Виноваты ли учителя в развале СССР?

На модерации Отложенный

 "Невозможно сегодня не думать, как каждый день надрывается сердце учителя. Как тяжело ему входить в класс, когда на лицах и в позах сидящих и скачущих там он видит бездумное, всеми фибрами выражаемое равнодушие даже не к нему, а "вообще".  И как это мучительно - сознавать, что не ты ведёшь в жизнь эту растущую смену, не ты владеешь умами и сердцами мальчиков и девочек, не ты и не школа, а какие-то силы за её стенами - мутные стихии подворотен и подвалов, видеосалонов и дискотек, чужеземных мод и радиоголосов.

      И ты не скажешь нигде о боли своей. Вопиет лишь охрипшая статистика: 70-80 процентов школяров в сущности не хотят учиться, почти 800 тысяч питомцев наших школ сидят за решёткой, только за минувший год совершено около трёх миллионов преступлений, половина молодых рабочих (от 18 до 30 лет) работает "через пень колоду", великое большинство из сельских собратьев всей мощью современной техники уродует поля. На месте вчерашнего полного жизни патриота-подвижника страна увидела живой комок агрессивного эгоизма.

       ЕСТЬ ЛИ ВО ВСЁМ ЭТОМ ВИНА УЧИТЕЛЬСКАЯ?

 

     Тут оглянуться надо на годы, теперь уже далёкие.

Поднявшиеся из крошева развалин города и сёла звенели песнями, когда дядя Сэм бросил нам в лицо: "Советы мы уничтожим без войны. Руками нового советского поколения, которое воспитываем мы".

     А отмякшие после разрухи мамы, натерпевшиеся с войны всякого лиха, объявили тогда щедрую материнскую волю свою:

- Хватит неволить детей работой! Мы жили - свету не видели, пусть хоть они в радости поживут.

 

    Так начался великий раздел поколений. Граница пролегла через каждую семью. По одну сторону - люди труда, по другую - их привилегированные потомки. Старшие хлопочут, строят жизнь, юные ищут развлечений, ломают заборы и изводят учителей. В каждом стане - свои интересы, свой язык и свои песни.

    Что такое человек, отбитый от общей трудовой жизни? Это чужестранец на родной земле. Ничто ему здесь не дорого и не близко. Как полюбить ему свой город, свою страну, своих людей? И как не вкушать чужедальние идеологические угощения?"

 

        Это написал Иван Семёнович Синицын в 1991 году.

(начало статьи ШКОЛА ЧЕЛОВЕКА в газете "Правда Севера" 25 июня)