НЕЗАБЫВАЕМОЕ
На модерации
Отложенный
ОКЛЕВЕТАННАЯ ВОЙНА
К 20-летию вывода Ограниченного контингента Советских войск из Афганистана.
…На сцене актового зала гимназии - участник боевых действий в Афганистане, "чернобылец", заслуженный работник культуры Украины, автор пяти книг (четыре из которых связаны с войной в Афганистане), полковник в отставке Владимир Павлович Красюк. На зрительских местах - ученики старших классов и преподаватели. Среди приглашенных гостей - воины-интернационалисты и родственники павших в той войне героев. А со стенда, стоящего на авансцене, на всех смотрят погибшие и умершие от ран молодые ребята, которые, оставаясь верными присяге, отдали свои жизни, с честью выполнив воинский долг.
Зачем этот вечер? Зачем эти книги? Зачем эта память? Подобные вопросы в течение вот уже 20-ти лет задают те чиновники, для которых главным принципом в отношении к воинам-афганцам стала фраза: "Мы вас туда не посылали". Ответить же всем им можно тоже вопросом: "А зачем человеку совесть, честь, достоинство?" И подобные вечера памяти, уроки настоящего мужества, примеры подлинного героизма нужны и необходимы для того, чтобы нынешнее поколение защитников Отечества знало, кто брат, кто друг, а кто враг, умело отличить непоказную любовь к Родине от кричащего псевдопатриотизма, могло "примерить на себя" те принципы, которые побуждали их ровесников идти на смерть ради того, чтобы живы остались их товарищи.
Наши молодые сограждане должны знать правду, а не то искаженное, подлое, двуличное представление о советском прошлом, которое нынче выплескивается с экранов телевизоров, газетных "полос" и страниц школьных учебников. Какой процент нынешних школьников может ответить, ради чего Советский Союз направил Ограниченный контингент своих войск в Демократическую республику Афганистан, какие цели преследовало Советское правительство, кто противостоял СССР в той страшной войне? Генерал-полковник Борис Громов вспоминал: "Наша армия не была оккупантом, мы не воевали против афганского народа - мы уничтожали террористические группировки, тонны наркотиков, укрепляли мосты, строили дороги. Советские войска фактически приняли тогда на себя удар всех тех сил, которые выплеснулись сейчас за пределы Афганистана. Боевые задачи 40-й армии не превышали сорока процентов, остальные задачи заключались в миротворческой миссии, в экономической помощи Афганистану".
Герой Советского Союза генерал-майор запаса ВДВ А.П. Солуянов вспоминал, как на закрытой международной конференции по терроризму, проходившей в 2003 году в Вильтон-парке (Великобритания), командир воздушно-десантной бригады генерал Шпунер, который только что прилетел из Афганистана, сказал: "Я должен, господа, совершенно откровенно заявить, что 80% афганцев считают десятилетнее пребывание в их стране Советских войск золотым временем. К русским претензий они не имеют". А потом добавил: "Ну а то, как воевали русские десантники в горах - это фантастика, мы так воевать не умеем". Вот точка зрения натовского генерала на то, что происходило в Афганистане.
Об этом же пишет в своих книгах бывший советник в армии ДРА, член группы боевого управления при Главном военном советнике Владимир Красюк. Его повествования основаны на документах, рассказах очевидцев, на увиденном и услышанном лично автором. Именно поэтому они несут ту энергию правды, которую невозможно сфальсифицировать, "заболтать", умалить... Герои этих книг - настоящие герои. Среди них и бывшие ученики гимназии - Александр Кокотун, Юрий Зозуля, Виктор Максименко, Владимир Таран... Поэтому проведение вечера памяти именно здесь, в гимназии "Либідь", имеет особый смысл. В нем отражена та самая преемственность поколений, о которой так любят говорить властные демагоги, но которую никто из них так и не постарался почувствовать, осязать, понять.
Когда юноши и девушки смотрят на портреты своих почти ровесников, расставшихся с жизнью, а рядом, в соседних креслах сидят родители павших героев, тогда они начинают ярче и пронзительней чувствовать величие подвига этих ребят, не вернувшихся с полей сражений или умерших от ран уже после войны. И читая книгу Владимира Красюка "Бой у кишлака Дури" или "Вспомним, товарищ, мы Афганистан", они видят перед собой не абстрактных "персонажей", а живых, из плоти и крови, людей, которых знали лично. Как, например, Виктора Максименко, который ушел из жизни совсем недавно - два года назад.
Ученики гимназии хорошо помнят его - энергичного, деятельного, неунывающего. Он организовывал встречи молодежи с участниками боевых действий, фронтовиками, ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных сил, возглавлял военно-патриотические игры "Зарница", фестивали "Солдаты мира против войны", проводил уроки мужества, вручал приписные свидетельства выпускникам школы.
Хорошо знают они и его историю, знают, что в один из дней минометная мина разорвалась прямо на посту, которым командовал гвардии младший сержант Виктор Максименко. Он получил тяжелейшее ранение в голову, потерял сознание. А очнулся только через… три месяца. "Кандагар - проблески, Кабул - не помню, Ташкент - проблески", - только это и смог сказать Виктор об этих девяноста днях. Потом началась долгая борьба за его жизнь: он перенес десятки операций и клинических смертей, прошел "через руки" многих врачей-специалистов - психологов, невропатологов, хирургов, офтальмологов. Однако все усилия эскулапов оказались бесплодными - Витя бесповоротно потерял зрение. Но не сдался, не отвернулся сам от себя, а нашел мужество и вернулся к активной жизни. Да еще и какой активной! Он окончил философский факультет Киевского государственного университета имени Т.Г. Шевченко, защитил кандидатскую диссертацию и работал преподавателем, а затем и доцентом кафедры философии Киевского национального университета строительства и архитектуры. Кроме "программных" лекций, он еще вел и спецкурсы по религиоведению и психологии. И главной своей задачей Виктор считал научить нынешнее поколение, как сформировать в себе внутренний стержень, заложить те нравственные принципы, которые помогут навсегда оставаться человеком.
Кроме насыщенной научной и педагогической работы, он занимался и общественной деятельностью - в течение тринадцати лет был бессменным председателем правления Подольского Союза ветеранов Афганистана, председателем районного отделения Украинской партии справедливости "СВІЧА" (Союз Ветеранів, Інвалідів, "Чорнобильців" та "Афганців"), постоянно искал возможность сделать жизнь инвалидов, сирот и детей из неблагополучных семей легче, спокойней и защищенней. Он даже начал писать докторскую диссертацию, посвященную вопросам самореализации инвалидов, но... война догнала его и через 20 лет. Мама Виктора Максименко - Мария Семеновна - тоже была на этом вечере. И, подумайте, что может красноречивее материнских глаз сказать о том, какой была та война, забравшая ее сына!
Каждый день, идя на уроки и домой, ученики проходят мимо памятника погибшим воинам-афганцам, учившимся в этой гимназии, когда она была еще школой №5. На второй строчке сверху они читают: "мол. с-т Кокотун Олександр Миколайович". Уходя в армию, он пообещал маме, что вернется с орденом Красной Звезды. Обещание это Саша выполнил, хотя ему было суждено уже никогда не увидеть своих родных. А еще от него осталась медаль "От благодарного афганского народа" - пусть антикоммунисты и националисты, клеймящие позором наших солдат, воевавших в Афганистане, объяснят этот факт, пусть придумают, за что именно афганский народ был благодарен Александру Кокотуну. Так что можете представить, что чувствуют школьники, встречаясь на различных мероприятиях с родителями Александра - Екатериной Григорьевной и Николаем Тимофеевичем! Вот то-то и оно! Наверное, этим парням и девушкам будет трудно "замылить глаза" клеветой на Советскую Армию и ее "агрессорскую роль" в афганской войне. Да что там трудно - невозможно!
Герою Советского Союза капитану Ярославу Горошко в книгах Владимира Красюка отведено немало места. Он дважды (!) отправлялся в Афганистан добровольцем, более сорока раз принимал участие в боевых операциях, за мужество и героизм был награжден самой почетной боевой медалью - "За отвагу" и орденом Красной Звезды. Его талант командира спас много солдатских жизней. Во время знаменитого боя у кишлака Дури группа капитана Горошко вышла на помощь разведгруппе его земляка и друга старшего лейтенанта Олега Онищука, вступила в схватку с превосходящими силами противника и, уничтожив огнем и в рукопашную (!) более 20 мятежников, вынесла с поля боя тела погибших разведчиков. За этот подвиг Ярослав Павлович и был представлен к званию Героя Советского Союза. Его друг Олег Онищук этого высокого звания был удостоен посмертно.
Мне кажется, что 16-17-летние ребята и девушки, знающие эту историю и знакомые с отцом Ярослава Павлом Кондратьевичем, по-иному смотрят на многих нынешних наших "героев Украины", получивших свои "золотые звезды" за лояльность к властям или потому, что кому-то из "элиты" нравятся их стишки-песенки. Их не смутят ложные авторитеты "паркетных" генералов и фальшивых орденоносцев, ведь они имеют пример и мужества, и героизма, и чести! И будут знать, что не бандеровская недобитая мразь, вытащенная из гнилостных схронов нынешней профашистской властью, не вояки ОУН-УПА, не шухевичи с бандерами являются героями Украины, а ветераны Великой Отечественной войны, сражавшиеся с фашизмом и их потомки - ветераны войны в Афганистане, сражавшиеся с мировым терроризмом.
На литературный вечер, ставший настоящим уроком мужества, пришли и другие воины-"афганцы", о многих из которых рассказывает в своих книгах Владимир Красюк. Например, Юрий Заднипряный, опять же таки - ученик школы, ставшей гимназией "Либідь". Юрий Анатольевич участвовал в десятках боевых рейдов, ходил в разведку, ждал врага в засадах. Целый год был снайпером, а затем его перевели в автороту, в составе которой он принимал участие в боевой операции в Пандшерском ущелье. В одном из ее эпизодов душманы напали на караван с боеприпасами и горючим. Машина Юрия шла в колонне одиннадцатой по счету. Успел только увидеть, как впереди идущие экипажи буквально в считанные секунды загорелись от ударов гранатометчиков. Наши солдаты моментально заняли круговую оборону и в течение 5 (!) часов вели неравный бой с врагом. И подобных этому эпизоду в ратной жизни Юрия Заднипряного было немало. И в каждом из них он терял своих однополчан, друзей, побратимов...
Но тяжелее всего он пережил смерть своего одноклассника Юрия Зозули, имя которого тоже есть на памятной стеле во дворе гимназии. Юра в составе дорожно-комендантской службы обеспечивал проход транспорта в направлении Саланга. На 78 километре этой дороги он и погиб - их БТР подорвался на мине и Юрий, взяв руководство боем на себя, огнем из автомата прикрывал товарищей. Этот бой стал для него последним - он погиб за 11 дней до своего дня рождения. В сам день рождения - 30 апреля его привезли в Киев в цинке.
А Юрию Заднипряному повезло - был контужен, но остался жив и в сентябре 1985 года вернулся домой. Поэтому ни ему, ни тем, кто его знает, не нужно рассказывать, что, мол, война в Афганистане была "ошибочной", "неправомерной" или, тем более, "грязной". Воины-"афганцы" подобные наветы воспринимают однозначно - как предательство мертвых и живых, как предательство их чести и достоинства, их мужества и самопожертвования. Об этом же говорил со сцены и Владимир Красюк, рассказывая о возвращении 15 февраля Ограниченного контингента Советских войск из Афганистана домой:
- Для тех, кто прошел афганский ад и вернулся живым, для отцов, матерей, жен, детей, которые не дождались с войны своих братьев, мужей, сыновей, отцов, этот день является самым значимым в жизни. Этот день - радость со слезами на глазах на все оставшиеся времена, так же как день ввода войск в Афганистан останется днем памяти и скорби. 20 лет назад еще был жив механик боевой машины Николай Ляхевич. Он погиб 14 февраля, когда последняя колонна остановилась на перевале Саланг - выстрел снайпера-моджахеда оборвал юную жизнь. Николая положат на плащ-палатку, на броню его боевой машины и будут везти в направлении Термеза. Через три дня после его гибели, 17 февраля я написал о нем строки:
Он лежал на броне, как младенец,
ввязан в палатку.
И как будто дремал,
словно в детстве -
спокойно и сладко.
Он лежал среди скал,
горный ветер как пули свистел,
А кругом шла война
и афганский костер все горел.
Он лежал на броне молодым,
не узнавшим любви,
Он лежал на броне,
и не пели ему соловьи.
Он спешил на покой,
на свиданье с родимой землей,
Где согреют его
и омоют горячей слезой.
Он лежал на броне, насмерть связан
с солдатской судьбой,
Он лежал на броне,
остановлен навечно войной.
И машина его с каждым часом
все ближе была
К тому месту,
где мать с войны сына ждала.
20 лет назад, 15 февраля, никто из высшего политического руководства бывшего Советского Союза не встретил последнюю колонну, которая прошла по мосту "Дружба" через Амударью и коснулась своей земли. Этот день мы, "афганцы", считаем вершиной предательства, предательства нашего мужества и чести. Высшее руководство государства не нашло нужным встретить тех, кого они отправили на смерть и кто положил жизни на алтарь Отечества! Так был дан сигнал, что об этих солдатах, о всей 40-й армии можно говорить все, что вздумается. Продолжается это и по сегодняшний день. Но история учит, что страна, которая не уважает свою армию - не имеет будущего. И мы это видим сегодня на примере нашей страны - Украины, в которой отключают радиолокационные станции, срывают боевые дежурства действующих частей, подрывают обороноспособность державы. Это преступление, не имеющее ни срока давности, ни границы наказанию.
Еще один участник вечера - Сергей Ильич Афиндулиди, личность поистине легендарная. Вообще-то, жизнь и судьба каждого из тысяч парней, прошедших афганскую войну, несет на себе печать уникальности, но произошедшее с Сергеем можно объяснить только чудом. В бою под Кандагаром в него выстрелили из гранатомета кумулятивным зарядом, предназначенным для поражения бронированной техники. И он остался жив! Потом Сергей перенес более 20 операций и сотни перевязок. Страшных, мучительных перевязок, ведь от температуры взрыва его раны... оплавились! Общий наркоз применять было нельзя - никакое сердце не выдержало бы. Как Сергей это вытерпел - известно только Богу, ему самому и его маме Нине Андреевне, которая больше 5 месяцев провела возле койки сына.
Моджахеды, видевшие, как граната взорвалась у ног воина, не преминули рассказать об этом на страницах западных газет. Они посчитали Сергея убитым, и не стеснялись в выражениях, в которых описывали смерть советского солдата. При этом, естественно, "забыли", что среди афганских мятежников были американцы и европейцы, что душманов, участвовавших в том бою, было более 200 человек, что смертельно раненный Сергей Афиндулиди, уже оставшись без одной ноги, отстреливался до последнего патрона, а затем, срывая бушлат, перекатился в вырытый рядом арык и поплыл (!) к бетонке.
Западные пропагандисты - учителя нынешних "демократических" журналистов, конечно, не рассказывали о братской взаимовыручке, благодаря которой множество наших ребят остались в живых, они не рассказывали, что прямо на поле боя Сергею стали делать переливание крови, которую тут же давали его товарищи, его братья. Идейные вдохновители нынешних украинских шустеров, "пятикопеечных" чаек и прочих моральных уродов не поскупились на ложь и вымыслы в своих статьях, разошедшихся по всему миру под рубрикой "Война в Афганистане". Но Сергей остался жив, и всей своей жизнью опроверг тот поток клеветы и грязи, который вылили на него, на Советскую Армию и на весь Советский Союз.
Вернувшись с войны, он окончил юридический факультет столичного госуниверситета имени Т.Г. Шевченко, работает адвокатом и является депутатом Подольского районного совета. А еще Сергей Ильич - председатель Совета ветеранов Афганистана Подольского района. И во всей свой мирной деятельности он, как это видно из его поступков, руководствуется принципом, заключенным в таком четверостишии:
Мы клянемся, братья по оружию,
Что друг другу руку подадим.
В час тревожный,
если будет нужно,
Брат за брата грудью постоим.
Кстати, этими стихотворными строками начинается фотоальбом "Память о моей службе" еще одного кавалера ордена Красной Звезды, тоже бывшего ученика школы №5, имя которого высечено на памятнике, Владимира Тарана. Он вернулся с войны, работал сварщиком, его избрали секретарем комитета комсомола СПТУ-10, был делегатом XXV съезда ВЛКСМ (вот кто являлся примером настоящего комсомольца, а не те двуличные зинченки, томенки, турчиновы, скомпрометировавшие Ленинский коммунистический союз молодежи, предавшие и продавшие своих товарищей, как только это стало возможно и выгодно), стоял у истоков создания Совета ветеранов Афганистана Подольского района столицы. Но раны, полученные в Афганистане, в конце концов оборвали его жизнь - 12 мая 1992 года в возрасте 30-ти лет Владимира Адамовича Тарана не стало.
Многое, изложенное в этой статье, я почерпнул из книг Владимира Красюка, кое-что мне рассказывал Виктор Максименко, с которым мы дружили, хотя и не общались так часто, как хотелось бы. Разговаривал я и с полковником в отставке Михаилом Григорьевичем Вертушковым - "афганцем" и "чернобыльцем", который тоже присутствовал на этом литературном уроке мужества. А на самом вечере получилось пообщаться с Сергеем Афиндулиди, которого я знал раньше, но не было повода познакомиться поближе. Мы говорили на разные темы - и на общеполитические, и на, так сказать, местного уровня. Но, конечно, постоянно возвращались к теме войны. И вот я задал Сергею Ильичу провокационный вопрос: "Сколько процентов в книгах Владимира Павловича - пропаганда, идеализирующая советский строй, Советскую Армию и поставленные перед ней задачи в Афганистане, а сколько процентов в написанном - правда?" Сергей, ни секунды не задумываясь и не сомневаясь в своей правоте (он как никто другой имеет на это право), ответил:
- Мы, находясь в Афганистане, исполняли свой долг, пытались помочь целому народу выйти из непростой ситуации, сложившейся на то время. Но афганцы оказались не готовыми перейти к мирной жизни. Что говорить, если у них племена пуштунские - военные племена. Они на протяжении многих лет находились в состоянии войны - то с англичанами, то сами с собой. Весь образ их жизни был настроен на войну. При этом уровень развития их экономики остался на уровне феодального строя, на уровне XIII века.
Жалко и больно, что там гибли наши ребята, возвращались оттуда инвалидами. Но каждая война предусматривает определенный процент гибели людей. Может быть, нужно было все построить на добровольной основе, и, конечно, я осуждаю то, что туда направляли молодых необстрелянных 18-летних парней. Наверное, нужно было посылать уже зрелых, закаленных, обученных воинов. Но у меня нет чувства, что мы были там зря, напрасно, ошибочно. Это мое мнение и моих товарищей, с которыми мы неоднократно рассуждали на эту тему. Во всяком случае, для того, чтобы правильно оценить то время, а тем более - осуждать его, должно пройти еще немало лет. А сейчас мы должны извлечь из этого уроки, взять самое лучшее из того, что было - чувство ответственности, долга, братской взаимовыручки...
И, безусловно, воспоминания очевидцев и участников должны быть доступны для каждого, чтобы люди видели, что человек может оставаться человеком даже в нечеловеческих условиях. Мы воспитывались на одних примерах, нынешние поколения должны воспитываться на других, но для того, чтобы стать личностью, нужно знать, в каком направлении развиваться, иметь цель перед собой. А в книгах Владимира Красюка как раз и отображается со всей жестокой прямотой и правдой та действительность, которая окружала нас там, в Афганистане. Я думаю, что в будущем, в школьной программе все-таки появится раздел, посвященный афганской войне. И такие книги как "Бой у кишлака Дури", "Вспомним, товарищ, мы Афганистан" или "Память - энергия вечности" могут занять достойное место на книжной полке историков-преподавателей и их учеников.
Закончу этот рассказ о вечере памяти ответом на вопрос, почему он состоялся именно в гимназии №34 "Либідь". Дело в том, что директор этого учебного заведения Лидия Серафимовна Страшна'я тоже уникальный в своем роде человек. Она кандидат педагогических наук, проработала в этой школе больше 27 лет, воспитала не одно поколение достойных людей, среди которых и те герои, памятник которым стоит в школьном дворе. Еще в 1984 году она первая и единственная на то время рискнула вместе со своим коллективом хоть как-то увековечить память о тех воинах, которые погибли в Афганистане, и там, где сейчас стоит памятник, они соорудили памятный камень и написали на нем первые фамилии.
За этот мужественный поступок она подверглась жесточайшему нажиму со стороны партийных и властных органов района. Партидеологией в то время в Украине занимался Кравчук, скрывавший свои настоящие убеждения за жесткостью и даже жестокостью, провоцировавшей рост недовольства руководством Коммунистической партии со стороны рядовых партийцев. Можете только представить, какое давление со стороны этого лицемера и подобных ему перерожденцев вынесла директор советской школы! Но не испугалась, не сломалась, отстояла свое мнение. И в книге "Вспомним, товарищ, мы Афганистан" есть строки, которые Владимир Красюк посвятил ей.
Когда Лидия Серафимовна вышла на сцену, даже издалека было видно, с каким волнением и душевной болью дались ей эти слова:
- Всім, хто пройшов страшні лихоліття Афганістану, низький уклін і безмежна вдячність нинішнього покоління. Мені дуже приємно, що у нас в гімназії є почесні гості, є мама Віктора Максименка, якого ми з вами не один раз бачили на цій сцені, не один раз чули слова, які глибоко запали в душу, які не можна забути. Мені приємно бачити сьогодні в залі батьків Кокотуна Саші, який навчався в нашій школі. І сьогодні не тільки батьки приїхали здалеку, щоб вшанувати пам'ять свого сина, почути про нього хороші слова, а прийшла і його класний керівник Надія Петрівна. Мені приємно бачити в цьому залі знайомі обличчя воїнів-афганців, які до нас приходять не тільки на такі урочисті свята, а й просто на зустрічі з нашими учнями, відвідати музей школи, в якому зібраний матеріал про воїнів-"афганців".
А стосовно того, що в мене на душі, сказати чесно - біль, яку висловити неможливо. І тому мені сьогодні хочеться найперше звернутися до наших дітей. Шановні діти! Пам'ять не повинна вмерти. Пам'ять повинна жити. Історія - це справа невдячна. Сьогодні історія одна, завтра її трактуватимуть по-іншому. Але ви повинні знати, що ті, хто говорить, що Афганістан - це не Іспанія, і що наших солдатів туди ніхто не посилав, то жорстокі люди, бо так говорити не можна. І хочу, щоб ви запам'ятали назавжди, що ті воїни, майже ваші ровесники, які побачили всі жахи війни, які побачили смерть, які побачили знущання, і не тільки побачили, а й відчули це на собі, то цих людей потрібно поважати і заслуговують вони на саму найвищу шану. Бо якщо не буде пам'яті, не буде нашого народу.
Навчати дітей патріотизму сьогодні нелегко. Нелегко тому, що складно знайти таку постать, на яку можна було б показати і сказати: "Діти, будьте такими як він". Дружба з воїнами-афганцями у нас триває дуже довго. Ви самі бачите, які це люди, бачите їхні вчинки, знаєте про їхню мужність і ті подвиги, які вони здійснили. Тож вчіться бути людиною, створювати свою думку, свою правоту саме у них.
И знаете, глядя на лица ребят, находящихся в зале, я видел, что слова их директора, слова воинов-"афганцев", слова автора книг Владимира Красюка попадают в самое "яблочко". Я будто бы ощущал, как слова эти пускают ростки в сердцах молодых людей. И меня обуяло чувство гордости за то, что, несмотря на профашистскую, бесчеловечную политику, проводимую руководством нашего государства, у нас есть такие люди как Лидия Страшна'я, Владимир Красюк, Сергей Афиндулиди, Константин Антощук, Юрий Заднипряный, Михаил Вертушков... И что у нас есть такие герои как Владимир Таран, Виктор Максименко, Юрий Зозуля, Ярослав Горошко, Олег Онищук... И десятки, сотни, тысячи честных, справедливых людей, на примере которых воспитывается наша молодежь. А значит, мы, все-таки, непобедимый народ, который, несмотря ни на что, не даст оклеветать свое прошлое, своих героев, свою историю.
Олег АФОНИН
__________________________________
________________________________________________
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А Квачков - это ветеран ГРУ...
Комментарий удален модератором
Безупречно применяя стратегию «сказано — сделано»,
Воин тем самым формирует файл абсолютных
или неотменимых директив.
П.В. Гамаюн
— Было время, когда слов не было. Знание было непосредственным и безмолвным. Еще совсем недавно — двести лет назад, если бы исчезли все ученые мужи, то никто бы этого и не заметил. Некоторое время спустя практически все из них были уверены, что природа не храм …
— Именно это и породило ощущение дозволенности и иллюзию могущества, что и нашло свое отражение в идеи бесконечного устремленного в светлое будущее научно-технического прогресса. Что до настоящего момента, то наиболее прозорливые из них с очевидностью
поняли, что наука, как парадигма ветвь тупиковая.
— Тем более, что особенность настоящего момента в том, что конец истории уже наступил, хотя мало кто на этот факт обратил внимание, поскольку подавляющее большинство народонаселения космического корабля по имени «Земля» занято сиюминутными очевидностями и повседневной борьбой за выживание из последних сил. В свое время умудренные профессионалы строили Титаник, пришло время создавать Ковчег!