Как служить государству: по любви или по расчету?
На модерации
Отложенный
Зачем чиновникам военного ведомства ломать голову, выбирая между преимуществами срочного и контрактного призыва на военную службу? Зачем вести споры в кулуарах и на открытых площадках? Есть прекрасное решение, к тому же очень красивое, прекрасно вписываемое в парадигму демократических ценностей, от которых Россия, кто бы что ни думал, пока не отреклась: возможность выбора можно предоставить самим призывникам. Причем всем, без исключений.
Именно так сформулировал идею замминистра обороны Николай Панков. Ранее-то этот вопрос тоже поднимался, но предполагалось все же давать право на контракт выпускникам вузов или студентам. Теперь от этой условности устами высокопоставленного чиновника предложено отказаться. Именно что пока устами, поскольку выльется ли данная инициатива во что-то документальное и нормативное, написанное на бумаге и завизированное Верховным главнокомандующим, – предсказать трудно.
Легче предсказать, например, реакцию Минфина на известие о дополнительных расходах, которые неизбежно повлечет за собой реализация этой идеи. Что поделать, если это извечный порок забюрократизированной системы, когда каждая новация предполагает множество порой чисто ритуальных движений, перестановок, упразднений и прочих переделок. И на всё нужны деньги. Сколько оборонку ни корми, а «интересанты» аппетиты не умеряют. И даже у самого Шойгу пока не получилось одолеть этот порочный расклад...
А ведь идея красивая и, главное, почти не раздражающая военное экспертное сообщество, которое отнеслось к ней достаточно приветливо, хотя и с определенной настороженностью. Дело не в праве выбора, но есть вопросы, касаемые реализации предлагаемой идеи. Какими силами, какими ресурсами? Ведь сама жизнь учит нас нынче анализировать вероятные издержки при реализации самых благих намерений. Не исключением стала и эта инициатива.
Так, например, постоянный эксперт KM.RU, вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков в интервью «Независимой газете» высказал опасение, что именно финансовый вопрос имеет все шансы убить данную инициативу в зародыше: ведь в Минфине и без того кивают на то, что нынешний военный бюджет, мол, чрезмерно разросшийся. А ведь контрактная служба предполагает траты не только на денежные довольствования контрактникам, но и на улучшение материально-бытовых условий.
Отдельный риск, на который указал изданию военный эксперт Владимир Попов, состоит в том, что голь наша, как известно, на выдумки весьма хитра. Контрактник ведь, согласно нынешнему законодательству, может и расторгнуть контракт. Именно по этой причине, напомнил он, в 2004-2007 годах уже срывалась соответствующая федеральная целевая программа. Контрактники не желали жить в одних казармах с «салагами», а богатое государство призывало их радоваться и тому, что было дадено. «Сейчас, правда, денежное довольствие профессионалов в армии значительно повышено, но жилищные проблемы не решены», – напомнил в подкрепление своего скепсиса г-н Попов.
Так что за деньги военному ведомству предстоит еще побороться...
ну и за толковые мозги, пока еще не вконец утекшие на Запад. Внедреж-то с модернизацией должны случиться глобальные. Ну а мы, с того берега, посмотрим заодно, было ли заявление замминистра чем-то вроде пиара или у его ведомства действительно есть желание воплотить в жизнь все задуманное, не сильно при этом посягая на казну. Прекрасный повод для аккуратных выводов!
В беседе с обозревателем KM.RU известный военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко однозначно приветствовал новую инициативу министерства обороны:
– Я считаю, что это позитивный подход сам по себе, тем более если речь идет о том, что призывникам предоставляется право выбора – служить год в качестве срочника или же два года в качестве контрактника, но уже с соответствующими привилегиями и зарплатой. Минобороны, таким образом, ничего не навязывает призывникам, как служить и на каких условиях: это становится делом выбора каждого молодого человека. Да, конечно же, есть у этой инициативы и критики, которые высказывают свои вполне резонные опасения. Полагаю, что в любом случае молодой человек, который выразит желание заключить с государством контракт на два года военной службы, будет предварительно тщательно обследован на предмет профпригодности по тем критериям и нормам, которые уже сегодня предъявляются к профессиональным контрактникам. Одного лишь желания тут явно должно быть мало.
Другой вопрос, как сам процесс будет в конце концов реализован на практике. Но, учитывая, что министерство обороны, насколько я могу судить, серьезно подходит к решению данной проблемы, думаю, что спорные моменты найдут свое решение и данная инициатива в любом случае как минимум обеспечит армии увеличение доли профессиональных военных. И какие-либо риски здесь должны быть минимальны. А для молодых людей, особенно из не очень благополучных регионов, прохождение контрактной службы явно представит несомненный интерес с точки зрения перспектив достижения жизненных целей, движения по социальной лестнице и самореализации, в том числе финансовой.
Не увидел особого повода для беспокойства и известный военный публицист, заместитель главного редактора газеты «Завтра» Владислав Шурыгин:
– Все возможные проблемы, если с ними и придется столкнуться, вполне преодолимы. В конце концов, ведь можно в сам контракт внести определенные ограничения – в частности, не позволяющие расторгать его ранее определенного срока прохождения службы. Прописать соответствующие санкции за нарушение контракта. То же касается и военной подготовки. Есть общепринятая мировая практика, когда молодые люди, поступающие на контрактную службу, обязательно в течение определенного срока проходят курс обучения.
Так что лично меня в инициативе Минобороны пока что ничего не смущает. К тому же я и сам много лет уже говорил о том, что срочникам нужно давать возможность при желании служить по контракту.
Комментарии
Комментарий удален модератором