Антониу де Оливейра Салазар. Диктатор. (продолжение)
Начало статьи можно прочитать здесь:
http://maxpark.com/community/5507/content/2309829
http://maxpark.com/community/5507/content/2329434

1935 год, 17 февраля. Президентом Республики был переизбран на безальтернативной основе сроком на 7 лет генерал Антониу Оскар де Фрагозу Кармона (он будет занимать этот пост до конца своей жизни, до 18.04.1952 года, получив третий мандат в 1949 году).
Кармона был политиком с большим стажем, осторожным и умеренным в своих политических убеждениях. Между Президентом Республики и Главой Правительства было полное доверие. Длительное пребывание на посту Президента генерала Оскара Кармоны было одним из факторов стабильности. Начиная с 1935 года, его политическая роль всё более сводилась к простой функции присутствия. Некоторые правоведы классифицировали эту ситуацию как «президенство канцлера»: доминирующие прерогативы Президента Республики исполнялись канцлером или Главой Совета Министров, т.е. напоминала Конституцию Германии времён Веймарской республики. Но в Португалии это было не «президенство канцлера» а «салазаризм» (кстати, самому Салазару этот «изм» очень не нравился), так как исключительная личность и власть Главы Правительства следовала особенностям существующего режима.
Реорганизация государства отразилась на всех сферах деятельности национальной экономики, власть Правительства ощущалась постоянно. Это присвоение власти государством выразилась в ограничении и в области гражданских свобод. Существовала полицейская служба политического характера располагающая разветвлённой сетью тайных информаторов, которая подавляла деятельность политических движений, не разрешённых правительством (особенно Партии Коммунистов Португалии – PCP), попытки забастовок, манифестаций и т.д.
Официальная пропаганда рассказывала о прелестях сельской жизни, о вводимых порядках в школах и на фабриках. Публичные функционеры избраны как приверженцы политической идеологии.
Начиная с 1936 года, Оливейра Салазар возглавляет Совет министров, Министерство финансов, Военное министерство и Министерство иностранных дел.
1936 год, 28 мая. В своей продолжительной речи, произнесенной по случаю знаменательной даты - десятилетию совершения Военного переворота, Салазар говорил об определяющих принципах доктрины государства – о семье и работе. Позже это трансформируется в единую фразу: «Бог, Родина, Семья». В школах проводятся «уроки Салазара», где ученикам разъясняют основы национального образования.

Уроки Салазара:"Бог, Родина, Семья: трилогия национального образования"
«Учите сыновей работать, учите дочерей скромности. Они не будут святыми, но как минимум, будут христианами!» (Салазар).
В предыдущей части этой статьи я писала в своём комментарии о том, что приводило в ужас Салазара – беспорядок, коммунизм и война. Первым большим испытанием для него была начавшаяся в июле 1936 года гражданская война в Испании.
Гражданская война в Испании началась с восстания военных, которым руководил генерал Фрасиско Франко, против правительства «Народного Фронта». Испания была разделена на два противоборствующих лагеря-республиканцев и националистов. Правительство Португалии по просьбе Англии и Франции присоединилась к их плану невмешательства во внутренний конфликт Испании. Генералы не смогли, как ожидали, одержать быструю победу. Мятежников поддержали фашистская Италия и нацисткая Германия. Республиканцам помогали в их борьбе созданные интернациональные бригады, Советский Союз оказал техническую и материальную помощь. Таким образом, гражданская война в Испании вылилась в противостояние между силами коммунизма и антикоммунизма и приняла международный характер.
Коммунизм, эта ересь, главный враг Салазара. Именно поэтому он начал поддерживать Франко, так как в случае победы республиканцев идеи коммунизма могли распространиться на весь Пиренейский (Иберийский) полуостров, что угрожало Португалии потерей независимости.
Общественное мнение было мобилизовано для поддержки мятежников. Оппозиция открыто поддерживала республиканцев.
1936 год, 28 сентября. В Лиссабоне была подавлен мятеж моряков Военно-Морского флота. «Красные моряки», как их называли, члены коммунистических ячеек, созданных на флоте еще в 1932 году, совершили попытку захвата трёх военных кораблей «Дау», «Барталомеу Диаш» и «Афонсу де Албукерк», планируя вывести их из русла реки Тежу, с целью примкнуть к воено-морским силам испанских республиканцев. Были атакованы наземной артиллерией, что привело к многочисленным жертвам. Десять человек погибло, мятежники были арестованы. В своём заявлении прессе Салазар сказал: « Сонательно и с непоколебимым спокойствием отдал приказ, который выше всех сентиментов. Корабли Военно – Морского флота Португалии могут быть потоплены, но не могут поднимать никакой другой флаг кроме португальского».
Спустя несколько месяцев левые организации напомнили о себе, заложив бомбы в зданиях Министерства национального образования, посольства Испании, нескольких заводов по производству оружия и частной радиостанции «Португальский Клуб», которая вела пропаганду организации помощи испанским националистам. Крайне левые организации также были отвественны за взрыв бомбы 4 июля 1937 года. Этобыло покушение на Салазара. Взрыв бомбы не причинил ему вреда. Эта новость была неожиданностью для всей страны, и в Лиссабоне собралось множество людей, для того, чтобы приветствовать Главу Правительства.
«1936 год, 30 сентября. Лиссабон. Создан «Португальский Легион» - милиция добровольцев, которая, в первую очередь, должна быть готова к защите Родины и охране общественного порядка в той соразмерности, которая этого порядка требует...»
«Португальский Легион» был создан по инициативе членов движения, считавшихся более радикальными, в какой-то степени вдохновлёнными такими организациями как «SA» в Германии (коричневые рубашки) и итальянской « MVSN» (чёрные рубашки). Салазар возражал против создания «Португальского Легиона», потому, что считал - НОВОЕ ГОСУДАРСТВО не нуждается в помощи народной милиции для самоутверждения, так как организации такого типа способствовали приходу к власти нацистов в Германии и фашистов в Италии.

«Португальский Легион» передали в подчиненеие Министерству внутренних дел и использовали её членов для разгона не разрешённых законом манифестаций, забастовок и т.д. В случае войны или тяжёлых чрезвычайных обстоятельств они переходили в подчинение Военному Министерству и Министерству Военно-Морского флота.
Членами «Португальского Легиона» могли стать мужчины от 17 до 40 лет.
Деятельность этой организации была прекращена 25 апреля 1974 года.
В этом же году специальным декретом Министерства национального образования была создана организация « Молодёжь Португалии», мужская и женская, для детей от 7 до 14 лет. Для учащихся быть членом этой организации было обязательным. Целью этой организации было стимулирование всестороннего развития, физических возможностей, формирование характера в духе преданности Родине, соблюдение дисциплины, культа моральных ценностей - гражданских и воинских. Девочкам прививали вкус к домашней жизни и осознание социальных особенностей своего пола, ориентированного на точное исполнение своей миссии в семье, которой принадлежат, и в жизни государства.
«Молодёжь Португалии» также перестала существовать в 1974 году.
Между 1936 и 1937 годами зарегистрирован пик политических арестов. Некоторые оппозиционеры высланы из страны, те, кто не успел покинуть страну нелегально, и продолжал активную деятельность, были высланы на остров Таррафал (CaboVerde– Острова Зелёного Мыса, колония Португалии), где был организован концентрационный лагерь.

Заключенные лагеря писали письма Салазару с жалобами на плохое с ними обращение охранников, но ему не хотелось портить отношения с политической полицией (PVDE). Дело ограничилось формальными назиданиями.
В 1937-38 годах началось проведение реформ в армии. Совместно с модернизацией был усилен политический контроль над вооружёнными силами с целью избавления от последних республиканцев.
1939 год, 17 марта. За несколько дней до вступления вооруженных сил генерала Франко в Мадрид между Португалией и Испанией был подписан в Лиссабоне «Пакт о дружбе и ненападении», которым Португалия фактически признала правительство Ф. Франко. Инициатива исходила от испанской стороны. Отношения между двумя государствами Пиренейского полуострова, таким образом, вступили в новую фазу, которая, с одной стороны, гарантировала более дружественные отношения (чего не наблюдалось в прошлом), а с другой стороны, давала надежду сохранить пространство полуострова вне зоны конфликта во время надвигающейся Второй мировой войны. По условиям подписанного договора Салазар и Франко обязались взаимно соблюдать границы обоих государств, а также проводить консультации между собой для выработки общей позиции касающейся международных вопросов.

Трактат был настоящей дипломатической игрой, так как Салазар знал, и существуют документы, подтверждающие это, о намерении Франко захватить Португалию - он в любой момент мог нарушить договор. Но Франко просчитал, что Португалия может сопротивляться в течение одной недели. Этого времени хватало для того, чтобы на помощь Португалии пришли британские войска, а Франко не сумел договориться с Германией и Италией о помощи в случае его нападения на Португалию.
Может быть, по этим причинам переговоры сопутствующие подписанию «Иберийского Пакта» (Pacto Iberico), имели активную поддержку дипломатии Соединенного Королевства. Поддержка иберийского национализма была для Лондона формой тормоза экпансионистским намерениям Германии и Италии - двум силам, которые уже были вовлечены в гражданскую войну в Испании.
Таким образом, ось Берлин – Рим была выровнена, и два государства Пиренейского полуострова сохраняли нейтралитет до конца Второй мировой войны.

«1 сентября 1939 года. Лиссабон.
САЛАЗАР ОБЪЯВЛЯЕТ НЕЙТРАЛИТЕТ И ОБЕЩАЕТ МИР НАРОДУ ПОРТУГАЛИИ.
Гитлер захватил Польшу. Это была молниеносная атака, которая застала врасплох политические круги.
Немецкая армия, насчитывающая 13 миллионов человек – самая могущественная в Европе.
В полдень глава Правительства, доктор Оливейра Салазар пригласил для аудиенции сначала министра Германии, а затем посла Великобритании в Лиссабоне. После этих консультаций он вручил для прессы официальную ноту, где заявил: « Обязанности нашего союза с Англией, от которых мы не хотим освобождать себя в такой тяжёлый момент, не обязывают нас в такой чрезвычайной ситуации отказываться от соблюдения нейтралитета. Правительство взвесило, с самой высокой ответственностью или высочайшей милостью Провидения, возможность сохранения мира для португальского народа и надеется, что ни интересы страны, ни наши достоинства, ни наши обязанности не должны подвергаться опасности».
«Считаем, что война это зло, даже когда это необходимость, но знаем, что для народов существует еще большее зло, потому, что есть то, что хуже смерти и нищеты – это бесчестье и унижение». (Антониу Салазар).
(продолжение следует)
Комментарии
Видимо везде, в каждой стране, актуален этот принцип: был ли хорош узнаем, когда он умрёт и власть поменяется...
А Салазаре открываю для себя новое! Некоторые его лозунги мне понравились «Учите сыновей работать, учите дочерей скромности. Они не будут святыми, но как минимум, будут христианами!» (Салазар).
Этот лозунг актуален и сейчас..
С точки зрения СССР он конечно был диктатором.Он тоже жестоко давил любое инакомыслие.
Если народ приветствовал его политику,то почему после его смерти народ стал все менять?
Жду продолжения.Тогда можно будет сделать выводы.
Очень нравится его политика по строительству государства через укрепление семьи.
Тексты длинноватые, "на любителя", не обещаю, что прочитаю от А до Я, возможно, Вы где-то упоминали о таком факте - во временном промежутке между первой и второй мировыми войнами на смену королям и императорам в Европе пришли диктаторы. Во многих странах Европы, так будет точнее. То есть, появление диктатур закономерность. Или результат войны, революций и прочих потрясений, неважно.
Диктаторами были не обязательно гении и злодеи, какой нации как повезло, но самые яркие из них добились огромных подвижек в экономике в первую очередь, что повысило качество жизни - конечно, если государству удалось избежать войны. Если не удалось, диктаторы воевавших государств стали изгоями или героями. Хотя у всех категорий диктаторов было общее - они были заложниками общемировых обстоятельств.
Согласна с Вами, что текст объемный. Но что поделать - мне приходиться для того, чтобы разобраться кто такой Салазар, описывать сорокалетнюю историю Португалии. Короче не получается. Извините.
Работайте - сам процесс доставляет удовольствие.
В Португалии жила и работала 10 лет - с 1992 по 2002г.г.
Сокращаю прорехи в образовании..))
Хотя бы - чтобы не повторять ошибок..)
После ваших статей я несколько поменял взгляд на этого человека и тот период...)
Я рада слышать, что у Вас несколько изменилось мнение о Салазаре. Поверьте, что я стараюсь писать объективно и основываясь на документах португальских историков, которые тоже по-разному оценивают тот период. Приходится сопоставлять, искать неопровержимые доказательства того или иного эпизода жизни Салазара. Что получится в результате - обсудим...)
И по поводу Салазара (я не зациклен, стараюсь учиться и узнавать новое), и по поводу - обсудим, конечно..))
Зовите!!
До встречи на продолжении! )))
Позиция Салазара понятна, нейтралитет - он, конечно, хорош. Но до тех пор, пока до тебя не добрались...
а еще очень интересно, а каково отношение к Салазару современных португальцев?
Я часто бываю на сайтах, где молодые люди обсуждают прошлое своей страны, а именно те годы, когда у власти был Салазар. В большинстве своем эти люди, родившиеся после 1974 года, после свержения режима, относятся к тому периоду своей истории негативно. Те же, кто жил в то время, сопоставляют невольно уровень жизни 30 - начала 70 годов и оценивают его положительно. Я еще об этом буду писать, приходите. Спасибо!
А вот то, что фотографы стремятся в Португалию меня не удивляет. Удивительно красивая страна!