Жульнические основы экономической науки
Экономист – это человек, который говорит о непонятных ему вещах таким образом, что невеждой чувствуете себя вы (Герберт Прокноу).
Экономия – примерно так по-гречески звучит название труда Ксенофонта «Οικουομια». Крупнейший специалист по античной филологии Сергей Иванович Соболевский в 1935 году перевёл «Οικουομια» как «Домострой». В «Домострое» Сократ, ссылаясь по большей части на опыт Исхомаха, даёт советы некоему Критобулу как стать богаче. Особенно умиляет глава 10: «Отучение жены от косметических средств и приучение к укреплению тела заботами о хозяйстве».
Сегодня учёные, называющие себя экономистами, не занимаются экономией по-ксенофонтовски. Более того, они всячески открещиваются от такой экономии. Вот как открещивается от экономии нобелевский лауреат Пол Самуэльсон в своём знаменитом учебнике «Экономика»:
«Экономическая теория не является экономикой домоводства. Чтобы обучиться искусству выпечки тортов и ведению домашнего счетоводства, нужно обратиться в другое место.
Экономическая наука не является наукой об управлении предприятиями. Она не раскроет вам секретов успеха – как заработать миллион долларов, подготовить годовой финансовый отчет, разработать наилучшую рекламную стратегию или предвосхитить курс акций на бирже».
Думаю, Ксенофонта удивили бы словосочетания экономическая теория, экономика домоводства, экономическая наука у Самуэльсона. Слово οικουομια уже содержит в себе νομος – указание на то, что это наука, теория, искусство, руководство, строй.
Еще бы больше удивило Ксенофонта, что учёные экономисты отказываются обсуждать то, что считал главным сам Ксенофонт в своей экономии – искусство богатеть. «О чём тогда ваша наука, которую вы называете экономической?» – спросил бы пораженный Ксенофонт. Вот как отвечают на этот вопрос современные корифеи – нобелевские лауреаты по экономике и авторы популярных экономических учебников.
«Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества» (Пол Самуэльсон. Экономика).
«Основная цель экономической деятельности – удовлетворение практически безграничных потребностей людей с помощью имеющихся у них ограниченных ресурсов – труда, природных богатств, технического оснащения, учитывая при этом и ограниченность их технических знаний.
Тем самым экономическая наука предстает как наука об эффективности ...» (Морис Алле. Экономика как наука).
«Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека» (Макконелл К., Брю С. Экономикс).
Думаю, Ксенофонт возмутился бы такими ответами.
Во-первых, из-за их элементарной безграмотности, которая непростительна, когда исходит от увенчанных лаврами мужей.
Выражения "с течением времени в настоящем и будущем", "с помощью денег или без их участия" нужно нещадно вычёркивать. Они не несут никакой нагрузки, а лишь загромождают речь, вызывая ощущение, что говорящий хочет спрятать смысл своего высказывания.
Зачем говорить "люди и общество", "люди и группы общества"? Достаточно сказать: люди. Ведь общество и группы общества – это всегда люди. Опять у Ксенофонта появилось бы ощущение, что его хотят запутать, заморочить ему голову.
Материальных потребностей не бывает. Потребности – это томления души, а душа не материальна. Ксенофонт согласился бы говорить о потребностях в материальном, но отказался бы называть эти потребности материальными. Он, как ученик Сократа, возразил бы так: если у меня есть потребность в железе, то я не вправе называть её железной потребностью.
Во-вторых, Ксенофонт обнаружил бы в ответах учёных экономистов два противоречащих друг другу суждения:
1) искусство богатеть не по их ведомству;
2) их наука об эффективности.
Любой другой человек, приученный к противоречиям гегелевской диалектики, проглотил бы ответы. Но Ксенофонт все-таки ученик Сократа. На мой взгляд, он сказал бы примерно следующее:
«А разве эффективность не означает успешность, выгодность? Как можно заниматься эффективностью и заявлять, что эти занятия не помогут достигнуть успеха и стать богаче? Что это за наука об эффективности, которая не учит быть богаче, то есть эффективнее? Услышь я этот бред от безусых юнцов, я бы наставил их на истинный путь. Но вы, убелённые сединами мужи, либо сумасшедшие, либо жулики. Судя по тому, что вы неплохо устроились в жизни, вы, скорее, жулики. И речи ваши жульнические. И убеждать вас – терять время».
Комментарии
Комментарий удален модератором
а с чего вы решили, что Репин не разбирается в экономической теории? По каким признакам?
Тем более, что ещё Туган-Барановский заметил, что русский экономический язык настолько испорчен марксизмом, что крестьяне по экономическим вопросам выражаются точнее :)
Экономическая наука - это текст.
А законы функционирования - это реальность.
Работы есть.
Но "неформализованное" мышление - это круто, да ))
Да, вопросов больше нет.
Смотрите сами: неформализованное - то есть недостаточно четкое, общее, неопределённое. По-моему, это уже само по себе оксюморон - "неформализованное мышление" ))
У меня ещё, кстати, был великолепный профессор по философии - М.А. Розов. Так вот он как-то сказал (и это зафиксировано в журнале "Вопросы философии" - наверное, можно найти точную цитату при желании, я цитирую по памяти) по поводу гуманитарного мышления: мышление - оно или есть, или нет, а гуманитарное, не гуманитарное - это уже лишнее.
Вот уж чего-чего, а неопределенности у Репина нет. Как раз всё четко и, самое главное, проговорено, вербализовано, а не подразумевается.
Вот этого я точно не знала!
Впредь буду ещё осторожнее - мало ли какое значение человеку придет в голову вкладывать в общепризнанные слова.
Кстати, нетрафаретное - это типа нестандартное? Или как?
Если - да, то по этому поводу один мудрец как-то сказал: "Коли все думают одинаково, значит, никто и не думает". Так что стандартное мышление - это оксюморон, а нестандартное мышление - тавтология, то есть одно из слов в этом выражении лишнее.
- На каждого экономиста найдется экономист такой же величины с противоположным мнением.
Второе правило экономики:
- И оба они неправы.
Если в основании взглядов лежит противоречие, то можно доказать всё, что угодно и все будут правы. В основе современной экономической науки заложено противоречие: она одновременно о богатстве и не о богатстве. Взгляды, базирующиеся на противоречии - не научны. Современная "экономическая наука" - не наука. Поэтому оба экономиста будучи правы в рамках "экономической науки", которая не наука, неправы, если оценивать их с позиции науки.
Есть просто цирк.
Перманентный спектакль для дураков.
Цирк и клоунада.
Нет экономической науки.
Людям внушают мантры "рыночной" экономики.
Зомбируют.
Это психология. Вот такая наука ЕСТЬ.
Разумный консенсус. Не надо загонять активных людей в такие условия, чтобы им было тяжело проявлять свою активность. ЭТО НЕ ВЫГОДНО государству. Но и ставить интересы человека или группы людей выше интересов государства есть БЕЗУМИЕ.
1)Налоги сознательно применяют вместо хоз. платежей.Например, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ибо налог идёт в пользу Федерального бюджета. а рентным доходом надо делиться с регионом. Ну, а то, что Налоговая служба не умеет и не должна уметь различать (скажем) сорта нефтей, горно-геологич. условия добычи, транспортное положение скважин, и не обязана следить за рыночными ценами - "мелочь".
2) Капитал по определению дефицитен. В издержки производства надо закладывать процент на капитал. Так делалось до 1930г. Близко стояла "Плата за фонды" 1965-1990 гг. , которую пробил акад. Хачатуров. Но для современных неучей - это ненужные заморочки. То,что страдают капиталоёмкие отрасли - до них не доходит. И то, что эти отрасли прибегают к бандитским "поправкам", вроде включения в тарифы "инвестиционной составляющей" , до них тоже не доходит.
Типа в таком виде даже откровенно слабая мысль пройдёт "на ура".