Порвав с Украиной, руководство России лишит нашу страну будущего

Колючая проволока больше пригодилась бы на границе со Средней Азией

Российско-украинский конфликт продолжается. Российские политики грозят ввести визы с братской славянской страной. Впрочем, министр иностранных дел Лавров утверждает, что визового режима не будет, а будет лишь въезд в Россию на основании загранпаспортов. В настоящее время въезд граждан России на территорию Украины и наоборот возможен на основании внутренних паспортов.

Сообщается, что российские пограничники начали возводить заграждения из колючей проволоки на границе с Украиной. «Колючку» натягивают в районе Луганской области, которая граничит с российскими Белгородской, Воронежской и Ростовской областями. Ответные действия украинских пограничников не заставили себя долго ждать: они тоже устанавливают такие заграждения.

Напомним, что гнев Москвы вызывает желание Украины подписать Соглашение об ассоциации с Европейским союзом. После этого шансы на участие Украины в пророссийских интеграционных проектах на постсоветском пространстве становятся мизерными. Понятно, что Брюссель не даст Киеву вступить в Таможенный союз или проектируемый Евразийский.

Получается, что если Украина «уйдет» под власть ЕС, Россия потерпит крупнейшее геополитическое поражение с 1991 года.

Не секрет, что распад Советского Союза был вызван отказом Украины вступить в обновленный Союз суверенных государств (ССГ). ССГ был почти готов, и осталось только подписать договор, который был уже опубликован в печати. Однако этого не произошло: Украина на референдуме проголосовала за независимость, после чего и состоялось подписание знаменитого Беловежского соглашения, ознаменовавшего собой конец существования Советского Союза.

Геополитически СССР без Украины означал бы перекос в сторону Средней Азии, чье влияние резко возросло бы в составе ССГ. А это, в свою очередь, означало бы масштабный кризис, так как противоречия между мусульманской и русской частями ССГ были бы такими, что неизбежно привели бы к быстрому распаду этого государственного образования.

Западные стратеги полагали, что СССР распадется примерно к 2000-м годам, когда количество мусульман в стране достигнет примерно половины и нельзя будет сформировать дееспособную армию. Они ошиблись: СССР распался раньше и по другим причинам. Однако геополитическая ситуация времен его распада доднесь тяготеет над постсоветским пространством.

Российское руководство готово вводить визы с братской для русского народа Украиной. Однако оно не готово с помощью колючей проволоки заделать дыру в границе со Средней Азией, через которую в нашу страну ежегодно попадают миллионы мигрантов. Этих мигрантов принято называть «незаконными». Однако в действительности они находятся на территории России в полном соответствии с межправительственным соглашением, предусматривающим установление безвизового режима со странами Средней Азии – Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией.

ВВП на душу населения в Таджикистане – 2000 долларов.

А в России – в десять раз больше. Понятно, куда поедут люди. «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». В итоге половина взрослого мужского населения Таджикистана находится в России на заработках, что, естественно, вызывает раздражение коренного населения. Мигрантам мало платят, зачастую создают им нечеловеческие жилищные условия. Неудивительно, что они легко идут в криминал, становятся жертвами радикальных исламских проповедников.

Визовый режим со Средней Азией, квоты для мигрантов, гарантия минимального заработка для тех из них, кого мы всё-таки принимаем, медицинская страховка были бы решением проблемы. Однако власти сознательно не идут на это, затягивая введение виз и вызывая кризис в межнациональных отношениях и массовые протесты.

Причем открытая граница со Средней Азией резко понижает статус России как государства. ЦРУ в своем справочнике всерьез относит Россию к странам Центральной Азии (наряду с Афганистаном), а Украину – к Восточной Европе.

Между тем понятно, что если у России и есть какие-нибудь геополитические перспективы, то только в союзе с Украиной. Вместе с украинцами и белорусами нас 200 миллионов человек и мы можем играть самостоятельную роль и в Европе, и в мире. Без Украины, да еще с нагрузкой в виде Средней Азии (и прилагающегося к ней Афганистана) Россия слаба и уязвима. Геополитики XIX века называли Среднюю Азию «мягким подбрюшьем» России, намекая, что именно граница с этим регионом делает нашу страну особо уязвимой.

Уязвимость сохраняется и сейчас, поэтому здравая политика должна быть противоположной нынешней. Нужно сохранить и углубить безвизовый режим с Украиной, максимально облегчить ее жителям получение российского гражданства, всеми силами стремиться к вовлечению Украины в союз с Россией.

А со Средней Азией необходим разумный визовый режим. Облегчение труда для тех мигрантов, которых мы все же принимаем. Жесткое соблюдение в отношении них трудового законодательства. Ликвидация ситуации, когда многие мигранты фактически находятся на положении полурабов.

Если же этого не будет сделано, Россия будет неизбежно скатываться к ситуации перманентных национальных конфликтов, все больше азиатизироваться и терять позиции даже в Средней Азии, где своей безумной визовой политикой она надеется закрепиться.

Ведь сейчас в регионе активно действует Китай, и многие государства Средней Азии переориентируются на него. Например, Узбекистан разорвал все союзнические узы с Россией и вышел из пророссийского военного альянса ОДКБ. Политика президента Каримова – проамериканская и прокитайская. Российские же власти сохраняют безвизовый режим для Узбекистана, что в данной ситуации нелепо и не соответствует никакой геополитике.

И думается мне, что отстаивание интересов русского народа – лучшая геополитика. А значит, к союзу с Украиной следует стремиться и визам со Средней Азией – быть.