Почему актерство убивает душу.
Обыкновенному, простому обывателю, жаждущему «зрелищ», то, что я сейчас скажу может показаться кощунственным, оскорбляющим его кумиров, верным и преданным поклонником которых он является. Тем не менее, как это ни горько и печально осознавать, но актерство убивает, развращает душу. Только немногие из актеров, надо полагать самые одаренные, обладающие глубоким духовным стержнем, выдерживают эту схватку в жизни со своими перевоплощениями на сцене театра и съемочных площадках кино. Зритель видит только красивую картинку, внешнюю, глянцевую сторону профессии актера - его блистательную игру, глубину вхождения в образ героя, которого он играет. При этом ему безразлична личность самого актера, те нравственные и душевные издержки, которыми он расплачивается своим актерским перевоплощением. Увы, актеры - это не кумиры, не звезды. Люди, которые относятся к актерам с почитанием и обожествлением не уважают прежде всего себя, низводят себя до уровня серой, зомбированной массы. Таких людей мне очень жаль, они являются лакомой добычей для манипулирования ими и использования в интересах тех или иных социальных или государственных групп.
Ведь что такое актерское мастерство, как не абсолютная раскрепощенность, полное вхождение в образ, который порой является полной противоположностью той личности, которую из себя представляет актер, как человек. Зачастую ему приходится играть злодеев, убийц, насильников. А что значит сыграть любовника? Наверное, здесь без истинных чувств и эмоций не обойтись. Люди должны, как по Станиславскому, верить, верить, что актер любит искренне, по-настоящему. Согласитесь, влюбиться в своего коллегу по актерскому цеху, не обладая искусством актерской раскрепощенности, это не так уж просто, ведь в какой-то степени это стирание нравственных запретов, преодоление духовного табу. Представьте себе на минуту, что актер женат, и не на актрисе, а на представительнице другой профессии. В таком случае игра героя-любовника — не что иное, как разновидность "измены", «добровольной проституции». Так сказать, "измены" ради искусства. Актер как бы на время спектакля и киносъемки должен забыть, что он женат, любит свою жену. И ради «доброго и вечного», искусства сознательно идет на такую «жертву». Но и это полбеды. Всякий раз, такие игры с актерской раскрепощенностью приводят к тому, что у актеров со временем атрофируется «целомудрие души», упраздняются и нивелируются рамки дозволенного и в личной жизни. У многих актеров, в связи с особой спецификой их профессии, существует искушение проживать несколько жизней и вне театра и кино. Это связано с тем, что такие интимные атрибуты влюбленности, как поцелуи, ласки, прикосновение к женскому телу размываются, становятся легкодоступными, теряют свою чистоту и невинность. То, что в обычной жизни мужчина никогда не позволит себе сделать с совершенно незнакомой ему женщиной, которую не любит, актер, обладающей актерской раскрепощенностью, без особого труда сможет проявить свою «любовь» на сцене и даже вне ее.
В чем нет ничего удивительного: раскрепощенность - основной инструмент актерского мастерства, необходимый элемент успешного вхождения в образ. Поэтому для сохранения душевного и нравственного здоровья актеру важно соблюдать грань, меру этой своей раскрепощенности. К сожалению, это удается не каждому актеру. Не случайно раскрепощенность актеров за кулисами, в реальной жизни - весьма распространенное явление. По-видимому, многие их них еще долго не могут выйти еще из образа и продолжают играть и в жизни.
Гипертрофированная чувствительность, жажда новых ощущений и впечатлений, размытость и нечеткость жизненных и нравственных идеалов, - вот далеко не полный перечень издержек актерской профессии. Если к этому прибавить тщеславие и снобизм, всегда сопутствующих славе и известности актеров, не удивительно с какими демонами приходится бороться человеку искусства. Зрителю, особенно поклонникам таланта идолов театра и кино, свойственно идеализировать своих кумиров, преклоняться их мастерству. Но многие ли из них отдают себе отчет в том, что в жизни их кино- и телезвезды хуже, невыносимее самых обычных людей. Говорю это не понаслышке, у меня бывшая жена тоже из актеров. И эти закулисные сценки с продолжающейся актерской раскрепощенностью мне знакомы. А если учесть, что роли она исполняла преимущественно «скурвившихся» женщин, можно ли сомневаться какое развитие имела бы ее актерская раскрепощенность вне сцены в дальнейшем. Во всяком случае при разводе она сказала, что могла это делать с легкостью. Играя, актеры отдаются сполна тому образу, в котором они пребывают, расходуют столько сил и энергии, что после спектакля или киносъемки им просто "не хватает эмоций". В семье и браке, где все стало обыденным и страсть прошла этот дефицит эмоций не восполнить. Вот и ищут они ее на стороне, в новых отношениях. По-человечески жалко таких актеров: не могут свою жизнь прожить достойно, а пытаются донести высокое свое искусство жизни до масс. Поэтому с известных пор я невзлюбил актерство и все, что с ним связано. Хотя и отдаю себе отчет в том, что не все актеры легкомысленны. Как бы то ни было, я не завидую славе, известности и популярности актеров. Для меня они никогда не были и не будут кумирами. Я старомоден и предпочитаю уважать и ценить писателей, ученых, философов. А если уж смотрю фильмы, то в качестве праздного времяпровождения, абстрагируясь от игры актеров, не восторгаясь особенно их талантом и удачным перевоплощением. Не хочу показаться ханжой и снобом, но эти игры с раскрепощенностью опасны как для нравственности человека, так и его души. Они убивают индивидуальность, личность, делают из актера вместилищем множества душ. Одним словом, делают «одержимым бесами».
Комментарии
Комментарий удален модератором
"Говорю это не понаслышке, у меня бывшая жена тоже из актеров. И эти закулисные сценки с продолжающейся актерской раскрепощенностью мне знакомы."
Я лично не профессиональный актёр, но вот уже более 30 лет играю после работы в народном драматическом театре. Играл и героев и злодеев. Был до прихода в театр скованным, закомплексованным молодым человеком. Театр помог раскрепоститься, стать более живым, Сделал мо жизнь интересней.Это весёлое дело мне по-прежнему нравится. И я в этом совершенно не вижу ничего дурного для себя и окружающих.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А вот современным попам должно быть стыдно причислять актёрское мастерство к бесовщине. Они не только театр и кино предают анафеме, но и литературу (прозу, поэзию) и танцы и песни если они не духовного содержания. Отрыжка средневековья, мракобесие и маразм закостенелых ханжей и фарисеев!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Насколько я помню, перечисленные Вами актеры почти не играли отрицательные роли. Им практически не пришлось себя ломать и казаться тем, кем им не свойственно. Амплуа правильного и праведного актера - это просто, это эффектно, это гарантия популярности и нескончаемых поклонников. К Вашему списку я бы добавил еще мною уважаемого (не ошибусь, всеми уважаемого) А. Баталова. Я не помню его в роли, где его можно было плохо охарактеризовать. Он в основном играл (демонстрировал) себя, свой характер и свою душу.
Но как быть, например, вот этим актерам?
(С Вашего разрешения,взял в пример только один фильм)
Смоктуновского... играл положительых, в основном, а по жизни был так себе человеком...
Всё как в жизни.
Слава богу, что у них есть много и положительных ролей, где они себя как бы реабилитировали.
Но были актеры, которым было уготовано судьбой или режиссерами играть в основном только мерзкие роли.
Вот, например, из фильма, где на его фоне резко контрастировал Алексей Баталов:
Мы можем (что в те годы, что в нынешние) сказать что-либо об этом актере? Для нас он остался воплощением мерзости. А какого было ему? Сколько он пережил за свое мастерство? А мастерство несомненное! И таких актеров было и есть не мало. Быть люто ненавидимым зрителем, повторюсь, это гораздо сложнее, чем играть народных любимчиков.
Мы даже не знаем жив ли он или нет и при каких обстоятельствах он прожил.
Забвение и непопулярность, что может быть хуже для актера...
А Вы знаете, сколько женщин причинили боль ему?
Если бы встретил ЕЁ среди актрис - да. Но у меня другой круг знакомых. Всё больше преподаватели...
Есть знакомые балетные - очень хорошая пара и ещё одна "девушка" 38 лет... танцует ещё! И всё. )))
Напомню бородатый анекдот (у меня все такие), сочинённый классиком советской литературы.
Королева, ложась вечером спать, вдруг вызывает дворецкого:
- Голубчик, подать сюда Ричарда Львиное Сердце!
- Ваше величество, так ведь он умер тыщу лет назад.
- Ничего не знаю. Подать!
Дворецкий звонит в театр, просит загримировать кого-нибудь и привезти.
Появляется рыцарь в латах, размахивающий мечом, и врывается в королевскую опочивальню...
Утром королева награждает дворецкого дорогим перстнем.
В тот же вечер королева приказывает привезти Фридриха Третьего Барбароссу. Дворецкий не рискует и велит привезти того же актёра... И так далее.
Через пару недель королева говорит:
- Ладно, позвоните ему, пусть приезжает без грима.
Дворецкий звонит, а актёр отвечает, что он уже 10 лет как импотент.
Анекдот называется "Искусство перевоплощения".
Так и все великие актёры. Они не живут, но играют в жизнь, играют роль. Немногие играют отлично.
А имени актрисы не назову, извините. Какая тут разница?
И когда я подросла и мне стали все пророчить театральный институт, я сказала, что я буду делать что угодно, только не буду актрисой.
Всё началось, когда моя покойная мама, точёная красавица с роскошным голосом, Царство ей Небесное, поступила в театральное училище, пройдя бешеный конкурс, но её отец, мой дед , узнав об этом, строго настрого ей запретил подобный род деятельности. Она сказал - актрисы в нашей семье не будет никогда.
А я с детства ненавидела эти подвыпившие, прокуренные , не одухотворённые ничем, кроме своей гордыни, перекошенные лица.
Основная же масса актёров - это низкопробные завистливые бездари, которые готовы на любую подлость, на любое совокупление с кем угодно . за роль.
И потом - актриса - это крепостная девка. У неё нет никаких прав. .. это просто каким же нужно быть мазохистом, подстраиваясь под каждого режиссёра? Под каждого актёра на сцене? Нюхать чужой запах изо рта, целоваться..(
Омерзительно.
Да, наверное, для этого нужно иметь особый склад психики. когда реально всё по барабану - кто лапает, кто тебя целует, кто смотрит на тебя с вожделением... и прочее..
Это очень тяжёлая стезя. Но есть умные актрисы, которые хитростью или особыми поступками (замуж за режиссёра и прочее) избегают подобной грязи. Их единицы. Их талант ТАК светит, что у людей не возникает даже повода предложить такому солнцу что-то низкопробное.
Дело в том, кто воспитал своих детей так, что они балдеют от подзаборных шуток и всякого низкопробного дерьма.
звонок по телефону: алло, это прачечная?
- ху..чечная, министерство культуры.
Только с выводами не согласен. Это очень нужная для людей профессия, что бы было что сравнить, а правильно ли твоя душа работает, и как нельзя ей это делать. Наглядно актеры и показывают, проживая жизнь других людей на сцене.
" Театральное же действо в собственном смысле может быть очень различно, даже полярно по своему трансфизическому значению. Шаляпин был глубоко прав, постясь и молясь после исполнения роли Мефистофеля. Спектакль "Жизнь Человека" был вреден и для автора, и для исполнителей, и для зрителей, потому что лишён того, что древние называли катарсисом. Все же сценические действа, проводящие актёра и зрителя через катарсис - духовный подъём и хотя бы кратковременное просветление, - глубоко оправданы. "
(Даниил Андреев: "Роза Мира" )
точно.
Просто оно виднее становится, когда на человека обращено усиленное внимание простых окружающих людей. Опять же: во многих человеках, живущих незаметно, затёрто и распылённо в массе народу, возникает вполне понятное чувство... что вот на артистов смотрят, они как бы всем видны и даже интересны - а он-то чем хуже?
И просто некому ему объяснить, что завидовать тут абсолютно нечему. Психические нагрузки и постоянный внутренняя самопереоценка, едучая внутренняя самокритика и постоянное "проламывание потолка", чтобы суметь выполнить по максимуму непростой набор внутренних задач, поставленных перед собой ролью и режиссёром.... это сильно подтачивает. Единственное средство остаться живым и не свихнуться у артиста только одно: всё осилить и победить.
Иначе твоё существование на сцене лишено смысла. Как и то, что ты артист.
Но роль прожита и сыграна. Воплощена. Твои товарищи тоже не подкачали - спектакль удался.
А вот теперь самое жёсткое.
Назавтра это всё уже было и ушло. И уже не в счёт.
Так что будь добр - соберись и всё сначала. Как Сизиф...
Просто оно виднее становится, когда на человека обращено усиленное внимание простых окружающих людей.""
более того, оно есть так иначе в каждом человеке. И в каждом же человеке идёт борьба добра со злом, совести с похотями.
Хоронить за церковной оградой. "Народные" артисты.
Возможно, что всё дело в разных школах и принципах обучения и самой профессии театрального артиста..Как и в личностной основе выбора этого трудного пути в дело своей жизни.
Если человек выбрал это дело затем, чтобы делать людей, общество и мир лучше, добрее и человечнее, а не просто погнался за успехом, известностью и всеми онёрами... вряд ли сказанное Вами применимо к нему и его личностному формированию и жизни его духа.
Не стоит расчёсывать нас всех под одну гребёнку. Хотя бы и а на основе опыта Вашей жены - которая сама из актрис.
В театре - как и везде - хватает бесовщины и грязи.
Но не стоит думать, что её природа именно в актёрском деле. А не в самих людях, которые это превносят в профессию - извне.
Я как раз знаю, о чём говорю. Поскольку больше 20ти лет работал артистом в питерских театрах. Начиная с ЛенТЮЗа.
Но люди мало где могут узнать или представить, что эта работа реально представляет из себя и насколько сложна - даже если ты к ней способен и имеешь реальные природные основания, чтобы ею заниматься профессионально. Это крайне нелёгкий труд в самопознании, овладению направленной концентрацией внимания, сознания, воли и направленного многослойного действия, заданного партитурой спектакля и роли, но постоянно корректируемого сиюминутным живым существованием с партнёрами в искусственной (условной) среде.
Если артист настоящий, то оно всегда настолько внутренне ЗАНЯТ своей работой и своим постоянным профессиональным поиском, что ему не до богемы и подобной фигни. Приличному актёру всегда НЕКОГДА,
ребята. У него всегда есть какие-то поиски.
Первое. В наше время уменьшения значимости и формирующей человека функции театра, как и уменьшения количества театров в стране, как и значительного удорожания жизни в сочетании с оччень невеликим артистическим театральным заработком - происходит жёсткий отбор.
В профессии остаются только самые востребованные и работоспособные. Не Хорошие, а ЛУЧШИЕ.
А я не лучший из лучших, а просто приличный. Хоть и наработавший на так называемую высшую категорию. Но уже в возрасте и с болячками. Да и железобетонных локтей для расталкивания никогда не имел. То есть неконкурентоспособен - по сегодняшним меркам.
Из обоймы своего последнего театра со смертью его Режиссёра выпал. Так как теперь программой оного стало не поднимать и греть зрителя, а просто РАЗВЛЕКАТЬ. Не больше.
А я с этим не согласен.
Артист либо священнослужитель, либо паяц.
Сейчас востребованы паяцы.
По-крайней мере, вышло честно. Не платят за то, что греешь и возвышаешь людям душу? Пошёл на ТЭЦ. Даю своему городу тепло и свет.
И за это мне платят.
Такой же точно был и Высоцкий. Все ему гнет не нравился. А какой гнет, если его за красный пунктир свободно пускали? Думаю, что и Миронов не отставал по спиртной части. Потому и прищурились эти ребята раньше времени.
У театра была мощная созидательно-укрепляющая роль в обществе. То, что его сейчас пригнобили и перевели на функцию самоокупающегося балагана - предельно неверно.
Хотя, увы, естественно.
Потому что роль и значение театра и актёрства в жизни общества идёт синусоидой, маятником. Как и многое другое. Во времена СССР престиж профессии занимал очень высокую отметку. А сейчас пошёл откат. Будет и хуже. Но будет и опять лучше - в конце концов.
А искусство, увы, всё-таки способно наносить вред. Когда талантливо и впечатляюще выводит и воплощает ложные ориентиры и ценности. Ради получения тех же денег и прибыли... но это уже другая тема. Не имеющая прямого отношения к обсуждаемой.
Говорю это к тому, что нормальный серьёзный артист всегда понимает или чувствует, что искусство и талант - это обоюдоострое оружие.
Все места она по полной напитала
Все места она по полной напитала
Нагуляла Ляля тело, нагуляла
Ну, как вчера как будто б мама говорила:
Ты уймись, охочая кобыла.
Ты ж бля-дь, уймись, охочая кобыла.
Ну как вчера как будто б мама говорила
И вот сидит она с совиной головою
Ни здоровья вовсе нету, ни удою.
И ни здоровья вовсе нету, ни удою.
И сидит она с совиной головой.
Нагуляла, Ляля тело, нагуляла
Все места она по полной напитала
Все места она по полной напитала
Ну, а сегодня вдруг и Лялечки не стало!
(читать в стиле Иосифа Бродского)
Фраза Константина Райкина:
"Актер, развиваясь профессионально, и как человек становится лучше".
---
А если его творческое амплуа - "Подлец" (как у Олега Басилашвили) или "Обаятельный мерзавец"(как у Никиты Михалкова)?
:-)))
==========
Фраза Константина Райкина:
"…Надо сразу учитывать, что театр - камерное искусство, рассчитанное на элиту. 90 процентов жителей города в театр не ходят. Значит, всю жизнь я имею дело с лучшими людьми страны и города. Среди этих лучших людей я чувствую себя хорошо, потому что давно привык: то, что нравится мне, нравится и большинству из этого меньшинства".
---
Довольно спорное утверждение... А если человек просто равнодушен к театру и предпочитает кино или книги?
Не лукавая ли это попытка скрытого самовосхваления: если ко мне приходит "элита общества" - как же замечательно, высококультурно и высокоинтеллектуально дело, которым я занимаюсь""
:-)))
:-))
:-)))
:-)))
Настоящая актёрская игра не выходит за рамки игры. "Любите театр в себе, а не себя в театре" - учил Станиславский. Те актёры, кто это понял и принял - счастливые, весёлые, жизнерадостные люди, любящие жизнь не меньше нас с вами, хотя у многих из них, особенно играющих в бедных провинциальных театрах, жизнь совсем не сытная.