Будьте людьми

На модерации Отложенный

 ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО ОБЗОРА ПРЕССЫ НА ИВРИТЕ

После нового теракта в Афуле, где 16-летний палестинец зарезал задремавшего в автобусе солдата-новобранца Эдена Атиаса, ЦАХАЛ оказался перед сложной проблемой. А то и сразу несколькими.

Амос Харэль из «Гаарец»:
«Инциденты последнего времени в армии называют «атмосферными», имея в виду действия одиночек под влиянием резкого ухудшения атмосферы на территориях, без приказов сверху, но с намерением воспроизвести успешные теракты последнего времени. Иными словами: тот факт, что всего за два месяца были убиты четверо израильтян, стимулирует новые попытки вроде убийства в Афуле. Израильские СМИ естественным образом сконцентрированы на терактах, в которых погибли израильтяне. Но в последние месяцы было зафиксировано не меньше десятка попыток совершения терактов, большинство – по инициативе одиночек.

Силы безопасности затрудняются найти эффективное решение для этой новой волны террора. Как заметил старший офицер ЦАХАЛа, служащий на территориях, «там есть примерно сто тысяч палестинцев, у каждого из которых есть с нами открытый счет в любую минуту».

У теракта в Афуле есть дополнительный смысл: это – первый смертоносный теракт на территории Израиля после двух с половиной лет затишья. Кроме того, это убийство может заново вернуть в повестку дня два вопроса, о которых шли споры во время интифады. Первый касается раздачи оружия солдатам (Атиас не был вооружен и не смог защититься от нападавшего), но тут не следует торопится с выводами. Пять лет назад ЦАХАЛ ограничил ношение оружия солдатами тыловой службы, уходящими в увольнительную, после увеличения случаев похищения оружия, его использования для самоубийства, а несколько раз – для убийства на уголовной почве.

Второй вопрос касается палестинцев, нелегально находящихся в Израиле. В годы затишья Израиль смягчил на практике политику в этой области без всяких официальных заявлений. За этим решением стояла уверенность в том, что израильское народное хозяйство нуждается в десятках тысяч палестинцев, а их работа облегчает экономическое положение на территориях и, косвенно, понижает мотивацию совершать теракты. Что скажут сегодня авторы этой теории?»

Йоси Йехошуа из «Йедиот»:
«Теракт в Афуле можно снова объяснить тем, что террорист-одиночка действовал по своему усмотрению без всякой организационной принадлежности. Но нужно признать: утверждения такого рода, которые слышатся в последнее время всё чаще и чаще от командования ЦАХАЛа с целью успокоить общественность, уже не убеждают.

Факт: новая эскалация доказывает, что на местах все бурлит, и мотивация совершать теракты только растет. Так что, может, это еще не третья интифада, но несомненно новая волна террора, с которым системе безопасности пока не удается справиться.

Верно, что большинство терактов пока обошлось незначительными жертвами, но это всего лишь вопрос времени: в ту минуту, когда, не дай Бог, террорист-смертник решит подорваться в автобусе, серия терактов последних недель может оказаться первым выстрелом третьей интифады».

Хаим Шайн из «Исраэль ха-йом»:
«Все происшедшее никак не связано ни с обстановкой, ни с атмосферой. Насколько я знаю, атмосфера не убивает. Связывать это зверство, совершенное дикарями и убийцами, лишенными человеческого облика, с обстановкой есть ни что иное, как обесценивание человеческой жизни и базовое непонимание роли убийства в палестинском эпосе. Эпосе, который основывается на пролитии крови невинных людей, как инструменте для достижения национальных и территориальных целей. Палестинцы ничем не отличаются от арабов из Сирии, Египта, Йемена, Судана, которые безжалостно режут своих собратьев.

Для палестинцев насилие – это единственный способ привести израильтян к уступкам в Иерусалиме и на территориях Иудеи и Самарии. Убийца из Афулы способствовал своим вождям в мирных переговорах. Но если это – мир, то что же тогда война?»

Элькана Шор из «Маарив»:
«Его зовут Хуссейн, ему 30 лет. У него первая степень по истории. Через несколько дней он женится на своей дальней родственнице Лайле после долгих телефонных ухаживаний. Хуссейн не работает. Он много читает. Его очень интересует Северная Америка.

Вот уже 14 лет ему снится Северная Америка в душной камере тюрьмы «Офер». 14 лет назад, солнечным ноябрьским днем Хуссейн сел в автобус и убил спящего солдата. Его поймали и приговорили к пожизненному заключению.

Прошло 14 лет. От солдата осталась только фотография в газетном архиве, короткое сообщение о похоронах и измученные родители. А Хуссейн из Дженина повзрослел. Он понял, что ошибся, и теперь готов признать, что насилие не приведет палестинский народ ни к чему хорошему. Хватит крови, говорит он.

Еще два дня, и Хуссейн выйдет из тюремных ворот. Глава правительства Израиля, тертый политик, правый человек – в том смысле, что таким его считают – договорился о четырехэтапном освобождении. Из этого ясно, что глава правительства тоже повзрослел. Он уже давно сидит в своем кресле, и то, что ему видно оттуда (т.е. из кресла), нам не видно отсюда.

По сути дела, глава правительства не столько повзрослел, сколько боится. Американцы давят, палестинцы угрожают, европейцы осуждают. Ему трудно, ах как ему трудно с его страхами, прессингом, с этими состарившимися родителями, которые снова стоят под окнами его резиденции с портретами и транспарантами, где перечислены имена, возраст, дата и описание теракта.

Освободим завтра, думает он, желательно под утро. Через два дня все успокоятся. Начнут говорить о бюджете. О ценах на кофе.

В считанных километрах от канцелярии главы правительства у Хуссейна от переживаний вот-вот разорвется сердце. Через два дня он встретится со всеми. С семьей, с Лайлой. Его будут забрасывать рисом и конфетами. Он представляет, как его будут нести на плечах. Как на радостях станут палить в воздух. Будет весело.

Он ждет этого уже 14 лет, и считает каждый день, каждый час – с того самого солнечного ноябрьского утра 2013 года».

Алекс Фишман из «Йедиот»:
«Более 30.000 боевиков «Всемирного джихада» собрались и воюют в государствах, граничащих с Израилем. Речь идет о разных группировках с одной мечтой: освободить арабский мир от режимов еретиков. И главное – освободить Иерусалим.

Афганистан уже здесь, прямо у нас на границе.

«Всемирный джихад» представляет конкретную и главную угрозу, к которой ЦАХАЛ готовится в 2014 году. Правда, не все в армейском командовании согласны с обобщающим определением «Афганистан уже здесь», но есть согласие по поводу масштаба угрозы и таящихся в ней опасностей. Спор идет по поводу сроков: в самом ли деле «Всемирный джихад» близок к тому, чтобы обратить все внимание на нас и «заняться» Израилем, или ему нужно дополнительное время, чтобы закрепиться на местах и завершить устранение режима еретиков вроде Асада, короля Абдаллы, генерала Аль-Сиси и им подобных. Оперативный отдел видит немедленную угрозу «Всемирного джихада». Военные аналитики более осторожны.

Все столкновения на границе между Израилем и его соседями, начиная с августа 2011 года, были с боевиками «Всемирного джихада». Ожидаемая угроза связана не только с ракетами и снарядами. «Всемирный джихад» попытается прорвать границу и создать в центре Израиля ту же картину ежедневного террора, который происходит в Ираке и в Афганистане.

Угроза «Всемирного джихада» – непосредственный результат «арабской весны». Так же как потрясения, происшедшие в регионе между 1979-1982 гг., – от прихода к власти Хомейни через советское вторжение в Афганистан и до первой Ливанской войны – усилили экстремистские группировки вроде Аль-Кайды, Хизбаллы, Хамаса и талибов, так же и «Всемирный джихад» заполнил вакуум, оставленный режимами, развалившимися вокруг нас.

Пока эта раковая опухоль все растет и никто не может ее остановить. Кто в состоянии изгнать из Сирии десятки тысяч боевиков «Всемирного джихада»? По оценкам египтян, в Синае насчитывается 3.000 этих боевиков. В Ливане действуют несколько сот местных суннитов под эгидой сирийского филиала «Всемирного джихада». В Газе тоже есть несколько сот боевиков «Всемирного джихада», угрожающих режиму Хамаса.

Может ли быть, что Ближний Восток уже опоздал на поезд?»

А бывший командующий ВВС Эйтан Бен-Элияху посвятил статью в «Йедиот» изменению сценария будущей войны:
«До конца 80-х годов сценарий войны был известен заранее. Силы ЦАХАЛа вступят на границе в танковое сражение с армией противника из соседнего государства. Районы боев: Синай, Голанские высоты и ливанская граница. Можно было точно промерить дальность зон военных действий и расстояние до тыла. Таким же образом точному подсчету поддавалось число целей, продолжительность боев и средства защиты противника. На основании всего перечисленного можно было построить сценарий, из которого следовало, какова будет военная доктрина, какие силы нам понадобятся, и все это потом отрабатывалось в ходе военных игр.

В 90-х годах начали возникать трудности с прогнозированием сценария войны. Прежде всего во главе приоритетного списка оказался террор, а потом ракетная угроза перемешала все карты.

В последнее десятилетие правила игры изменились, нарушилась региональная гео-политическая структура, а новое оружие в виде баллистических ракет стало неизбежной составляющей предполагаемой войны. Государства, у которых нет границы с Израилем (читай, Иран), вошли в круг военных действий.

Обилие вопросительных знаков усложняет оценку того, что может случиться. Военные сценарии изменились, но это вовсе не говорит о том, что вероятность войны исчезла. ЦАХАЛ и система безопасности должны разработать самый негативный сценарий, по которому будут готовиться необходимые силы, разрабатываться стратегия и проводиться военные учения. Все это, в свою очередь, повлияет на оборонный бюджет. По этой модели, во время утверждения бюджета, министры также смогут уяснить, на какой уровень риска готово пойти правительство».

Тот же вопрос об уровне риска можно задать в отношении Ирана.
Дан Маргалит из «Исраэль ха-йом»:
«Если переговоры в Женеве продолжатся таким же образом, а с ними и бесконечная болтовня, из которой не получится ничего путного, аннулированные санкции больше не возобновят, не говоря о том, что никто не станет налагать на Иран новые санкции».

Надав Хаэцни из «Маарив»:
«Прелюбопытно наблюдать за поведением Нетаниягу: в отношении Ирана он ведет себя, как лев, против патетического лицемерия Запада, торгующегося с Ираном, и этим напоминает свою успешную карьеру полпреда в ООН, когда он учил весь мир не капитулировать перед террором. Но почему мы видим совершенно другого Нетаниягу, когда дело доходит до палестинской проблемы? Почему он виляет, путается, делает зигзаги, как только речь заходит об Иудее и Самарии? Ему следовало бы опомниться, сделать глубокий вдох и обращаться с палестинцами так же, как он обращается с аятоллами».

Шимон Шифер из «Йедиот»:
«К сожалению, Нетаниягу не понял, что на политической карте мира произошли большие перемены.

Вполне вероятно, что он выживет с точки зрения внутренней политики, но так же вероятно, что он окажется в изоляции и кризисе со всеми остальными игроками на земном шаре. Иными словами: во имя будущего Израилю придется решить, какое положение он займет на международной арене. Что он дает и что получает взамен. Нетаниягу, который хочет занять свое место в новейшей истории как лидер, по крайней мере, того же калибра, что и Бен-Гурион, должен будет решить, – как пришлось решать первому израильскому премьеру, – с чем остаться и что уступить. Этот номер не пройдет, если действовать по системе «сиди и не рыпайся».

Бен-Дрор Ямини из «Маарив»:
«Глава правительства не защищен от критики, но при этом все совершенные им ощибки покажутся белыми, как снег, против ядерной опасности Ирана. Он предупреждает. Он предостерегает. Он возмущается. Он говорит, что это – обман. Он объясняет, что опасность грозит не только Израилю, но всему миру. Каждый, кто еще не ослеп, знает, что Нетаниягу прав. Так встаньте же, Амос Оз и Давид Гроссман. Вы, которые порой обоснованно высекаете Нетаниягу, должны сейчас его поддержать. Потому что есть минуты, когда политические счеты больше не имеют значения. И сейчас как раз такая минута».

Алон Пинкас в «Йедиот»:
«Нетаниягу платит за свои ошибки. Ему и жизненно важным израильским интересам приходится расплачиваться за излишний кризис, высокомерие и неуместный вызов, брошенный правительству Обамы».

Амос Регев из «Исраэль ха-йом»:
«С более-менее дурным соглашением, в конце концов, есть только один путь, чтобы предотвратить обладание Ираном ядерного оружия: атаковать. Легко заявить, что «наш пистолет разряжен», но ЦАХАЛ давно доказал: мы уже сделали невозможное, и сможем сделать невероятное. Главное в том, чтобы полагаться только на себя».

Нахум Барнеа из «Йедиот»:
«В небольшом кинозале Белого дома уже не один американский президент смотрел знаменитый вестерн с Гарри Купером «Ровно в полдень», где бандиты угрожают целому городку, и шериф, от которого отвернулись пугливые жители, сам расправляется с бандитами, убивая их по одиночке с помощью жены в исполнении княгини Монако Грейс Келли.

Этот фильм вышел на экраны в 1952 году в разгар Корейской войны и полностью отвечал американским традициям: со злом не вступают ни в какие компромиссы – зло уничтожают. Даже когда шансы на победу ничтожны. Американский герой никогда не спасается бегством.

Барак Обама – не Гарри Купер, а Америка 2013 года – не Америка 1952 года. В четверг Обама был вынужден собрать конфузную пресс-конференцию, чтобы признать провал своего любимого детища – реформы медицинского страхования. Этот провал превратил Обаму в кровоточащего президента. Если с ним не случится чуда, он вместе со своей партией получит сильнейший удар на промежуточных выборах в Конгресс в будущем году. Внутренняя слабость все быстрее становится внешней. Падение престижа США в мире и, особенно, на Ближнем Востоке видно невооруженным глазом. Саудовская Аравия переходит под французский патронаж, и видит в Обаме злейшего врага, почти агента Ирана. Египет ищет друзей в России. Французы были в шоке, когда Обама в последнюю минуту отказался атаковать Сирию.

Но проблема не ограничивается одним президентом или одним проектом. Американская политика больна, американская экономика не может больше взлететь к тем высотам, на которых находилась раньше, а американское общество не в состоянии свыкнуться с новой действительностью. Вот уже четверть века историки говорят о закате Америки – и ошибаются. Вполне может быть, что они не ошиблись, а просто опередили свое время».

Спецкорр «Йедиот» Эльдад Бек стал первым израильским журналистом, который провел две недели в Иране, проехав с юга на север, ощутив прилив оптимизма и поговорив с молодежью, которую, как выяснилось, не волнует ни израильская атака, ни ядерная программа. Молодые иранцы обоего пола ходят по улицам, обнявшись и не боясь «полиции нравов», охотно вступают в контакт с иностранцами, носят облегающие брюки, не выпускают из рук «айфоны» и прочие электронные игрушки, и озабочены тем, как бы набрать 800 долларов в месяц на съем квартиры и еще больше денег – на пластическую операцию. Особенно носа.

Больше всего Бека удивило отсутствие дефицита. Умело обходя все международные санкции, сеть иранских контрабандистов доставляет в страну все необходимое в самом широком ассортименте.

Что же касается духовного правителя Али Хаминаи и общества в целом, то сейчас их сильно заботит сугубо внутренняя проблема – резкое падение рождаемости. Если в 80-х годах иранки рождали в среднем по семь детей, сегодня эта цифра не превышает 1.3. В чем же дело? А в том, что иранская женщина, наконец, поняла: чем меньше детей, тем больше свободы.

Йоси Шайн из «Йедиот» поведал одну давнюю историю, у которой было известное начало и неизвестное продолжение:
«25 августа 1968 года восемь человек – пятеро мужчин и три женщины – вышли на Красную площадь, протестуя против советского вторжения в Чехословакию. Пятиминутная демонстрация привела к продолжительному кошмару в спецпсихлечебницах и тюрьмах. Одного из демонстрантов, 37-летнего филолога Виктора Файнберга, которому во время задержания выбили передние зубы, приговорили к пяти годам принудительного лечения.

Он пережил пытки, благодаря тайной помощи психиатра-еврейки, на которой женился после освобождения. В 1974 году они эмигрировали в Англию. В 1977 году, когда Файнберг гостил во Франции, он влюбился во французскую журналистку, писавшую о советских диссидентах. В 1979 году у них родилась дочь Маша, которая со временем стала Саррой – в честь матери Файнберга. Сарра выросла в сионистском доме, слушала «Голос Израиля» на французском языке и работала волонтером в Израиле. У Файнберга есть еще сын Юрий, который родился в 1954 году от русской матери, и живет в Санкт-Петербурге. В юности Сарра ездила в Россию и познакомилась со своим сводным братом. Сарра Файнберг стала доктором исторических наук, специализируясь на еврейской истории, и много лет работала в Джорджтаунском университете в Вашингтоне. Там мы с ней и познакомились.

Год назад Сарра Файнберг с мужем – французским евреем и успешным бизнесменом – оставили Америку и репатриировались в Израиль с двумя маленькими дочерьми. Недавно я ее спросил:
– Как вы устроились? У вас тут есть родственники?
– Все хорошо, – ответила Сарра – мы встречаемся с моим племянником Даниэлем.
– А кто такой Даниэль? – спросил я.
– Это сын моего брата Юрия, того что из Санкт-Петербурга. Он тоже – новый репатриант.
– Но он же не еврей, – сказал я.
– По иудаизму – нет, а по сионизму – да, – ответила она с улыбкой.

Я позвонил Даниэлю Файнбергу, внуку Виктора Файнберга с Красной площади. Он говорил на иврите, хотя и медленно.
– Я всегда чувствовал себя евреем, – сказал он. – Я пощусь в Йом-Киппур. Моя жена – русская, у нее красный паспорт, – объяснил новый репатриант и профессиональный фотограф Даниэль Файнберг, – а у меня голубой: по Закону о возвращении меня признали новым репатриантом из-за дедушки.

Вот вам новая израильская семья. 28-летний Даниэль Файнберг очень надеется, что его призовут в армию. Сарра Файнберг с мужем и двумя детьми тоже нашла в Израиле свое место. А дедушка Виктор Файнберг живет в Париже. Ему 82 года и его все еще обожают в Праге. У Даниэля есть сестра Алина. Как он сказал, «она пока в Санкт-Петербурге, но тоже думает репатриироваться».

В Израиле 2013 года часто говорят об «утечке мозгов» и эмиграции молодежи в Берлин. Файнберги – это несколько иная история».

Коби Нив из «Гаарец»:
«Как объяснить бесконечные нападки на Яира Лапида? Разве он – бездарный политик, дурак, злодей, лжец и болтун больше или меньше других руководителей? Нет. Если так, почему же все начали на него охоту, как будто он собственными руками задушил их любимую рыжую кошку? Почему? Что случилось? Разве кто-то умер?

Вот вам ответ или притча из мира футбола. В конце одного из сезонов 70-х годов иерусалимский «Бейтар» играл решающий матч с тель-авивским «Хапоэлем», и должен был выиграть, чтобы остаться в чемпионате. Чем дольше шла игра и чем дольше результат оставался ничейным 0:0, тем громче на трибунах начали скандировать имя одного из запасных игроков, скоростного нападающего Авраами, с целью убедить тренера вывести его на поле, чтобы добиться переворота. Поначалу тренер не обращал на это никакого внимания. Но одержимые болельщики не успокоились и повисли на заборе с криками «Ав-ра-ами! Ав-ра-ами!» И даже материли тренера и плевали в его сторону – до тех пор, пока он не сдался, и примерно на 70-й минуте выпустил на поле Авраами.

Но первый же пас, который получил Авраами, он от волнения упустил. А со вторым мячом застрял в заборе. После чего все болельщики, которые до этого материли тренера, вскочили с мест и стали хором материть самого Авраами: «Дерьмо! Сукин сын! Ты продал игру! Предатель! Враг Израиля!» Чего только они не орали. Но ничего не помогло. Игра закончилась нулевой ничьей и в тот сезон «Бейтар» не стал чемпионом.

Точно так же дело обстоит в израильской политике уже десятки лет, – продолжает Нив.

В 1967 году мы короновали Моше Даяна как бога победы, мы его боготворили, обожали и восхищались каждым сказанным им словом, как, например, «Лучше Шарм-а-шейх без мира, чем мир без Шарм-а-шейха». И все прочее. И вот не прошло и шести лет, как наступил провал Войны Йом-Киппур, после чего мы все повисли на заборе и начали хором материть разочаровавшего нас бога Даяна: «Дерьмо! Сукин сын! Предатель! Враг Израиля!»

Так же было с Игалом Ядином, Рафулем, Лапидом-отцом, Эхудом Бараком и Ариэлем Шароном, и с кем только нет.

Все, абсолютно все политики, которых мы вознесли к вершинам власти как богов и спасителей, закончили свою карьеру как грязные тряпки, о которые вытерли ноги. Сначала мы делаем из них богов, а потом материм, потому что они – не боги. А сейчас пришла очередь Лапида.

И это не только наши маленькие божки. Это все боги всех времен во всем мире. Боги всегда разочаровывают. Продают ли их потребителям в человеческом обличье с черными усиками или космическими невидимками с белой бородой. Боги всегда разочаровывают, потому что не могут оправдать тех надежд, которые мы, придумавшие этих богов, на них возлагаем. От великого бога во время Катастрофы до нашего божка в Минфине боги всегда разочаровывают. Потому что богов нет. Есть только люди.

Обращаться к милости любых богов, небесных или земных, ожидая, что они предотвратят стихийные бедствия или купят ребенку велосипед, или понизят цены на квартиры, это то же самое, что обращаться к Западной стене, либо к чучелу, либо к деревянной лошадке, либо к кошке – живой или мертвой. Богов нет и они не спасут ни одного из нас. Спасение – в наших руках.

Так что не создавайте себе богов, и они вас не разочаруют. Что же делать? Ничего. Будьте людьми».