Жилой фонд под контроль государства

На модерации Отложенный

ЖКХ и Собянин в Москве. . «НГ» от 21.10.13).

 Что касается эксплуатации жилищного фонда, помните, как все очень ратовали за частные управляющие организации? Как говорили о том, что раз жители города приватизировали свое жилье, то теперь они соберутся в товарищества, наймут эффективную управляющую компанию, и государство избавится от головной боли, а жители будут получать качественные услуги?

Отчасти это произошло, но только отчасти. В большинстве же случаев мы получили левые конторы, созданные или крышуемые местными чиновниками, которые плевать хотели на интересы жителей. Многие из этих контор были созданы вообще по поддельным документам.

Мы с этой проблемой разбираемся по сей день. И в итоге тоже решили пойти по пути создания госучреждений. В девяти районах Москвы создано девять таких учреждений, где разрозненные функции разных подрядных организаций собраны воедино: эксплуатация жилого дома, эксплуатация дворовой площадки, эксплуатация придомовой территории, внутриквартальных проездов, ремонт в летний период. Ранее все это делалось разными подрядными организациями, в одном дворе толкалось пять-шесть организаций типа ООО «Рога и копыта», которые появлялись, потом исчезали и контролировать их было невозможно.

Сегодня на базе ДЭЗов, которые еще сохранились, мы создаем мощные жилищно-эксплуатационные организации, которые сами будут предоставлять весь комплекс жилищно-коммунальных услуг. Но если жители скажут: «А мы хотим дом эксплуатировать своей управляющей организацией», – пожалуйста, никаких с этим проблем нет. Хотя в 80% случаев жители говорят, что все же лучше государственная организация, тогда мы знаем, с кого спросить.

Представляется, что для города эта модель тоже более эффективная. Ведь коммерческая организация должна получить прибыль как минимум в 25%. Еще на уровне 25% заплатить налоги, а с учетом ментальности многих деятелей – еще 30% просто своровать. Вследствие этого на реальную эксплуатацию жилья и соблюдение интересов жителей уходит в лучшем случае половина средств. В госварианте все 100% средств будут доходить до потребителя. Потому что госучреждению не нужно платить такие налоги и не нужно извлекать прибыль, это не коммерческая организация. Учреждение является подконтрольным, и если оно плохо работает, не надо его силой выгонять с объекта вместе с техникой и людьми, достаточно просто заменить руководителя. У него будет соответствующая база, оно будет платить нормальную заработную плату, на которую можно нанимать не только гастарбайтеров, но и жителей Москвы, Подмосковья и ближних регионов. Ситуация непростая. Чтобы создать такую структуру заново, потребуется время. Но, мне кажется, это будет правильным. На следующий год мы в случае успеха проводимого эксперимента предполагаем распространить его еще на 34 района и далее по нарастающей.

– Из каких нормативов будут рассчитываться тарифы в случаях государственной эксплуатации ЖКХ? Они снизятся?

– Расценки останутся теми же, по которым сейчас работают коммерческие организации. Но доля средств, которая идет на реальную работу, будет значительно больше. Я убежден, что половина средств, которые вы платите за эксплуатацию своего подъезда и своего дома, реально до этой эксплуатации не доходит.

По поводу тарифов на услуги ЖКХ. Мы приняли концепцию и четко двигаемся по ней: снизить рост тарифов до уровня инфляции. Это значит, что в сопоставимых ценах тарифы не должны повышаться. В 2014 году мы выйдем на индексацию в 7%. Я должен заметить, что тарифы ЖКХ с 2000-го по 2010-й увеличились раз в девять, в то время как инфляция всего в два раза. То есть реально цена услуги возросла в четыре-пять раз.

– Говоря о нецелевом характере использования средств, о том, как не доходят до потребителя услуг и как тратятся, мы близко подходим к теме коррупции. Есть ли конкретно городская программа борьбы с ней и с чрезмерной бюрократизацией городских управленческих функций?

– Ловить жуликов, прослушивать телефоны и проводить оперативно-разыскные мероприятия – дело полиции. Мы с коррупцией боремся своими методами. Например, при размещении городского заказа мы каждый год экономим порядка 26% его первоначальной стоимости. В принципе это и составляет базис для коррупционной маржи. Ликвидируя ее, мы каждый год получаем экономию бюджета около 150 миллиардов рублей. И на вопрос, откуда у вас появились деньги на строительство дорог и на многое другое, ответ простой: расходы стали более эффективными. Мы не стали кратно больше получать доходов, но зато научились более рационально расходовать средства.

Взять, к примеру, сложное медицинское оборудование. Оно закупается сегодня по цене раз в пять ниже, и поэтому в ходе реализации программы модернизации здравоохранения нам удалось закупить в два раза больше самого разного оборудования.

Еще один чрезвычайно коррупционный сегмент в городе – реклама.

Она не финансируется из городского бюджета, но ее размещение несет в себе колоссальный потенциал для всякого рода махинаций.

Сейчас большая часть рекламы из города убрана. А оставшаяся часть, та, которую мы считаем нужной для города, разыграна на конкурсе. И в  результате мы получили 75 миллиардов рублей на 10 лет. Для сравнения. В предыдущие 10 лет было получено 19 миллиардов рублей, но при этом количество рекламных площадей было в девять раз больше. Представляете, какова эффективность подобного рода решений? Понятно, что они непростые, понятно, что они даются с боем, но они того стоят.

Третье направление – инвестиционные контракты. Контракты структурировались таким образом, что город что-то где-то получал, а где-то ничего не получал, где-то 5% площадей отходило городу, а где-то 55%. Все это составлялось на основе каких-то экспертных заключений, договоренностей и т.д., которые было сложно систематизировать, понять, где и что город теряет, а где находит, кто с кем договаривается и т.д. Это тоже коррупционная составляющая. Чтобы привести всю эту систему в чувство, мы для начала отменили 13 миллионов квадратных метров инвестиционных контрактов, это около 50 миллиардов долларов инвестиций. Сколько там коррупционной составляющей, даже не буду гадать...

Мы перешли на новую систему заключения контрактов – на выдачу разрешений на строительство путем арендной платы, то есть за разрешение на строительство, за использование городской земли мы просто берем бонус в виде арендной платы. Этот бонус никто не придумывает, формула его расчета вывешена на сайте Департамента имущества, и каждый инвестор может подсчитать, сколько он должен городу. Не надо ни бегать, ни договариваться, ни каких-то мутных схем выстраивать, сколько там есть, столько и есть. Была проведена заранее кадастровая оценка земель, исходя из нее рассчитаны все коэффициенты и конечная стоимость. Это еще одно колоссальное направление уменьшения коррупции в городе. Пожалуй, самое большое.

Еще одно направление, больше связанное с бытовой коррупцией, это предоставление различного рода услуг и документов населению. Например, у нас был дефицит школьных мест. И каждый год, вы наверняка об этом знаете, родители с боем записывали своих чад в школу. А когда мы ввели электронную запись в школы, очереди исчезли. Оказалось, что дефицита нет. То же самое по детским садам, поликлиникам, где теперь также введена электронная запись на прием к врачу. И мы видим точно, кто записывается, в какое время и как загружен врач.

Достаточно быстро и профессионально работают многофункциональные центры, в которых сосредоточен большой объем услуг, оказываемых населению.

И наконец последнее направление – создание портала «Наш город». Ранее, если вы видели, что ваш двор плохо убирают, вы писали жалобу главе управы или в департамент ЖКХ, мэру города в конце концов. А в лучшем случае вам отвечал какой-то местный инспектор, который писал, что вы не правы, такого нет, мы проверили все факты. То есть инспектора, которые в принципе люди добросовестные, занимались отписками, потому что работа подрядчиком, пусть криво, но уже сделана, и что уж теперь копья ломать...

Сейчас такая ситуация невозможна. Сегодня можно зайти на портал «Наш город» и просигнализировать: несмотря на информацию, что в моем дворе должна быть построена детская площадка, фактически она не построена или построена плохо. Вам в этом случае должен ответить как минимум руководитель департамента либо глава управы, причем в течение нескольких дней, и он должен указать сроки, когда ситуация будет исправлена. Если этого не произойдет, вы повторно посылаете жалобу. И поскольку модерацию обращений граждан ведет не глава управы, не руководитель департамента, а специально созданное подразделение правительства Москвы, в случае невыполнения обязательств этим должностным лицам несдобровать.

Через эту систему мы получаем тысячи предложений и жалоб москвичей. 100 различных позиций модерируется через этот сайт – эксплуатация подъездов, уборка дорог, состояние детских площадок, работа поликлиник, ямы на дорогах... И большая часть проблем исправляется по результатам обращений жителей. Такой системы нет нигде в мире. Мы специально анализировали порталы Нью-Йорка, Парижа, Мадрида, Лондона. Какие-то элементы есть, но такой системной масштабной работы, рабочего механизма, который не только принимает жалобы и анализирует, но реально доводит их до исполнения, практически нет ни у кого. В течение восьми дней вам отвечает должностное лицо, которое должно лично подписаться и четко обозначить, когда все упущения будут исправлены. При этом мы выбираем только те вещи, которые можно исполнить в кратчайшие сроки. Если же вы напишете о том, что хотелось что-то построить в таком-то районе, это будет уже отдельная история. Но если вы жалуетесь на то, что обязана была сделать эксплуатирующая организация в соответствии с регламентом работ и за что уже уплачены деньги, а они этого не делают, здесь мы точно можем навести порядок.