Цель прихода Христа – Учение о Преображении Человека.

На модерации Отложенный

Приход на Землю совершенного Бога и совершенного Человека, Иисуса Христа несет в себе Учение, - Учение о Преображении человеческой природы в божественную. Это учение «пропустил через себя» и, условно говоря, сформулировал в Византии 14 в. Святой православной Церкви, афонский старец, Григорий Палама.

Святитель Григорий Палама не ставил целью пропагандировать идею светового преображения, «исихазма» и, но утверждал православное учение о Святом Духе в полемике с западными представителями богословской мысли и опыта.

Святой Дух, согласно и восточному и западному богословию, является тем Лицом, которое связывает человека с Богом-Троицей. Это обусловлено тем, что именно Святой Дух есть податель Божественной Благодати, которая делает человека способным познать Бога. Однако, в западной и восточной Церквях существует доктринальная разница в оценке самой возможности и Пути возвышения человека к своему Истоку.

Святитель Григорий Палама известен как учитель Нетварных Божественных Энергий. Не отклоняясь от учения о триединстве Божественной природы, Св. Григорий говорит о непостижимой Божественной сущности и постижимой существенной энергии. Божественная энергия им рассматривается как «личное сообщение» Троицы. Через Божественную Энергию непостижимый по своей сущности Бог становится постижимым для разумного Творения.

Божественная энергия не есть нечто иное, чем Бог, но она есть Его вечное действие, в полноте и совершенстве «предшествующее» Творению. От самой вечности она существовала нераздельно соединённой с Божественной сущностью, полностью неспособной отделиться от Истока, которому она принадлежит.

Энергия здесь не следствие причины, как в сотворенной реальности. Божественные Энергии не сотворены, не созданы «из ничего», но они вечно изливаются из единой сущности Пресвятой Троицы.

Святитель Григорий Палама рассматривает Святую Троицу как природное единство Трёх Лиц, каждое из которых имеет свою собственную идентичность, которые не есть части Бога, ибо полнота единого Божества живёт в каждом из Них. Единая энергия присуща Трём Божественным Лицам, поэтому есть всегда единство и общность Божественных действий.

При этом божественная энергия может быть познаваема только через «личностное общение».

Бог познаётся нами, потому что Он лично действует посредством Божественной энергии в отношении человеческой личности.         

Учение о сообщении Божественной Энергии от Божественных Лиц нашим личностям – это принцип, посредством которого святой Григорий решает проблему обожения. Всё учение святого Григория предполагает действие Личного Бога. Не покидая «неприступного света», в котором Он обитает вечно, Бог устремляется к человеку и объемлет его Своей Благодатью и действием.

Источник и дарователь обоживающих энергий, совершающих спасение, есть Святой Дух, который делает нас причастными Божественным энергиям. Он сообщает их нам и делает нас готовыми к их принятию. Все энергии происходят от Отца, сообщаясь Сыном во Святом Духе.

Божественные энергии неотделимы от Святого Духа и только человек, запечатлённый энергиями Святого Духа, становится личностью в истинном понимании этого слова. Действие Святого Духа состоит в том, чтобы даровать Божественную Энергию. Святой Дух есть тот, кто дарует, и Он же даруется. Он присутствует в своём даре, и Он передаёт свою собственную жизнь.

Когда святитель Григорий Палама говорит об излиянии Святого Духа, Его обитании, он имеет в виду, что нам даются Божественные Энергии, а не сам Святой Дух. Он отличает Святого Духа от Его даров. Но вместе с тем он настаивает на том, что дары, энергии Святого Духа неотделимы от Самого Святого Духа. Святой Дух не может даровать нам энергии, при этом не даруя самого Себя.

Человек под влиянием действия обоживающих энергий, становится «сотворенным» богом, но не Богом по природе, ибо сущность человека не становится сущностью Божией: Божественной природе человек становится причастным в Божественных энергиях и при этом мы не поглощаемся Богом, но «общаемся» с ним.

Именно этот Путь, Путь Благодати и открывает и дарует Спаситель своим ученикам. Через Учение Иисуса Христа причастность Богу для людей становится реальна.

Благодать, обоживающий дар Святого Духа есть сияние самой Божественной природы, благодаря которому Бог общается с теми, кто этого достоин и на это способен. Если бы дар был бы отделён от Святого Духа, то он не мог бы обожить причастных ему. Роль Святого Духа как Утешителя состоит в том, чтобы посредством любви, Божественного действия, соединить человека с Троицей.

Фаворский свет, свет Преображения, Царство Божие, открываемое для человека, считается святым Григорием Паламой главным Божественным действием.

Быть причастным Фаворскому свету – значит быть таинственным образом причастным Источнику, нераздельным излучением которого этот свет является. Через этот Нетварный Свет Бог снисходит к нам, присутствуя в нём.

Учение святого Григория Паламы, Исихазм, может быть определено как богословское оправдание возможности непосредственной встречи человека с Богом. Бог, непостижимый в Своей сущности, может быть познан через Божественные Энергии, приобщаясь к которым человек становится причастником Божественного существа.