с атмосферой, в которой витали речи популярного тогда политика, оценивалась в $10 или 55 украинских гривен теми деньгами. И расходился этот товар просто на «ура».
Кто-то из великих сказал, что не признавать моду – глупость, но гнаться за ней – безумие. Делается всё, чтобы показать молодым людям: «еврореволюция» – это модно, это престижно, это собрание творческих людей и ярких мыслителей, где оригинальные мысли и яркие образы бьют ключом. Чтобы вовлечь побольше украинских юношей и девушек в безумие погони за модой по дороге, ведущей в горнило гражданского противостояния. Чтобы сделать их «пушечным мясом»: когда затрещат чубы, вся эта креативно-интеллектуально-гламурно-мажорная «братия» уже успеет покинуть поле боя.
Вместо послесловия...
Замечательная эпиграмма, вошедшая в классику жанра, гласит:
Ты старомоден: вот расплата
За то, что в моде был когда-то!
Правда, эти строки – уже из воспоминаний о будущем. Как только по-настоящему прольются кровь и слёзы, «евромайдан» моментально перестанет быть чем-то гламурным: любая революция бывает красивой только на батальных полотнах.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Их просто используют. Финансируют. Но внутри пусто, только ненависть к СССР, России.
Это шизофрения. Зомби-бандеровцы.
Любая гламурная революция безопасна, потому что кончается естественным образом — как только протест выходит из моды. Когда новая правильная фигня перестанет быть модной, из реальности начнут выпадать уже те, кто до сих пор ее носит. Кроме того, мы ведь не только поп-звезд делаем революционерами. Мы, что гораздо важнее, делаем революционеров поп-звездами. А какая после этого революция? (с) Виктор Пелевин "Бэтман Аполло".