Одни – затягивают пояса, другие - купаются в роскоши

На модерации Отложенный

       Один французский экономист сказал когда-то: «Дайте мне хорошую политику, и я вам дам хорошие финансы». Этот афоризм невольно приходит на память, когда знакомишься с планами сокращения бюджетных расходов, предложенных Правительством РФ. Спору нет, финансово-экономическая ситуация, в которой находится Россия, сложна, и ужиматься в чем-то придется. Это касается и некоторых раздутых госпрограмм, и сокращения трат на разросшийся госаппарат. Но вот, скажем, с отменой индексации в 2014 году зарплат бюджетников и денежного довольствия военнослужащих мы согласиться не можем: это не является разумной и справедливой мерой.

       Но самый большой вопрос вот в чем: почему столько усилий тратится на ужимание расходной части бюджета, но что-то не видно подобной же активности в поиске мер, направленных на увеличение доходов казны? А между тем резервов тут немало. Взять, скажем, пресловутый отток капиталов из России. По данным Центробанка России, в III квартале текущего года он подскочил почти вдвое и достиг 12,9 млрд. долларов против 7 млрд. во II квартале. То есть пока население готовят к «затягиванию поясов», владельцы крупных состояний усиливают активность в реализации офшорных схем, приумножая свои и без того несметные богатства, находящиеся вне России и не работающие на ее экономику. СР предлагает ввести 20% налог на выводимые из страны денежные средства. Этот налог уменьшил бы масштабы бегства капиталов, стимулировал бы их работать в России, создавать новые производства, платить налоги внутри страны. А стало быть, и казна получила бы столь необходимый прибыток.

      Казалось бы, о необходимости деофшоризации экономики в последнее время сказано немало. Но ведь реально не сделано почти ничего. Вместо этого либерал-монетаристы ищут оправдания сложившейся практике: мол, вывод капитала – «естественный процесс», который ограничивать нельзя. На самом деле, суть вовсе не в неких экономических материях. Просто наша, так называемая «офшорная аристократия» за многие годы привыкла вести себя абсолютно паразитически и не хочет никаких перемен, которые могли бы помешать им делать это. Чего стоит, резонансная новость последних дней: миллиардер Р.Абрамович покупает самый дорогой особняк в Нью-Йорке общей стоимостью то ли 75, то ли даже свыше 100 млн. долларов. Вот такое, понимаете ли, «затягивание поясов» по-олигархически. А в минувшие выходные в ряде СМИ прошло сообщение, что два русских миллиардера (фамилии не называются) в одном из лондонских ночных клубов повеселили публику «битвой кошельков». Решали очень важный вопрос: кто способен больше грохнуть денег на выпивку. Два толстосума-оболтуса на спор потратили на элитные сорта шампанского и виски кругленькую сумму – в пересчете на российские деньги более 7 млн.

рублей.

       Такие демонстративные выходки богатеев из России давно стали притчей во языцех. На одном из английских телеканалов даже запустили сериал Meet The Russians («Встречайте – русские!»), посвященный как раз такого рода сюжетам. Телевизионщики шокируют английских зрителей подробностями того, как шикарно живут российские нувориши, как они хвастают многомиллионными состояниями, добытыми когда-то в России, судьба которой большинству из них теперь, как говорится, «по барабану».

       И еще один штрих, обобщающий картину. На днях опубликовано исследование швейцарского банка Credit Suisse, в котором Россию определили на совсем не почетное 1-е место в мире по имущественному расслоению! Лишь ряд карликовых стран Карибского бассейна могут соперничать с нами в этом. А из крупных держав – ни одна. По расчетам экспертов, если в глобальном масштабе состояния миллиардеров представляют 1-2% от совокупного благосостояния, то в России 110 членов рейтинга Forbes владеют 35% национального богатства.

       Вот и размышляй тут о взаимосвязи финансов и политики. Что же это за экономическая политика такая, если она, порождая зияющие «дыры» в своем бюджете, в то же время дает возможность избранным «элитариям» вывозить капиталы из страны практически с нулевыми налогами, а затем вести себя столь безответственно по отношению к собственной стране? В прорве ненасытного сверхпотребления этих бывших «новых русских», а ныне «новых англичан», «новых американцев», «новых швейцарцев» и т.д. как раз и исчезают те самые несостоявшиеся инвестиции, без которых задыхается наша экономика.

       Сегодня много слышится дискуссий и споров о том, почему Россия по сути останавливается в своем развитии, несмотря на сохранение высоких цен на нефть. Убежден, одним из главных тормозов является именно то, что страна уперлась в запредельный потолок социального расслоения, которое уже вовсю аукается сильнейшей деградацией человеческого капитала, ослаблением созидательных сил нации, разбазариванием всуе ее уникальных ресурсов. Дальше жить по принципу «бедные – затягивают пояса, богатые купаются в роскоши» невозможно. Речь уже не только о нормах морали, речь о том, что зкономика и финансовая система этого просто не выдерживают. Пока мы не возьмемся по-настоящему за решение этой проблемы, пока в центр всей системы социально-экономических отношений не будет поставлена идея социальной справедливости, страна так и будет ходить по замкнутому кругу – то от рецессии к стагнации, то от стагнации к рецессии.

Сергей Миронов, "Справедливая Россия"