Пострадавших от катаклизмов могут освободить на время от долгов
На модерации
Отложенный
Банкир и бывший сенатор Дмитрий Ананьев подготовил законопроект, который 4 октября будет рассмотрен в Минфине
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов
В пятницу, 4 октября, рабочая группа Минфина по совершенствованию банковского законодательства рассмотрит законопроект (имеется в распоряжении «Известий»), позволяющий правительству вводить двухлетний мораторий на взыскание долгов с граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций. Об этом «Известиям» рассказали несколько участников сегодняшнего совещания.
Согласно представленному рабочей группе документу, во время действия моратория кредиторы (банки, микрофинансовые организации, коллекторские агентства) лишаются права требования по задолженности клиентов, пострадавших от природных катаклизмов. Кроме того, на сумму задолженности запрещено начислять любые неустойки: как штрафы, так и пени. Правда, в период действия моратория банки вправе начислять проценты по кредиту. Однако на них тоже действует мораторий: пострадавшие граждане будут должны оплатить после его окончания равными частями.
Поправки были представлены в рабочую группу экс-сенатором, совладельцем Промсвязьбанка Дмитрием Ананьевым. Его официальный представитель Дарья Литвина рассказала «Известиям», что законопроект призван закрепить ответственное отношение банков к ведению бизнеса. Как указывается в пояснительной записке к проекту, сейчас отсутствуют нормы, защищающие финансовые интересы граждан, пострадавших в результате природных катаклизмов. В результате гражданин остается один на один со своим кредитором и вынужден полагаться исключительно на его добрую волю.
— Правильнее ввести некоторый общий алгоритм действий, — считает Литвина.
С такой позицией согласны и правозащитники.
— Действительно, эта проблема нуждается в законодательном урегулировании, — говорит глава Финпотребсоюза Игорь Костиков. — Во время наводнения на Дальнем Востоке многие банки вместо того, чтобы пойти навстречу своим клиентам, наоборот, стали требовать досрочного погашения задолженности.
Костиков отмечает, что подобная норма защищает не только клиентов, но и сами банки — ведь на данный момент если они реструктуризируют пострадавшему клиенту кредит, то могут столкнуться с налоговыми претензиями.
Их суть в том, что при невыплате клиентам кредита банки вынуждены создавать дополнительные резервы, в результате чего налогооблагаемая прибыль станет уменьшаться, что может быть воспринято инспекторами как «схема». В прошлом году, после трагедии в Крымске, Ассоциация российских банков даже направляла специальное письмо главе ФНС Михаилу Мишустину с просьбой дать рекомендацию всем территориальным налоговым органам с пониманием отнестись к тому, что налоговые сборы с банков несколько уменьшатся.
— Если такие правила игры будут прописаны в законе, от этого выиграют все, — уверен Костиков.
Даже коллекторы считают, что законопроект вполне уместен.
— Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств поддерживает эту инициативу, — говорит ее президент Александр Морозов. — Было бы несправедливо ожидать платежей, например, от пострадавших на Дальнем Востоке. Коллекторы пойдут им навстречу.
Впрочем, такой меры может быть и мало, говорят некоторые участники рынка.
— При введении подобной нормы нужно использовать мировой опыт в этой сфере, — считает старший вице-президент Сбербанка Антон Карамзин. — В мире подобные проблемы решаются с помощью развитых институтов страхования от чрезвычайных ситуаций.
Между тем в настоящее время заемщики предпочитают не страховать свои кредиты, так как пока эта услуга значительно увеличивает их полную стоимость.
Согласно закону «О защите населения от чрезвычайных ситуаций», таковой признается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Комментарии