Битва за Ленинград ч.2
17 сентября немецкие части вошли в окраины Ленинграда.Это сильно поколебало уверенность в победе у слабых духом солдат
Росло дезертирство--только за три дня (17-19 сентября) комендатура Ленинграда задержала 4425 военнослужащих,ещё нескольким тысячам удалось перебежать к противнику.
Пораженческие настроения, самострелы, случаи перехода на сторону врага и братания с немцами.
Показателем роста пораженческих настроений был факт «братания» и перехода на сторону противника ряда военнослужащих второй роты 289-го артиллерийско-пулеметного батальона 168-й стрелковой дивизии, дислоцированной в Слуцко-Колпинском укрепрайоне
В этой критической ситуации нужно было пойти на крайние меры......и Жуков это сделал
ПРИКАЗ ОТ 17 СЕНТЯБРЯ
Жуков издал первый жесточайший приказ:
"БОЕВОЙ ПРИКАЗ ВОЙСКАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА 17.9.41
...за оставление без письменного приказа военного совета фронта и армии указанного рубежа все командиры, политработники и бойцы подлежат немедленному расстрелу...
Командующий войсками ЛФ Герой Советского Союза генерал армии ЖУКОВ.
Начальник штаба ЛФ генерал-лейтенант ХОЗИН".
Эти меры сразу же заставили призадуматся потенциальных предателей...
НИ ОДНОГО ШАГУ НАЗАД!
Чтобы предотвратить прорыв противника в Ленинград через Урицк, Жуков приказал 42-й армии немедленно организовать контратаку.
В бой ушла, отбила поселок, была двинула дальше вперед, отрезана немцами и погибла 21-я мотострелковая дивизия НКВД полковника М. Д. Папченко
В новую атаку были брошены 5-я и 3-я гвардейские ДНО и 51-й отдельный танковый батальон.
Армия Щербакова получила приказ организовать контрудар силами не менее пяти дивизий в направлении на Красное Село и восстановить разорванный фронт. Тридцать лет спустя, вспоминая и размышляя, маршал высоко оценил достигнутый результат:
"Чрезвычайно важную роль в срыве планов противника - прорыва в Ленинград через Урицк сыграл контрудар 8-й армии. Её ударная группировка в составе четырех стрелковых дивизий утром 19 сентября перешла в наступление в общем направлении на Красное Село.
Хотя это наступление и не привело к восстановлению здесь обороны, но оно вынудило немцев перегруппировать часть сил с самого опасного для нас направления Урицк - Ленинград на петергофское, что было нами заранее предусмотрено".
Однако 20 сентября немцы ударили в левый фланг наступающих советских войск, нанесли им поражение и заставили оставить даже те населенные пункты, которые они занимали до контрудара, в частности, Стрельну.
В телеграмме от командующий фронтом Г.Жуков велел Военному совету армии организовать новое наступление под Петергофом, а командарму и его штабу приказал лично вести войска в атаку:
Вот этот документ:
"Если 8-я армия допустит захват немцами Петергофа, немцы нам разгромят Кронштадт.
8-я армия своими действиями не только подводит Ленинградский фронт, но играет предательскую роль.
В то время как 23, 42, 55 А блестяще отражают все атаки немцев, нанося им громаднейшие потери, 8-я армия, имея против себя 3 - 4 тысячи немцев с 10 - 20 танками, позорно разбегается при первом выстреле.
Военный совет бездействует, настроенный больше на эвакуацию, а не на упорный бой. Такой военный совет вполне заслужил суровой кары, вплоть до расстрела.
Я требую: Щербакову, Чухнову, Кокореву выехать в 2 дно, 11 сд, 10 сд и лично вести их в бой. Шевалдину и Кокореву предупредить командиров всех степеней, что они за самовольное оставление Петергофа и оборонительных позиций южнее Петергофа будут расстреляны, как трусы и изменники.
Всем объявить - НИ ОДНОГО ШАГУ НАЗАД".
ОСНОВУ ОБОРОНЫ СОСТАВЛЯЛО НАРОДНОЕ ОПОЛОЧЕНИЕ
Вступление в армию народного ополчения осуществлялось на строго добровольной основе.
Это необходимо подчеркнуть особо, так как фальсификаторы истории утверждают, что “преступные руководители и насильники насильно гнали в бой стадо “совков”, не желавших воевать, поскольку защищать им было нечего”.
Каждый ополченец давал клятву, в которой были такие слова:
“Клянусь перед всеми вами, мои друзья, мои товарищи по оружию, что этой винтовкой я буду беспощадно бить врага. Только смерть может разжать мои пальцы”.
Так клялись вчерашние мирные люди, сменившие гражданскую одежду на солдатские гимнастерки, едва прозвучал тревожный набат войны.
В 77-й пушкинский истребительный батальон вступили директор сельскохозяйственного института М. С. Лукьянов (комиссар), сотрудники П. Э. Гедройц (начальник штаба), К. Я. Зинченко, декан агрофака И. Д. Буренков, студенты А. И. Батыченкова, Н. Н. Васков, Б. С. Губин, профессора С.И. Боголюбский и А. П. Елисеев, учителя и школьники Пушкина и Павловска, сотрудники милиции, рабочие и служащие.
Среди них учитель И. А. Воробьев, погибший позже в партизанском отряде; ученик 408-й школы Николай Завалкин (77-й батальон) и комиссар
76-го истребительного батальона, редактор пушкинской газеты “Большевистское слово” Николай Алексеевич Самуйлов, погибшие в боях за Пушкин.
Батальоны в течение нескольких дней держали оборону в Александровском парке — Красной Слободке — Виттолово. В парке установлен обелиск воинам батальонов.
В 1-й Кировской дивизии народного ополчения много было преподавателей и студентов инженерного факультета СПбГАУ (бывшего Института механизации и электрификации сельского хозяйства).
В районе станции Батецкая на Лужском рубеже были тяжело ранены профессор М. С. Горбунов, доцент П. Д. Козлов, погибли студенты А. Андрианов, И. Беляев, П. Гаврилов и другие.
Тяжело был контужен профессор Н. Г. Берим. В этой дивизии воевало много писателей. Среди них Д. Гранин. В дивизионной газете было много известных писателей и поэтов. Среди них Г. Гор, П. Журба, П. Ойфа, В. Лившиц.
В конце августа — в первой половине сентября 1941 г. редакция располагалась в доме № 4 по Пролетарской улице, где жил А. Толстой.
Много пушкинцев воевало во Второй дивизии народного ополчения.
В боях за Александровку тяжело был ранен ополченец Е. А. Садовников, до этого воевавший в 3-й дивизии народного ополчения.
Дивизия вела бои на Лужском рубеже под Кингисеппом, на Ораниенбаумском плацдарме, в районе Невы, на Пулковских высотах, освобождала Пушкин и Павловск, Ленинградскую область, Прибалтику, громила группировку немцев.
НЕ НА ЖИЗНЬ,А НА СМЕРТЬ
Солдат народного ополочения,Александр Дадаев вспоминал:
"Я сначала воевал под Ропшей, потом отходил к Стрельне. Нашу роту присоединили к артиллерийскому полку, мы вместе обороняли позиции. Снарядов было мало, их приберегали для стрельбы прямой наводкой.
Когда снаряды закончились, мы вынуждены были снять замки с орудий (каждый весил 29 килограммов) и утопить эти замки в реке, чтобы немцы не смогли воспользоваться нашими орудиями.
Мы дошли до Петергофского шоссе. По нему от Ораниенбаума в сторону Ленинграда шли и военные, и гражданские.
Немцам не удалось захватить Ораниенбаум. Они захватили Петергоф и остановились в двух километрах от Кировского завода.
Сами немцы понимали, что войти в город трудно, сил не хватит. Под Пулковом их остановили армия народного ополчения и регулярные артиллерийские батальоны. Много моих товарищей по университету полегло в этих батальонах."
Ополочене, Краснопеев Иннокентий всарминал:
"Вот сколько лет прошло после войны, а я твердо уверен, что Ленинград отстояли народные ополченцы. Это удивительно, как стойко сражались бывшие студенты, профессура, интеллигенция, рабочие.
Ведь под Лугой впервые за время войны немцы были вынуждены перейти к обороне.
Эти малообученные войска заставили немцев обороняться и смогли остановить их. "
О том, как сражались ополченцы, свидетельствует в своих воспоминаниях Г. К. Жуков:
“Пятая дивизия... была заблаговременно развернута на рубеже Константиновка — Пулковские высоты... На этом рубеже советские войска проявили исключительный героизм и доблесть... Пулковский рубеж оказался таким же неприступным для противника, как и в годы Гражданской войны”
ЖУКОВ ФАШИСТОВ ОСТАНОВИЛ
Ополоченец Борис Пчелов вспоминал:
"После выхода из окружения под Лугой мы участвовали в боях на ближних подступах к Ленинграду, защищали Пулково, Колпино, Ивановское, Отрадное, Усть-Ижору, Усть-Тосно. На этих рубежах мы вели ожесточенные бои, а немцы рвались к городу.
Когда Жуков приехал, он фашистов остановил.....
Он принял следующие меры: многих командиров частей и соединений заменил, послал на фронт моряков Балтийского флота, которые после Таллинского знаменитого перехода стояли здесь, зажатые в заливе, и по сути дела активно не действовали, издал приказ «Ни шагу назад». Я цитирую почти дословно слова Жукова:
«За самовольное оставление рубежа Пулковские высоты — Шушары — Колпино — Московская Славянка — Корчмино — Усть-Тосно — Усть-Ижора все лица подлежат расстрелу».
И вы знаете, это подействовало. Наша дивизия остановила фашистов на Пулковских высотах. Там много захоронено наших солдат и офицеров. Шушары, Пушкин, Павловск были уже сданы, Гатчина сдана. Немец подходил к Ижорскому заводу.
Обстреливали немцы, конечно, завод из дальнобойных орудий, но взять ни завод, ни Колпино не смогли. Большую роль сыграл отдельный стрелковый Ижорский батальон."
Ополоченец,Юрий Смирнов вспоминал:
"Я не могу сказать обо всем народном ополчении, но точно знаю, что в Гатчинском укрепрайоне действительно немцев задержали 2-я и 3-я гвардейские дивизии народного ополчения и отдельный артиллерийско-пулеметный батальон.
Жуков — это величина, он приехал к нам и войска ленинградского фронта остановили немца, не дали ворваться ему в город.
Ведь 8 сентября, когда замкнулось кольцо, немецкие войска пытались штурмом овладеть Ленинградом, Жуков же здесь был и принял ряд решительных мер. Ленинград отстояли.
Мы считаем, что это заслуга Жукова."
ОГНЕНЫЙ СМЕРЧ
Вермахт обрушил на Ленинград артиллерийский град и лавину бомбардировок.
Александр Буров в книге—«Блокада день за днем» рассказал кошмар всего происходившего:
«17 сентября….Напряжение возрастает с каждым часом. Идут бои за Павловск и Пушкин.
Военный совет фронта принял постановление о передаче 40 тонн взрывчатки районным тройкам. Возглавлявшие эти тройки секретари Кировского, Московского, Володарского и Ленинского райкомов партии получили специальное задание по минированию промышленных предприятий.
Это на крайний случай. Сдавать город никто не собирается. Приказ командования фронтом от 17 сентября строжайше требует:
«Ни шагу назад! Не сдавать ни одного вершка земли на ближних подступах к Ленинграду!»
Обком и горком комсомола решили направить в боевые рабочие отряды всех комсомольцев, способных носить оружие.
В течение четырех часов враг пытался прорвать нашу оборону под Колпином, но так ничего и не добился.
Город находился под обстрелом 18 часов 33 минуты. Вражеская артиллерия выпустила по нему 331 снаряд.»
«18 сентября.
В 2 часа дня враг, потеснив наши войска, занял город Пушкин. Продолжая яростные атаки, гитлеровцы пытались обойти Пулковскую высоту слева, а Колпино справа.
Но, несмотря на численное превосходство, им не удалось прорваться к Ленинграду. Войска 42-й армии остановили противника и закрепились у северо-восточных окраин Урицка и Старо-Панова.
18 сентября артиллерия противника выпустила по Ленинграду 193 снаряда.
Обстрелу подверглись не только районы, прилегающие к линии фронта, но и центр города, где никаких военных объектов нет. Шесть снарядов разорвалось на Марсовом поле, три — на Невском проспекте, у домов № 20, 21, 22.
Два снаряда разорвались вблизи Театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Обстрелу подвергся педагогический институт имени А. И. Герцена. Фугасная бомба попала в хирургический госпиталь (улица Розенштейна, 28/30).»
Так, в разгар боев за Пулково и Пушкин противник 19 сентября 1941 года нанес по Ленинграду один из самых мощных артиллерийских и авиационных ударов, пытаясь этим сломить волю защитников города и его населения.
В этот день город подвергся артиллерийскому обстрелу в течение 18 часов — с 1.05 до 19.00.
Одновременно авиация противника произвела 6 налетов на город. К Ленинграду прорвалось 276 бомбардировщиков.
Но и эти сверхмощное наступление и психическая атака были отбиты, и враг не смог продвинуться ни на один шаг.
В последующие дни бои продолжались с прежним ожесточением. Части армии не только отражали атаки противника, но и сами переходили в наступление.
НИКАКОЙ ЖАЛОСТИ К ИЗМЕННИКАМ
Жуков продолжал войну с случаями измены и дезертирства.
Приказ Военного Совета № 0040 от 19 сентября 1941 г.
«СОВ. СЕКРЕТНО.
ПРИКАЗ ВОЙСКАМ ЛЕНИНГРАДСКОГО ФРОНТА № 0040
гор. Ленинград 19 сентября 1941 г.
...Военный совет Ленинградского фронта ПРИКАЗЫВАЕТ командирам частей и Особым отделам расстреливать всех лиц, бросивших оружие и ушедших с поля боя в тыл. Военным Советам армий, командирам, комиссарам дивизий, полков и политорганам разъяснить настоящий приказ всему личному составу воинских частей.
Приказ разослать до командиров и комиссаров полков включительно.
Командующий войсками ЛФ Герой Советского Союза генерал армии ЖУКОВ.
Начальник штаба ЛФ генерал-лейтенант ХОЗИН».
Эта телеграмма наглядно показывает отчаяние с которым столкнулось руководство фронта
20-21 СЕНТЯБРЯ
А.Буров написал о бое на «невском пятачке» 20 сентября,первом бое после того как солдаты РККА заняли его:
«Уже в первый день боя, стремясь сбросить наших бойцов в Неву, гитлеровцы атаковали крохотный плацдарм не только превосходящими силами пехоты, но и танками. С воздуха наступление поддерживала авиация. Однако враг не добился успеха. Наши бойцы удержали плацдарм.
Линия фронта настолько приблизилась к Кировскому заводу, что 20 сентября Военный совет фронта принял решение о перебазировании некоторых его цехов в северные районы города. Однако именно в этот день возросла угроза с севера — со стороны Карельского перешейка.
Захватив 20 сентября Белоостров, враг начал продвигаться к Сестрорецку.
Сражавшийся на этом участке сестрорецкий батальон, сформированный из рабочих инструментального завода, предпринял контратаку и помог нашим войскам отбить у врага станцию Белоостров.»
19 и 20 сентября 1941 года части 21-й стрелковой дивизии и 5-й дивизии народного ополчения предприняли попытки восстановить положение и занять Урицк.
21 сентября 1941 года была занята дер. Кискино, оставленная на следующий день в результате сильного огневого воздействия противника.
Комментарии
**********************************
Поставил +.
У Айзена даже землетрясения происходят в результате предательства..
Вы этого не поняли?
Такое могли сочинить или Познер или Сванидзе.
В Первую Мировую понятно, за четыре года война на одном месте надоела всем.
Как только темнело солдаты обеих сторон собирались на нейтральной полосе и вели обмен.
Секретариат ЦК в письме от 8 января 1918 года отмечал:
«На фронте, как и вообще у нас на севере и в центре России, плохо дело с про-довольствием и фуражом. Война немыслима уже по одному этому. У немцев дело обстоит не лучше... На фронте идет сплошной торг: наши несут хлеб, а немцы всякую всячину: бритвы, ножницы, электрические батареи, коньяк и т.д».
Там понятно немцы и наши бросали оружие в окопах и братались.
А как сейчас?
Я не поверю, что немецкий солдат бросив оружие бежал брататься, тем более, что Гитлер убедил свой народ в превосходстве немецкой расы
Жуков не для прикола ради отдавал такие жесткие приказы
В чем оно выражалось со стороны немцев?
Вы приводите факты без ссылки на источник;
В своих предположениях часто перехлестываете.
Я как-то выступал в вашу защиту, говорил, что каждый может выдвинуть версию - не нравится опровергайте. Но в части предательств у вас перехлест...
А Жуков поступил верно, надо было как-то останавливать бегство.
Ворошилов воевал отлично, а может и блестяще (по высказываниям немцев), но его выставили неумехой.
Единственным крупным недостатком,- он жалел бойцов и предлагал, что бы командиров бойцы выбирали сами.
Когда-то настольной книгой у меня была "История Киевского особого военного округа" . Давно уже нет этой книги что очень мне досадно, но вот про Буденного, писали что он вполне был на своем месте. По крайней мере, не было у него экстремистских приказов немедленно выбить врага, донесения которые он отсылал в ставку были достоверными, решения которые принимал соответствовали ситуации..
Ошибки в начальный период войны обошлись очень дорогой ценой.
Когда не знают положение на фронтах, отдавали эти приказы, это по сути было вредительством.