Мне предложили распилить золото партии
На модерации
Отложенный
Куда делись миллиарды КПСС? Где осело золото партии? Страсти вокруг партийного наследия, его размеров и местонахождения не утихают до сих пор. Почему в начале 90-х выбросился с балкона своей квартиры «завхоз» КПСС Николай Кручина, а следом наложил на себя руки и его предшественник?
Бывший премьер-министр Беларуси Вячеслав Кебич в своей новой книге «Беловежский гамбит» вспомнил о том, как после распада СССР делили деньги. Политик рассказал «Комсомолке», как и почему именно ему предлагали решить судьбу «золота партии».
Фото Павла Мартинчика, «Комсомольская правда в Белоруссии»
– Вячеслав Францевич, многие до сих пор не верят, что золото партии существовало...
– А куда, по-вашему, оно девалось? Ведь мы все многие десятилетия платили взносы. Ни много ни мало – ежемесячно 1% от зарплаты. Я посчитал, что за свою партийную жизнь добровольно, взносами, отдал КПСС две первых модели «Жигулей»!
В бытность генеральным директором завода Кирова я получал от 1000 до 1200 рублей. Хотя оклад у меня был 340 рублей. Ввиду того, что наш завод выпускал продукцию на экспорт, а в соцсоревнованиях мы занимали первые места, я получал в разы больше.
Это были огромные по тем меркам деньги. Вот и считайте: если я получал 1200, то каждый месяц отдавал партии 12 рублей, по-простому – килограмм селедки.
Так что мой ответ – золото партии существовало. Но я не имею в виду примитивно золото в слитках. Скорее, это были советские рубли.
«Они готовы были дать деньги мне, но не стране»
– А почему именно вам предложили стать хранителем золота партии?
– Накануне распада СССР я встречался в Москве с одним крупным банкиром (не хочу называть фамилию, его уже нет в живых). Я не знал, зачем меня пригласили, но имел свою цель: добыть деньги для нашей республики. Мой финансовый интерес заключался в том, чтобы спасти Беларусь от краха.
Во время разговора с банкиром появилась племянница секретаря Московского горкома КПСС. И они начали меня расхваливать: мол, мы знаем про вашу преданность делу, про налаженные связи за рубежом. Поэтому и предлагаем принять участие в проекте по совместной реализации золота партии. Уточню: не присвоения, а реализации. То есть накануне развала Союза золото партии нужно было превратить во что-то, например, в недвижимость за границей.
Но я сразу отказался, сказал, что заниматься этим не хочу. Возник вопрос: «Но мы вас уже посвятили...» На что я пообещал, что нигде не буду распространяться на эту тему.
Фото из личного архива Вячеслава Кебича
– А какой это был год?
– Это был 90-й год: еще существовал Советский Союз, еще Горбачев был во главе, еще не было Беловежского соглашения. Но нормальные люди смекнули, что время СССР закончено.
– И о какой сумме тогда шла речь?
– Называлась сумма порядка 400-500 миллиардов американских долларов.
– Но в золоте партии была и определенная толика средств белорусов...
– Я не такой наивный был человек, чтобы надеяться, что мне кто-то что-то даст. Они могли дать мне лично: человеку, который вовлечен в эту аферу. Но у меня не было надежд, что я могу получить что-то для республики.
Не хочу называть фамилию, но очень долго потом в нашей стране ходили слухи о том, что один из первых секретарей обкомов партии присвоил себе часть партийных взносов, которые мы не успели перевезти в Союз. То есть часть золота партии.
– Наверняка те же люди не поверят и вам, когда услышат про ваш отказ.
– Знаю, что многие причисляют меня к ярым партийцам. И я до сих пор не отказываюсь – я был честным коммунистом. Но к партии я имел отношение постольку-поскольку. В мою бытность вторым секретарем горкома КПСС я курировал промышленность, все силовые структуры и торговлю. На этом не заработаешь, доступа к взносам у меня не было.
Потом меня перевели на должность заведующего отделом тяжелой промышленности ЦК, и опять я практически не имел отношения к партийному строительству. Взносы платил, волю партии выполнял, но занимался хозяйственной деятельностью.
– Так крепкий хозяйственник – он же всегда при финансах!
– Скажу честно: той зарплаты, которую я получал как директор завода, даже будучи председателем Совета министров, я не достиг. Я получал почти в два раза меньше – всего 700 рублей. Знаю, что многие и сейчас не поверят моим словам...
«Я догадывался, кому еще могли сделать предложение»
– А у вас не было сомнений: насколько серьезны разговоры этих людей о дележке золота партии?
– Нет, я знал, что это реальное предложение и очень серьезные люди. Я знал управляющего банком, где происходили эти переговоры. Кстати, он тоже в итоге плохо закончил.
– Но вы же, как человек неглупый, потом анализировали: куда утекло золото партии?
– Скорее всего, оно расползлось по миру. Возможно, осело в зарубежных банках или в карманах предприимчивых людей, знавших о его существовании.
Я один из последних могикан, кто знал про золото партии. Кто остался? Шушкевич, который не имел к этому никакого отношения. Тут я его обеляю полностью: он в золоте партии не замазан. Он зарекомендовал себя антисоветчиком, и про него и мысли не возникло.
Кто еще? Кравчук. Но он тоже не имел особого доступа к золоту партии. Кто остался в России? Да уже никого, все покинули этот бренный мир...
– Но вы наверняка думали, кому еще из Беларуси вместо вас могли предложить распилить золото партии.
– Я мог догадываться. Но по прошествии времени, зная, как сегодня живут те люди, я эту догадку отметаю. Те, на кого я мог тогда грешить, не имели никакого отношения к золоту партии.
|
Вячеслав Кебич - один из последних, кто остался в живых и имел отношение к золоту партии. Фото: Юрий ИВАНОВ. |
«Чтобы спрятать концы, свидетелей убирали»
– Вячеслав Францевич, не поверю, что вы ни разу не пожалели о своем решении! Ну, если отбросить все страхи. Ведь озолотились бы!
– Ни разу не пожалел. Я не могу понять, зачем миллионерам еще больше денег? Что, он в могилу их понесет? У меня нормальная пенсия, мне хватает.
Многие и сегодня пускают слезу: «Вот, если бы вы меня тогда, в 94-м, послушались, то не проиграли бы выборы». А я честно отвечаю: «Спасибо народу, который освободил меня от этого ярма! Я стал свободным человеком!»
– Ну, это вы сейчас так говорите!
– Ну, конечно же, не сразу после выборов. Но сегодня я свободный человек: когда хочу – на рыбалку еду, когда хочу – домой, что хочу – то и делаю, я сам себе хозяин. А останься во власти, дожил бы я до сегодняшнего дня?..
– Но власть денег никто не отменял...
– А я приведу в пример судьбу Березовского. Или судьбу Лужкова. И что – им помогли их деньги, они сегодня им рады?
– Допускаете возможность, что мы еще увидим нерастраченные остатки золота партии?
– Не допускаю (улыбается). Они же все равно у какого-то человека. А он что, будет делиться? Исключено. Этих денег уже никто никогда не увидит, «Титаник» не всплывет, как и миллиарды КПСС. Если бы мне сегодня снова предложили распилить золото партии, я бы опять отказался.
– А вас не терзали муки совести, ведь вы могли сослужить службу белорусскому народу, все-таки попытавшись какую-то часть золота партии увести для нашей страны... Ну да, возможно, ценой собственной жизни.
– Вот хорошо, что вы это добавили (смеется). А то я хотел возразить, что если бы я получил свою долю и обнародовал бы это, то вы правильно сказали: мне бы уже был кирдык.
– Признайтесь, струсили?
– Если честно, то да – струсил. Я знаю, чем могли окончиться подобные предложения. Обычно вначале все хорошо, а потом начинаются разборки, причем между своими. Да, я струсил. Ну и что?
Как показывает история, чтобы спрятать концы, свидетелей убирали. И это понятно: когда такое становится достоянием гласности, домыслы превращаются в улики.
Я уверен, что смерть Николая Кручины – управляющего делами ЦК КПСС, который заведовал финансовыми потоками – была неслучайна. Я знал его лично, мы вместе отдыхали на Нарочи. Это был очень умный солидный человек моего возраста. Ну не мог он сам выброситься с балкона, значит, ему помогли. А вы еще спрашиваете, почему я отказался. Я не хотел бы для себя такого трагичного финала, который вскоре постиг и его предшественника, некогда всесильного финансиста КПСС Георгия Павлова. Лучше быть бедным, но живым.
Татьяна Шахнович
Комментарии
Это и контрибуцимя Германии (Ленинский цирк- страна победитель- платит проигравшей- а та-УЖЕ США И БРИТАНИИ.)
Это и паровознай афера Ленина-Ломоносова..
имног мног чемоданов рассованных по банкам Европы.. " на продолжение борьбы"
Документы о III Интернационале /Сразу после первого конгресса коминтерновцы обратились за помощью к РКП(б). Ленин, Зиновьев, Троцкий сочли за честь пойти им навстречу. Мечтая о мировой революции, большевики решили приблизить ее с помощью щедрого финансирования. Уже в марте они выделяют Исполкому Коммунистического Интернационала (ИККИ) миллион рублей, в мае – 3 миллиона, далее эта сумма увеличивается до 10 миллионов. С апреля по август ИККИ получил: от ЦК РКП(б) 6 млн 340 тыс. рублей; из секретного фонда Ленина – ценности на 3 млн 528 тыс. рублей; из Госбанка валюту – 8 тыс. и 50 тыс. шведских и австрийских крон, 125 тыс. и 77300 немецких и финских марок. Осенью Скандинавское бюро получило от ИККИ миллион рублей и ценности, за которые выручили 60 тысяч крон.
Почему коммунистические вожди- должны были действовать по иному нежели основокалоположники
Ибо не были вполне уверены в своей окончательной победе (Маркс то пишет- что революция только мировая возможна- И ВЕДЬ ПРАВ ОКАЗАЛСЯ!!! В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ!)
В 30х годах- все кто назвал номера счетов сталинским костоломам- умерли вполне безболезненно.
Только в ВЛКСМ и только недвижимости Спутника за рубежом было на миллиарды...))))
Она была более чем достойной. Я, освобожденный секретарь ВЛКСМ в ПТУ получал 180 руб, не считая бонусов..))) Самый низший чин, кстати.
Зарплата в аптеке - 105 руб была...
Коммунистов было 18 миллионов. Взносы платили по 1 проценту от зарплаты. Кебич с 1200 рублей платил 12 рублей. Но таких были единицы! Основная масса коммунистов платили по 1 рублю 50 - 2 рубля. Ладно, возьмём по 2 рубля, получается 36 миллионов рублей имела казна КПСС в месяц. Атеперь всомним партийное хозяйство, требовавшее расходов. Зарплата и так далее. Недаром же никто в СССР не читал партийную макулатуру, заставляли силком подписываться. Книги партийных чинуш никто не покупал. НЕ было в СССР у партии никаких хозяйств! Откуда же доходы? ТИпографии дышали на ладан, какой дурак будет покупать воспоминания ЧЕрненко. Даже Зюганов не станет их читать. А детективы партия не печатала.
А теперь возьмите справочники и посмотрите, какие компартии были в мире.. А ведь всем им ЦК КПСС помогал! И помогал долларами США! Так откуда же золото партии? Вспомните, какая была зарплата у инструкторов - слёзы! Не было у КПСС ресурсов для хорошей оплаты. Так что не было никакого золота. Сказки всё это.
Золото партии - это НЕ взносы. Это многочисленные тайные счета на помощь друганам и недвижимость.
Многие миллиарды в валюте. Именно на эти деньги и началась первичная приватизация.
Вспомни хотя бы Диму с брюликами.
КУДА СПРЯТАЛ???????????????????????
Какие тайные счета?
Те, на которые содержались бесконечные компартии, террористы и проч.
А недвижимости (зарубежной) только у Спутника (помнишь что это такое?) было на - миллиарды.
Не будь наивен.
Зарубежную?...))))))))))
Как и счета?!..))
Малыш, я тя не уговариваю... некоторых учить - только портить..))
Ельцыноиды наконец!
Виноват - исправлюсь :)
П.С. Современный Алиев не сын Г. Алиева.
---------
где вас таких набирают, на Селигере?!..)))
Ильхам Алиев родился 24 декабря 1961 года в Баку, в семье начальника Контрразведывательного отдела КГБ Азербайджанской ССР Гейдара Алиева.
Пресловутое "золото партии" в массе своей ушло в коммерческие банки, которые стали как грибы создаваться после 1989 года, в качестве уставного капитала и депозитов, которые потом никто не взыскивал. Однако еще лет 15 после 1991 года приходили товарищи из КПРФ и забирали проценты за пользование.
В числе прочих партийными деньгами отлично попользовался и Ходорковский.
Глупость какая то это "золото партии". Каждый месяц собирались взносы и каждый месяц функционеры получали зарплату. Уж не помню цифру, но приблизительно на 100 членов в организации полагался освобождённый секретарь. Взносы зарплатой и перекрывались. Что то уходило на верх в райком, обком, цк.Если и оставались деньги, то скорее всего тратились на мероприятия или помощь. Накопления могут делать люди неуверенные в завтрашний день, а руководство партии держала в руках всю экономику страны и как то разваливаться не мечтала.
1. Вы в курсе об источниках партийного бюджета? Вряд ли. Вы в курсе - с какого счета Госбанка СССР финансировались национально-освободительные движения? Сомневаюсь. А что вам известно об инвестициях в предприятия за кордоном, вроде как для поддержки местных компартий? Наверняка не знаете. А считать что всё на копеечных взносах все крутилось - детский сад.
2. Насчет освобожденного секретаря вас обманули. Партийные комитеты на правах райкома были только в больших организациях и на предприятиях.
3. Все взносы уходили "наверх", внизу ничего не оставалось. Финансирование шло сверху вниз. Никаких накоплений в любых парткомах не было по определению. Они существовали как бюджетные организации.
4. Партия не держала в руках экономику страны, для это был Совет министров. Партия занималась формированием стратегий и работала эффективным противовесом в отношении государства. Как только партию убрали, государство стало самодостаточным монстром и пошло вразнос.