Почему ноги в школу не идут?

 

 Продолжаю перепечатку статьи И.С.Синицына  ШКОЛА ЧЕЛОВЕКА

 

     Что такое человек, отбитый от общей трудовой жизни? Это чужестранец на родной земле. Ничто ему здесь не дорого и не близко. Как полюбить ему свой город, свою страну, своих людей? И как не вкушать чужедальние идеологические угощения?

     С отцами и дедами ничего похожего не было. Они меньше учились, но больше работали, страну родную каждым мускулом чувствовали. Образованности завидовали, за культуру хватались кто как мог. Сегодня все юные годы их наследников к школе привязаны. И я слышу от питомцев Макаренко:

   - Ах, если бы она была школой жизни! Школой учения и труда, школой всестороннего развития ребят!

Вот тут - ключи  от судеб.

   - Нынешняя школа  выглядит у нас творением Прокруста. Древнегреческий великан-разбойник силой клал людей на стандартное ложе и тех, кто не вмещался в него, укорачивал топором. Наша школа даже теснее, чем прокрустово ложе, это некий узкий ящик, в который вмещается только голова, но и та не вся: остальное - "не по нашему ведомству", никакого педагогического интереса не представляет. Может ли такая школа быть мечтой современных ребят, которым нужно и здоровое тело, и здоровый дух, и возможность развивать все свои способности? Ведь все твердим, что ребёнок - это целый мир, это океан запросов, задатков, и нимало не думаем, какое насилие совершаем над этим созданием природы, заталкивая его в прокрустов ящик. Да при этом тешим себя святой верой в то, что именно такая "формовка" ему и нужна. Питомец наш, конечно, сопротивляется. Тут и там слышатся вздохи детские: "ноги в школу не идут". "Зачем нас учат? Я не хочу учиться!"

      Плохо ученику. Лихо и учителю. Оба - жертвы отжившей образовательной системы, они оказываются в состоянии конфронтации.

      Колокол времени на всю страну бьёт отбой: старая школа - школа одних лишь знаний, давно исчерпала свои возможности. Откройте дорогу к школе многогранной, человекообразующей!.. Безмолвие в ответ.

      Уже десятки лет попыткам совершенствовать, реформировать школьное дело. Порадоваться, однако, доселе нечему. Причину выразительно определил известный наш педагог-макаренковец Г.М.Кубраков: "Сколько ни совершенствуй керосиновую лампу, электрической она не станет".

      Ан, хлопоты над "керосиновой лампой" продолжаются.

Руководители Гособразования дают установку: надо сделать интересным сам процесс обучения. Надо! Это всегда надо. Да станет ли от этого шире прокрустов ящик? Взят курс на гимназии. Дети с хорошими умственными способностями получают условия наибольшего благоприятствования. Дух сопротивления и конфронтации  под гимназической звездой  резко ослабевает. Но "ящик"-то и здесь тот же, только покрасивее оформленный. А радость ли это - однобокий, ограниченный интеллектуал?

      Взглянем на остальных. На менее способных к умственной работе, но, как правило, одарённых в практическом направлении. Это основная масса наших детей. Им-то особенно страшен злополучный "ящик". Всё, к чему они наиболее способны, в школе знаний не имеет никакой цены. Ты можешь одновременно быть склонен и к строительному делу, и к выращиванию деревьев, ягод, цветов, к ремонту велосипедов, мотоциклов, радиоаппаратуры, мебели, но этого никто в школе никогда и не узнает. Ходу здесь твоим потенциям нет, развития они не получат. А самое страшное - не получит развития и будет вянуть твоё активное начало, твой природный созидательный потенциал. Ведь - десять лет торможения! Развивается чувство собственной никчемности, входит в привычку состояние бездеятельности и безразличия ко всему окружающему.

     Тут же ставит подножку другое зло. Мы живём в век специализации и по ограниченности своей подготовки слишком плоско поняли его социальный заказ. Вслед за книжниками от педагогики мы решили, что стране теперь нужен не разносторонне развитый человек, способный владеть многими профессиями, а некий живой робот, хорошо наученный завинчивать гайки или красить полы. И вот уже в шестом классе парнишка заявляет: "На что мне математика? В инженеры я не попаду, а в трактористы и без неё можно".

     Это уже почти готовый робот. Вряд ли он когда-нибудь почувствует себя счастливой созидающей силой на земле.

     Мы вселились в старую, тесную школу знаний, а нам нужна школа человека.


     Облегчённая фантазия кабинетных учёных прытко рисует нам чудо-комплексы, чудо-школы XXI века. Но, витая в облаках, фантасты не видят и не желают видеть, что модель новой школы, простая и вседоступная, давно уже стоит  у них под ногами и блистательно действует. Она многократно опробована в разных местах, в различных условиях и в разное время - от20-х до 90-х годов.