План активной обороны

8 июля 1941 года началась битва за северную столицу

После разгрома северо-западного фронта и оккупации прибалтики,проявилась угроза захвата Ленинградской области и города

ПЛАНЫ ВЕРМАХТА

8 июля 1941 года в ставке фюрера прошло совещание верховного главнокомандования германских вооруженных сил (ОКВ), на котором одним из главных обсуждавшихся вопросов был вопрос о наступлении Вермахта на Ленинград и начале наступления финских войск с севера.

Гитлер утвердил предложенный начальником генерального штаба сухопутных войск генерал-полковником Францем Гальдером план дальнейших действий, подчеркнув необходимость отрезать Ленинград с востока и юго-востока силами 4-й танковой группы генерала Хёпнера.

Именно на этом совещании фюрер объявил свое твердое решение

"сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы воспрепятствовать там остаться населению, которое мы должны будем кормить зимой".

Уничтожение двух столиц России, по разумению Гитлера, символизировало победу "высшей расы" и должно было нанести в сердца "недочеловеков" неотразимый морально-психологический удар, вызвать народное бедствие, которое лишит центров не только большевизм, но и русских вообще.

ПЛАНЫ ПО ЗАЩИТЕ

В условиях непосредственной угрозы выхода противника к Ленинграду Ставка решила привлечь для защиты юго-западных и южных подступов к городу часть сил Северного фронта.

4 июля генерал Маркиан Попов получил приказ организовать глубокоэшелонированную оборону на рубеже по реке Луга от Финского залива до озера Ильмень.

Ставка потребовала создать на этом рубеже предполье глубиной 10-15 км со сплошными заграждениями, оставив лишь пути отхода для войск Северо-Западного фронта.

ЛУЖСКАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА

На Лугу к 10 июля были спешно выдвинуты 177-я и 191-я стрелковые, 24-я танковая дивизии, 1-я отдельная горнострелковая бригада, ленинградские стрелково-пулемётное и пехотное училища и почти все артиллерийские ПОЛКИ РГК.

Эти части составили Лужскую оперативную группу.

Ее возглавил заместитель командующего фронтом генерал-лейтенант Константин Павлович Пядышев.

По воспоминаниям маршала артиллерии Г. Ф. Одинцова, Пядышев

"талантливый военачальник, строго придерживался суворовских принципов обучения войск, обладал исключительным даром интуиции и предвидения, так много значащих в бою"

Выдвинув передовые отряды к реке Плюссе, немедленно приступил к созданию прочных заслонов на Киевском шоссе и по обеим сторонам Варшавской железной дороги.

В Лужскую группу включались и отходившие на север части 41-го стрелкового корпуса.

В целях централизации боевой деятельности авиации военно-воздушные силы Северного и Северо-Западного фронтов, Балтийского флота и 7-й авиакорпус ПВО подчинили единому командованию в лице генерала Александра Александровича Новикова

КЛЕМЕНТ ВОРОШИЛОВ

Руководство военными действиями Северного, Северо-Западного фронтов, Балтийского и Северного флотов с 10 июля осуществляло главное командование Северо-Западного направления.

Штаб направления поспешно сколотили в основном из преподавателей ленинградских военных академий.

Главнокомандующим стал непобедимый маршал рабочего класса, как его величали в довоенных публикациях, Климент Ефремович Ворошилов

Еще 27 июня 1941 года Военный совет Северного фронта принял постановление о привлечении жителей Ленинграда и его пригородов к трудовой повинности. Каждый ленинградец обоего пола, не связанный с военным производством, направлялся на строительство оборонительных сооружений. Ежедневно работало около 150 тысяч человек.

За уклонение от трудовой повинности полагалось 6 месяцев тюремного заключения или штраф до 3000 рублей.

ФОРМИРОВАНИЕ ОПОЛОЧЕНИЯ

Наряду с призывом военнообязанных, с 29 июня развернулось форсированное создание, в помощь кадровым частям, Ленинградской армии народного ополчения (ЛАНО) численностью 200 тысяч человек.

Военный совет фронта поначалу просил 100 тысяч <физически выносливых и политически надежных> добровольцев в возрасте от 18 до 35 лет.

Но ленинградский партийный вождь и член Военного совета направления Андрей Александрович Жданов своей рукой увеличил квоту вдвое, а возраст до 50 лет.

Жданову не терпелось спровадить на тот свет практически пожилое население....потом пенсии можно будет не платить

Были организованы Военный совет и штаб ЛАНО. Командующим армией назначили генерал-майора А. И. Субботина.

4 июля приняли решение сформировать 15 дивизий народного ополчения по 12 тысяч человек и немедленно отправить их на фронт. Обязанность по отбору добровольцев возлагалась на райкомы партии. К 10 июля удалось набрать 110 тысяч человек.

\Большинство ополченцев составили рабочие, представители интеллигенции и студенчества. В добровольцы вступили 80 ленинградских писателей и композитор Д. Д. Шостакович.

За короткий срок в Кировском, Московском, Дзержинском, Куйбышевском и Фрунзенском районах сформировали первые три дивизии общей численностью 31 тысяча человек и 15 отдельных артиллерийско-пулеметных батальонов - еще около 15 тысяч человек.

Поспешность, с которой создавались эти формирования, не могла не отразиться на их качестве.

Ополченцы почти не имели тяжелого вооружения, количество пулеметов в подразделениях было гораздо ниже штатного, поскольку формировавшие дивизии территориальные районы сами, в силу своих возможностей, обеспечивали их снаряжением, оружием и боевой техникой.

Бойцы получали залежавшиеся на складах с 1916 года винтовки канадского производства, иногда даже учебные - с просверленной казенной частью, а иногда и вовсе ничего.

В принципе, это не имело значения, поскольку на передовой патронов к ним было взять негде.

ЛИЧНЫЙ СОСТАВ

Личный состав ЛАНО, демонстрировавший исключительно высокий моральный дух, никакой военной подготовки не имел.

Многие раньше не служили в армии и никогда не держали в руках оружие. 1-я дивизия народного ополчения на 60% состояла из запасников и людей, не имевших военной подготовки; во 2-й дивизии рядовых необученных было 3894 человек, младших командиров - 205; в 3-й дивизии 50% личного состава не имело военной подготовки.

Обучение приходилось начинать с правильного наматывания портянок и умения есть ржаные сухари, не превращая рот в кровоточащую рану, но даже это нехитрое искусство осваивали по пути на передовую.

Например, 1 -я ДНО генерал-майора Ф. П. Родина формировалась неделю, с 4 по 10 июля, а уже 11 июля она заняла оборону на одном из участков Лужского рубежа; 2-я ДНО полковника Н. Угрюмова закончила формирование 12 июля, сутки спустя она прибыла на фронт и заняла позиции по реке Луге в районе Поречье - Ивановское - Сабек.

Командный состав дивизий народного ополчения в своем подавляющем большинстве пришел из запаса, был слабо подготовлен к руководству ведением боевых действий. Так, на всю 3-ю дивизию имелось шесть кадровых командиров.

Вот что вспоминает бывший боец Ижорского батальона СВ. Сорокин:

"Мы, бойцы маленького заводского отряда, пошли на войну, где смерть на каждом шагу, где нужно самому бить врага. Как бить - мы сами не знали. Бить и всё. Хоть кулаком, хоть винтовкой, но только бить!

И в самом деле, что мы тогда могли противопоставить врагу? Свои военные знания? Их у нас не было. Боевой опыт? Его тоже не было. Оружие? Сначала оно у нас было очень плачевным. Что же тогда? Грудь! И мы ее подставили"

НОВЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ

В период 10-14 июля 1-я Кировская, 2-я Московская и 3-я Фрунзенская дивизии народного ополчения были переданы Лужской оперативной группе и <выбыли на боевые рубежи>.

Несколько позже укомплектовали 4-ю ДНО под командованием полковника П. И. Радыгина численностью 4267 человек, которую называли еще легкострелковой или дивизией облегченного типа по вооружению и численному составу.

Что это означает можно легко представить, а можно и прочесть в воспоминаниях П. А. Пугая, бывшего механика-водителя 84-го танкового батальона:

"3-го или 4-го подошли ополченцы 4-й дивизии. Вид у них был плачевный: многие без обмундирования, винтовка - только у старшего, у остальных - ничего>"

Во второй половине июля началось формирование четырех <гвардейских> дивизий народного ополчения.

Почетное наименование, по мысли Жданова и Ворошилова, должно было означать, что эти дивизии укомплектованы подлинной гвардией рабочего класса.

Утверждается, что рабочая гвардия была вооружена несколько лучше, но все же главным оружием по-прежнему оставалась грудь.

Со временем дело с вооружением поправили, дивизии народного ополчения переименовали в стрелковые, но принципы формирования новых соединений не изменились.

ВРЕМЕНИ НА ПОДГОТОВКУ НЕТ

К концу 1941 года немцы разгромили и уничтожили 186 советских дивизий - это 109% от имевшихся на 22 июня

От кадрового состава Красной Армии осталось не более 8%.

Новые дивизии лепили пачками.

Только в 1941 году советское руководство государства сформировало 419 дивизий и 305 бригад, немедленно бросив их на фронт.

ПЕРВЫЕ МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ГОРОДА

Помимо дивизий и бригад народного ополчения в Ленинграде в июле- августе создавали и другие добровольческие формирования: истребительные и партизанские отряды, рабочие батальоны.

Были также сформированы семь партизанских полков общей численностью 6600 человек, в состав которых, помимо гражданских добровольцев, милиционеров, сотрудников НКВД, вошли около 1000 пограничников.

Шесть таких полков направили в тыл врага уже в первой половине июля.

В целях подготовки необходимого резерва защитников города 13 июля было принято постановление об обязательном военном обучении всех мужчин в возрасте от 17 до 55 лет.

В соответствии с решением Совнаркома СССР от 8 июля в городе, как и во всей стране, была введена карточная система распределения продуктов.

Рабочие получали 800 грамм хлеба в день, служащие - 600 грамм, иждивенцы и дети - 400 грамм. По карточкам выдавали установленные нормы крупы, мяса, жиров и кондитерских изделий.

Однако многие виды товаров еще свободно продавались в магазинах по твердым государственным ценам, а некоторые основные продукты можно было приобрести по коммерческой цене.

Но кому-то даже в самый жесокий период зимы 1941-1942 года голод не грозил...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подготовка к защите города шла основательно.