Как спасали еврейских "чернобыльских" детей

На модерации Отложенный

Когда в 1986 г. взорвалась Чернобыльская АЭС, киевские городские власти даже не почесались, чтобы организовать вывоз детей из опасной радиоактивной атмосферы. Люди сами пытались спасти своих детей, беря штурмом поезда на все направления. Слышал лично - наша родственница с ребёнком приехала в Воронеж и обо всей киевской обстановке подробно рассказывала.

Но от чернобыльской катастрофы пострадали и в Белоруссии. И в отличие от украинских властей о необходимости спасения и лечения детей заговорил Белорусский фонд мира, который возглавлял ветеран войны Марат Фёдорович Егоров. По его обращениям в Белоруссию стали поступать из разных советских республик чистые продукты для школ и детских садов, начали вывозить детей в здравницы Крыма и Кавказа.

Но с еврейскими детьми вопрос стал особняком. Родители хотели вывезти детей на лечение в Израиль. Естественно, с прицелом на выезд туда всей семьи. И вот здесь возникли сложности. Между СССР и Израилем в то время не было дипломатических отношений и прямых авиасообщений. Требовались большие финансовые средства, И первой, откликнувшейся на беду, международной организацией стала "Агудас Хасидей ХАБАД", располагавшейся в Московской синагоге на Большой Бронной.

Возглавил операцию по вывозу еврейских детей раввин Ицхак Коган.

Помогал в этом и Егоров, обращавшийся даже в Совет Министров БССР. Как он рассказывал, в Совмине его  отругали: "Что ты делаешь? Ты понимаешь, что это еврейские дети?"

Решать проблем приходилось много. Визы в голландском посольстве (216 детей и 40 сопровождающих), оплата спецрейса дизельного поезда в Минск, проблемы с самолётами - Аэрофлот отказался, два заказанных самолёта из Румынии не разрешили принять в Минске. Егоров через дипломатов связывается с США и выходит на аппарат ООН. Три дня переговоров - а дети в аэропорту. Что едят? Где спят?

Румынские самолёты наконец прилетели в Минск. Но Украина не даёт воздушный коридор.   Польша разрешила, и наконец, прилетели в Лондон. Тут румынский зкипаж отказывается лететь дальше и возвращается домой. Более 250 человек застряли в Хитроу. На помощь пришли местные еврейские организации - детей накормили, обогрели. 

К проблеме подключился газетный магнат Макс Уилл и предоставил свой личный самолёт. Но прямой коридор через Европу не дают, и лететь приходится над Атлантикой  и Средиземным морем.

Наконец - Тель-Авив. Детей увозят в Кфар-Хабад. Дальше - понятно.

 

Написал по материалам статьи Якова Басина.