Нет никакого глюка!
На модерации
Отложенный
Стеллa West :
Друзья!
Воскресная школа в семнадцатый раз открывает свои двери для всех, кто интересуется поэзией и литературой.
Обычно, ведущий заранее просит написать рецензию по теме очередного урока. Нa на этот раз, я нашла готовое мнение незабываемой Туси Категоричной, к сожалению – недавно изчезнувшей из Макспарка. K счастью, она реинкарнировала кузнечиком в Живом Журнале. Затем попросила проанализировать ее заметку Геннадия Катеринина – создателя Воскресной школы.
Туся Категоричная :
Честно признаться я совершенно равнодушна к творчеству Осипа Мандельштама. хотя случается, что некоторые вещи я просто не способна была воспринять и оценить в силу возраста, отсутствия нужного опыта или просто из-за дефицита нужного эмоционального настроя.
Но есть оно стихотворение О.Мандельштама, которое я помню уже 21 год:).
И до сих пор ищу разгадку "глюка" поэта, который посетил его в момент просмотра какой то картины. причём из названия ясно, что это не авангардизм, не абстракция, и не "сюрр" в духе Сальвадора Дали. Т.е. самый примитивный сюжетец по определению. (читать далее...)
Импрессионизм
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.
Он понял масла густоту, –
Его запёкшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловЕй,
Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет,
Ты скажешь – повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается и качель,
Недомалёваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
Осип Мандельштам
Геннадий Катеринин :
То, что подчёркнуто в этом стихотворении Мандельштама, Туся Категоричная назвала «глюком Осипа»... Она пишет:
«Я капитулировала уже на «обмороке сирени», поняв, что полушарие, отвечающее за воображение у меня недоразвито и ущербно».
А перед этими своими словами Туся приводит перечень образов, которые не может, не могла воспринимать целых 20 лет...
«... глубокий обморок сирени,
лиловый мозг,
затухающий свисток иль хлыст
и прочие удивительные образы... –
повара с голубями,
опять же – при чём?»
Но давайте представим себе, что глубокий обморок сирени – это сирень задыхающаяся в собственном благоухании...
Или... девушка, утонувшая в букете цветов... А чтобы уж совсем реально, так это просто любой запах, издаваемый даже человеком, в котором можно не то что задохнуться, но и пасть в обморок... Образ, при таком освещении, становится вполне осязаемым и очень даже доступным...
На то он и импрессионизм (чувствование)...
Или – лиловый мозг... Здесь ещё проще... Без труда можно допустить даже и такие синонимы, как ушибленный, пришибленный (мозг)... То есть, мозг с кровоподтёком, с гематомой (не путать со страшным инсультом!..). А синяк (продолжая смысловой ряд), по-другому говоря, уж конкретно приобретает лиловый цвет... Тоже – импрессионизм!..
... затухающий свисток иль хлыст – здесь, правда, есть некоторое смысловое смещение (аберрация), так как:
« Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет »
Понятно, что спичка тухнет иначе... В этом – и смещение... А в остальном – всё верно: звук свистка или щёлканье бича, кнута, плети так же неизмеримы во времени нашими органами чувств, как и гаснущая спичка...
И... снова чувствование, снова чистейший импрессионизм!..
И, наконец, повара с голубями... Вот тут мы сталкиваемся всерьёз с углублением, расширением смысла и образа, выраженных, хотя и абстрактно, но удивительно мастерски Мандельштамом... Воображение как бы ввергает поэта в пучину противопоставления, где бурлят уже и читательские страсти...
«Ты скажешь – повара на кухне
Готовят жирных голубей ».
Это уже читатель скажет, что не просто «Свисток иль хлыст, как спичка, тухнет», но и повара на кухне... Готовят...
На этом стих можно было бы и закончить... Но тогда он бы прозвучал тривиально – иначе, Автор дал бы нам череду неподражаемых, странных образов, и этим бы ограничился... Нет же, Мандельштам ставит настоящую точку :
« И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель ».
(Нет ли здесь продолжения, протяжённости и перспективы – намёка на социализм со сталинским лицом?..)
А за образами сохраняется одно лишь наполнение... Будто те же самые «красок звучные ступени» легли «как струпья» на ткань стиха... Так высвечивается фактура индивидуальных ощущений Мандельштама-человека, которую вправе разделить или нет любой читатель.
Стеллa West :
Представила себе полуночную Тусю, декламирующую 20 лет подряд, по первому требованию «Импрессионизм»... И мои мозги мгновенно полиловЕли... Обожаю ее дневниковые записи, теперь уже в Живом Журнале. Умеет Туся писать эмоционально ярко о чем угодно, и абсолютно без штампов, чем и на этот раз впечатлила меня не меньше, чем сам Мандельштам. Она, прoстаки, создала эффект импрессионизма, «представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления» /цитата из Википедии/.
Но описывал ли Осип какую-то конкретную работу художника импрессиониста?..
Думаю, что в этом стихе, он просто напросто написал стих об импрессионизме – в технике импрессионизма, но словами...
Интересно было бы узнать, а чьё мнение ближе Вам?
А может быть, кто-то из наших поэтов решится впечатлить экспромтом в заданном направлении импрессионизма...
Комментарии
Именно это стихотворение легко воспринимается. Оно для Мандельштама простое. Другие мне ещё нужно осмыслить. Очень у него глубоко мысль сидит. Это хорошо. Будет в чём разбираться. Понимать, в обычном смысле, там, конечно, что-либо бесполезно .
"Не мотичей и не митичей,
Зовёт взыскующий сущел
И в новом грохоте мечей
Ему ответил будущел".
Может быть и здесь поищем смысл?
"Набычепыжась и ковряжисто бубуча,
Бубука мурлохмурый метил в дуче.
И невпедрёж затурканному дуче,
Что в нашей буче есть бубука круче".
Стихи были напечатаны в "Московском комсомольце". Но успеха не имели. Не доросла (или не опустилась) тогда ещё российская аудитория до высокого стихосложения.
Проханов вспомнился - специалист по созданию ощущений.
Клод Моне "Сирень на солнце"
В данном случае я говорю о том, что по одной половине, при том, что она имеет совершенно иную форму, чем недостающая половина, я не могу судить о целом.
Позволю себе пару слов. На мой взгляд импрессионализм в живописи, это-одно, в поэзии - другое. И если в живописи этот стиль завораживает "воздушностью", то в поэзии это скорее "послевкусие", как-будто откусил кусочек интеллектуального пирога. И нет четкой грани, они размыты. Откусил - и смакуешь, а что ощущаешь - это зависит от начинки. И данный стих Мандельштама рассматриваешь, как пособие по умению постигать и направлять свои чувства...
Вобщем, где-то так...
Отрывок
Одна совершенно случайная мысль
Рождается где- то в бредовом тумане
её без конца ускользающий смысл
стенает и бьётся лисицей в капкане
она возвращается та же и вновь
втекает под веки и ломит затылок
Исходы неведомых мне предпосылок
мучительный грех произнесенных слов
жестокая пытка без смысла и цели
ответ без вопроса убийство сознанья
железные иглы в крови закипели
безумное варево для истязанья
И умер он по дороге на каторгу (после второго ареста) от обострившихся галлюцинаций так и не доехав к месту назначения.
Права была Кузнечек - есть место больному воображению. Цвет сирени ассоциируется с лиловым цветом мозга. Но до какой степени развито восприятие,что картина всколыхнула не только цветовую гамму ,но и запахи ...
Из всего стихотворения "глубокий обморок сирени" мне показался самым сильным сравнением : я представила картину ,сирень ,с нагнувшимися ветками ,летний знойный день и в воздухе витает плотный запах сирени. Лично мне не мешают "глюки" О.М. Не один шедевр увидел мир от творцов с разлаженной психикой.
ПыСы Там в Европе с голодухи приучились есть всё....
Тот, который написал "А причём здесь рифмы?.. Важна ведь мысль......"? Хочется спросить у него - а если в стихе не важна рифма, ритм, размер, то может обойтись прозой и оставить поэзию в покое?
Ну как - согласны участвовать в следующем???
http://maxpark.com/community/5055/content/1990815
хотя не исключаю В. Серова или даже Борисова-Мусатова
Угадывается и качель,
Недомалёваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
Пользуюсь в комментах ниже ссылкой на эту иллюстрацию.
Цитата, от которой можно рёхнуться: "запах, издаваемый даже человеком, в котором можно не то что задохнуться, но и пасть в обморок..." - это же как надо вонять, чтобы кто-то приблизившись мог "упасть в обморок"?
Далее. "Учитель" пишет: - "Без труда можно допустить даже и такие синонимы, как ушибленный, пришибленный (мозг)..." - это да, надо быть самому пришибленным, чтобы для пастернаковского образа "лиловый мозг" подобрать такие "синонимы"!
Вот кто бредит, так это "учитель"....
Врубелевская сирень это не просто цветы, но и аллегория к Древнегреческим мифам - к Пану и Сиринге. Девушка, как бы порождение лилового цвета, теней... отсюда и у Пастернака "ноги растут".
речь о Мандельштаме...
Хотя - секвенция имен - замечательная получилась...)
Однако, сравнения, допущенные в "уроке", ничем иным как бредом, называть отказываюсь. Напрочь.
Ваше мнение защитывается на равных с остальными - плюрализм, знаете ли.
А рифмы не стучат временами? На какое-нить одно слово случайное? Не когда нарошно ищешь, а наоборот - рад бы остановить это процесс, да не можешь? Шо до откровений - лично я и к собственным и мозгу и даже эмоциональной сфере могу относиться как естествоиспытатель к внешнему объекту - задним числом, естественно, наскока уж это объективно...)))
Кста, а ты в курсах, что глюки бывают и обонятельные - при возбуждении определенных центров в мозгу? И что даже слабые запахи этими центрами усиливаться могут до невыносимости?
А смесь запахов сирени на жаре и жарящейся на кухне курицы, к примеру (голуби могут быть чисто для рифмы или просто гуркотать могли неподалеку), - эт нечто довольно тошнотворное, должно быть...)))
Смесь запахов сирени на жаре и жарящейся на кухне курицы - но мешал-то Мандельштам на своей палитре - а мы - уж как увидим... Нет, не думаю, что голуби - чисто для рифмы. Либо первоначально для рифмы, а потом пришлись штрихом к смыслу стиха. И так бывает - неожиданно сваливается что и нужно было и встает на место, заполняя пробел в картине.
Не, "допинг" как стимул к творчеству тут ни при чем, просто у кого что активизируется "под воздействием" - у кого "дремучие инстинкты", а у кого...)))
Согласен с Людой, отличный пост получился, и идея у тя любопытная - насчет "совместных постов" - интересно, что получится...
Как ни люблю я противоречивой, двусмысленной, намекательной, иносказательной поэзии - по отношению к данному стихотворению Мандельштама никаких положительных эмоций не испытываю. Мне нравится по старинке, когда сирень - это красота, лето, юность... странно видеть по соседству с сиренью упоминание о струпьях и жирных голубях.
По поводу мнений... Понравился разбор Геннадия Катеринина, понятны и близки эмоции недоуменной Туси, заинтересовал теоретический вопрос Стеллы - об импрессионизме и мотивах поэта.
Возможно, что нет никакой загадки глюка Мандельштама... он просто писал, как видел, как ощущал, как чувствовал.
Ой, я наверное уже настолько "замандельтамилась" здесь, что и правда - какими-то намеками пишу...)
Лиловость - уместилась в моей картине мира запросто. И все остальное - тоже, включая летнюю духовку, в которой жарятся голуби. Но струпья.... Не могу, прости )
А пахнет сирень и правда - умопомрачительно! И кто знает, какого цвета становятся мозги в помраченном состоянии )))
Врубель. Сирень
Впрочем, ему комментаторы уже высказали здесь своё мнение...
Я же рискну откликнуться на просьбу Стеллы "впечатлить экспромтом". Не знаю, насколько близко это к импрессионизму или вообще рядом не стояло...
Название и тема этого короткого стиха требует угадывания, прошу -
Под тусклой луною дыша перегаром
На борове рыжем, обмазанным варом
Несется трехпалый Упырь сквозь Икающий Лес;
А рядом с ним воя и чуя поживу
Вся Нечисть, что раньше со Светом дружила;
За самым последним, глядите-ка – Меченый Бес!..
И вся эта нечисть стоглава, сторыла
Страну Золотую в момент проглотила…
На десять столетий настали Лихие Века.
Но, Слава Яриле – Отважный Прогрессор
Убрал Упыря, Семейку и Беса;
Уже рассветает, но всё же Дорога еще нелегка…
;-))
Александр, стих отвечает одному из основных принципов в живописи импрессионизма. :-))
Да! Вы прекрасно знаете о чем пишите, в каком стиле, а так же знаете близок ли стих к импрессионизму.
Для этого достаточно внимательно прочесть. Ярко, образно и как( на злобу дня!) - дар у Вас!
Вы принимаете большое участие в жизни этого сайта и сообществ.
Как бы Вы не хотели, но политика вошла в жизнь российского народа.
Легко угадываются персонажи. Но ,если назвать эти прозаические имена, стих потеряет изюминку, те упростится. Простите, если что...
Если интересно, здесь свеженькая пародия на стихо Жени Гусаченко - http://maxpark.com/community/4502/content/2242139
;-)
Мне такой случай однажды не простил один человек.
Сегодня еще помню и сожалею . Я теперь со всеми придерживаюсь этого правила
А тогда я просто ушла насовсем... но вернулась- возвращаться плохая примета. :-))
Действительно глюк- а как о нём думать, как его классифицировать- если это глюк и ты даже не знаешь, как к этому относиться- то ли восторгаться непонятностью образов- то ли психиатра вызывать...
Глюка нет. Мандельштам описывает конкретную картину ("художник нам изобразил..."), ту или другую неважно, сирень многие писали. Сирень, возможно, уже подвяла, вкупе с её удушающим запахом (я не могу находиться с ней в одной комнате) вполне может родить ассоциацию с обмороком. Далее - пугающие струпья. Мой сын, будучи сыном архитекторов, имел по рисованию кол, отдохнула природа. И когда им задали изобразить сирень гуашью, я решила не просто нарисовать за него, но попытаться объяснить. Гуашь - не масло, но тоже довольно густая. Я развела 4 оттенка сиреневого, и мой неспособный к проникновенной живописи отрок методично намазывал их по очереди плоской кисточкой. Чем не струпья? Получил заслуженную тройку. Лиловый мозг и духота вполне осязаемо передают ощущение надвигающейся ненавистной мной, и очевидно, Мандельштамом, жары.
Тень, по определению нечто затемнённое, все лиловей, не чёрная же она на сирени, вот и приобрела сизый голубиный оттенок.
В общем, дважды два. А то, что метафоры и сравнения не избиты, и образы не "кровь - морковь", так гений, чай, стих писал...
Ну, сейчас-то и я поняла, хотя про струпья - с первого чтения была примерно твоя ассоциация. Вот поэтому-то мне и нужны были художники на этом уроке! У тебя в интрепретации все конкретнее, синтезировано, как в стихе почти - кратко, емко... Огромное спасибо.
Мне всегда подобное, выраженное в текстах, интереснее и цепляет намного больше, чем "пейзажная лирика". Попытки передать запахи, тактильные ощущения....
И Мандельштаму в данном случае удалось ретранслировать в буквах то, что он "унюхал" в красках.
Удушливый,густой, как мед, запах сирени - не весенний, свежий, а летний!! /лиловым летом разогрето/-сладкий, какой бывает только у летних цветов.
запах горелой спички... запах тушеного мяса... И все вместе - четкое ощущение тесной, липкой духоты летнего зноя.
СтихО рождало во мне чувство ожидания свежести вечера, ночной прохлады, желание бежать подальше от сиреневых обмороков и "лиловеющего мозга". Картина рождает те же желания:).
С ув. Наталья. (Т)
Рада видеть пролетающий мимо Ветерок ) (запятую намеренно не поставила )))
Не страшно признаться, я вообще ко всему "пейзажному" не тяготею. Буквально вчера призналась, что и Пришвина с Бианки не очень то. Ну, не вижу смысла внимать буквенному описанию того, что я и так вижу наяву.
Куда интереснее пытаться понять того, что я не вижу, не ощущаю и просто тупо не понимаю. Вот восхищения вышеуказанной живописью в виде сиреней я прочувствовать не могу. Если бы не Осип - я бы и разглядывать не стала.:)
Вот и для меня - сложнее - это проще - в поэзии...
У Мандельштама не нашатырь, а его поэтический ипрессионизм - и это сложнее, тоньше, не бьет, а наоборот завораживает образами.
Как я рада, что была возможность обо всем этом поговорить... что мы не устали впечатляться и впечатлять и еще умеем выражать наши мысли сочными красками ипрессионизма.
Тож рад видеть в добром здравии (надеюсь)...
Знаешь, иногда немного неуютно оттого, что вполне возможны варианты, когда имя (именно имя), а не содержание заставляет пытаться найти в строках что-то гениальное или глубокое. Прочитай Вася Пупкин свое произведение:
"Сначала в бездну свалился стул,
потом - упала кровать,
потом - мой стол. Я его столкнул
сам. Не хочу скрывать."
- ему наверняка скажут, чтобы Вася фигнёй не страдал, а шёл и рубил дрова, потому что это у него лучше получается.
А теперь откроем тайну и расколемся, что это стихО Иосифа Бродского.
"О! Так это же БРОДСКИЙ! - воскликнем мы, найдем полный текст и глубокий смысл -тоже найдем. :)
Вот верно ты заметила насчет авторства, я постеснялась об этом написать... Будь автором этой лиловой импрессии мой сосед-алкоголик со слегка съехавшей крышей - я бы вряд ли уделила его произведению столько внимания.
Слово - только кирпич произведения... Но есть и другие составляющие - имя, реклама, история.
И даже бывает так, что её находишь в банальном каком-то, проходном четверостишье и понимаешь, что в процессе ты ответила на кучу своих собственных вопросов...
Чет остапу понесло:))
Когда стихотворение непонятно, есть два пути: или читать его до тех пор, пока обртаз,нарисованный поэтом, не станет ясен, или отложить стихотворение навсегда.
А тытаться объяснить отдельные слова - это тупиковый путь.
По-большому секрету - я и сделала этот урок для себя - простым чтением в одиночестве никогда бы не увидела столько новых красок.
Как только будет возможность отвечу всем-всем.
Огромное спасибо за поддержку, ваши мысли и стихи.
Интереснейший пост получился!!!! Ты прекрасно ведешь тему, Стелла.
Не такой уж у меня большой опыт, чтобы зваться блоггером, но кое-какой, все же, имеется - и я тебе серьезно говорю, что посты ты ведешь занимательно, внимательно и увлекательно )
И Ваше восприятие - это ваш жизненный опыт, остальное - догадки интеллекта и чувств.
Посмотрите комментарий ниже - там ссылка на работу Клода Моне, которая по мнению многих - и вдохновила Мандельштама.
Клода Моне "Сирень на солнце"
http://maxpark.com/community/5548/content/2240812#comment-29969675
Но и сирень Петра Кончаловского надо будет посмотреть...
Про Тусю просто замечательно сказали, Александр! У нее есть свое восприятие, свои оригинальные мысли, которые она свободно, без оглядок на чужие мнения, запросто и естественно ваяет на страницах своего дневника. Умная женщина, и талантлива к тому же... Этим она меня и сразила с сaмого начала. Спасибо Вам что оценили это.
Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.
Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.
Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.
(Кушнер, 1973)
Но за теплые слова и приглашения - спасибо, Стелла:)
Что касается самого стихотворения - у каждого своё восприятие, основанное на воспитании, образовании и общей культуре.
Я Мандельштама люблю.
Стелла - отличный пост! Только вот со временем у меня туго... а хочется прочитать всё.
Нас в универе учили лингвистическому анализу текстов. И говорили, что есть анализ, и есть препарирование, ничего общего с анализом не имеющее. Последним грешат многие критики, думающие, что они критики. Для того, чтобы быть критиком, надо очень много знать. Как Белинский, как Добролюбов, как Дорошевич, как Аннинский и Наталья Иванова...
И по Геннадию многие здесь высказались так же. Единого мнения быть не может. Это редко встречается - общий одобрямс. А уж с Мандельштамом ...
Посмотрел - они одинаковы в отношении к Мандельштаму. И всё.
(уничижение не принимается)
Г.К., по моей просьбе, угадал, расшифровал эти составляющие, объяснил, что не было никакого глюка. В этом общее. Oдно - является продолжениeм другого. Она задала вопрос, он - ответил. Eстественно - все "попрoбовав на свой вкус" - с "неуместным толкованием" глубины мандельштамовских оттенков.
Я некоторые "угадайки и расшифровки" не принял. Это лишь частное мнение Геннадия. Имеет место быть. Главное - интерес к Мандельштаму вырос в МП. И не только к нему. Это большой ПЛЮС. )))))