73-летний рассыльный пицерии — позор страны или норма?

Лидер оппозиции, председатель партии «Авода» Шели Яхимович выступила на срочном заседании лобби за достойную пенсию, инициированном депутатами парламента Михаль Биран, Омером Бар-Левом и Гилой Гамлиель.

«Это неизбежно случится со всеми, без исключения, – рано или поздно мы состаримся. Этот период будет значительным для каждого из нас, так как длится он все дольше и дольше.

Какой будет наша старость? Проживем ли мы этот этап нашей жизни продуктивно и счастливо или нам придется влачить тоскливое жалкое существование? Ответ на этот вопрос во многом зависит от наших пенсионных сбережений.

С одной стороны, речь идет о самой важной сфере нашей жизни, с другой стороны, мы почти ничего не смыслим в данном вопросе. Редко кто из нас знает, какова будет сумма его пенсии. Нам неизвестно о нашей пенсии (практически) ничего. Самое страшное то, что наше невежество – это еще полбеды. Возможно, узнав правду, мы вовсе лишились бы сна.

Почему? Да потому что у израильтян, начавший свой рабочий стаж после 1995 г., просто нет пенсии, а только сомнительные сберегательные программы, и одному господу богу известно, сколько в них окажется денег, когда они нам понадобятся. Как это ни прискорбно, практически все мы находимся в полной неизвестности касательно нашей финансовой состоятельности после выхода на пенсию.

Корень зла лежит в приватизации пенсионных фондов. Главный государственный статистик Шломо Ицхаки не побоялся назвать вещи своими именами, он давно предупреждал о «крупнейшем в истории Израиля грабеже пенсий».

Предположительно на рынке пенсионных фондов размещено более триллиона шекелей (цифра с 12 нулями), 70% из них играют на бирже. Помимо риска, которому подвергаются наши пенсионные сбережения, данные процессы символизируют абсолютный отказ государства от ответственности за своих престарелых граждан. Неслучайно изменения начались в бытность нынешнего премьера Нетаниягу министром финансов.

Вместе с тем, следует отметить, что Нетаниягу не он один несет ответственность за все наши беды, речь идет о сложном вопросе, на который влияют множество факторов, включая рост продолжительности жизни во всем мире.

Уже сегодня государство должно увеличить долю гарантированных облигаций в пенсионных фондах до 50%, но и этого необходимого шага не будет достаточно.

Инициированный депутатами Биран и Бар-Левом в сотрудничестве с другими парламентариями законопроект называется «Законопроект о фонде государственного пенсионного страхования».  Предлагается организовать пенсионный фонд, который будет контролировать государство, конкурируя с частными пенсионными фондами. Принятие такого закона способно кардинально изменить  ситуацию, включая размеры комиссионных. Это важный и нужный закон, способствующий развитию нового мышления.

Раз правительство не в состоянии управлять государством, Кнессет должен взять ответственность за решение пенсионного вопроса на себя. С этим утверждением я обращаюсь к членам пенсионного лобби. Я уже обращалась к спикеру Кнессета с просьбой о создании парламентской комиссии по расследованию данной проблемы. Речь идет не об очередной комиссии для галочки, а об эффективном инструменте по доскональному изучению пенсионного рынка и внесению серии возможных долгосрочных решений для устранения кризиса.

Я предлагаю поставить во главу комиссии депутата Хаима Каца. Его кандидатура предпочтительна из политических соображений, так как он принадлежит к правящей партии, кроме того, депутат Кац отлично разбирается в пенсионном вопросе. Ведь мы хотим действовать, а не только говорить.

В последнее время мне довелось общаться с многими пожилыми израильтянами, которые вынуждены на старости лет подрабатывать ночными сторожами. Пару месяцев назад мы с моими молодыми коллегами решили заказать пиццу, доставил нам ее рассыльный 73 лет. Мне было стыдно смотреть ему в глаза».