Вторжение КИНО в моём далеком детстве (40-50-е годы ХХ века)

На модерации Отложенный

Весна моей жизни озарена (ни больше, не меньше) КИНО. Это был фантастический мир, совершенно не похожий на окружающий советский, наш русский мир.

Да, конечно, был целый ряд привычно своих/родных и любимых отечественных кинофильмов - развлекательных (Свинарка и пастух, Волга-Волга, ..) и замечательно пафосных военных (Чапаев, Три танкиста, Два бойца, Повесть о настоящем человеке, ...).

Но особо поражал воображение открывшийся (через кино) ЧУЖОЙ зарубежный мир. В послевоенный период страну Советов накрыл вал по имени «трофейные фильмы» Там, конечно, было большинство из Голливуда. 

Дядя Юра (Корхов Юрий Михайлович. младший из 3-х братьев Корховых, полковой артиллерист-разведчик) первым вернулся с фронта где-то в первых числах мая 1945 года, перед самым Днём Победы.

И 9 мая он повёл меня в кинотеатр «Комсомолец» на первый в моей жизни фильм - «Багдадский вор» в цвете: «В Багдаде всё спокойно». Помню только что очень красочное и сочное действо это было.

Как я сказал, это было время трофейных кинофильмов (конец 40-х - начало 50-х годов) - Три мушкетера, Девушка моей мечты, Серенада солнечной долины, Тарзан, Джордж из Джинки-джаза, ... 

Конечно еще и мексиканская красавица Консуэло Веласкес - "женщина песня" - со своим замечательным произведением "Бесаме мучо" произвела на моих современников огромное впечатление. Собственно тогда её у нас и не знала широкая публика - везде звучала только ее песня: «BesameMucho».


Бессаме Бессаме мучо

Я ухожу
Так будет лучше
К берегам другим плыву я
Туда, где нет тебя

 

 

Другая замечательная аргентинская актриса и певица, овладевшая сердцами россиян в 50- годы,

Лолита Торрес.

Мы смотрели фильм с ее участием "Возраст любви"

Но больше всего на меня произвели впечатление 2 ленты индийского актёра и режиссёра Радж Капура «Бродяга» (1951г.) и «Господин 420». Индийские песни тянули душу. Простая сентиментальная история социальной несправедливости вызывала слезы. Песни бродяги и сегодня, через 62 года,  звучат в моих ушах. 

Поражало все – диковинная Индия, странно красивый человеческий типаж (женщин прежде всего), необычная музыка и танцы, танцы, …, без которых нет индийского кино. Если китайская культура (как я потом это осознал) была любопытна, но чужда всё-таки. То индийская (конечно, кино, иное было просто недоступно) как-то легко ложилась на русскую душу. Какое-то родство что ли (это я в огород родственной гаплогруппы).

Позже я узнал, что Радж Капур особенно обворожил Советскую Среднюю Азию. В Узбекистане по нём буквально с ума сходили – подражали, пели.

 

Из кинофильма "Бродяга"


Авара Гу, Авара Гу - Awara Hoon [хинди]
Бродяга я, Бродяга я
Дорога вдаль зовёт меня, зовёт меня
Одинок всегда, бесприютен я,
Мир - пустыня для меня,
Бродяга я, Бродяга я
Никто нигде не ждет меня, не ждёт меня
Пускай горька судьба моя,
И всё ж, тоски не знаю я,
Бродяга я, Бродяга я

 

 

Из кинофильма "Господин 420"


Разодет я, как картинка,
Я в японских ботинках,
В русской шапке я большой
Но с индийскою душой.
Я в носках американских
В модных брюках я британских,
В русской шапке я большой,
Но с индийскою душой.

 

Только после ВОВ советские люди стали узнавать внешний мир в его визуально-чувственном варианте. И это совпало с моим детством. 

Послевоенные кинотеатры – это я вам доложу, было ЯВЛЕНИЕ культуры (имею в виду крупные города, областные центры). 

В городе Ростове-на-Дону, где прошло моё детство, было три главных кинотеатра на центральной улице Садовой (тогда Энгельса) между Будёновским и Ворошиловским проспектами – «Победа», «Родина» и «Комсомолец». 

Мы с мамой жили (до демобилизации папы в 1946 году) практически рядом с кинотеатром «Победа», в переулке Серафимовича. 

Вечером в кинотеатр попасть было очень сложно, билет 20 копеек, но желающих тьма. В кассах настоящее давилово – конечно на разные фильмы по разному. Голливудский «Тарзан» - душились по страшному. 

Далее фойе кинотеатра – настоящий маленький театр: сцена, кресла, буфет. Перед каждым вечерним сеансом маленькое представление – певица (не первой свежести, полноватая и манерная), конферансье, пробавляющийся злободневными куплетами. Для посетителей это было настоящее удовольствие-отдых: что-то вроде посещения Большого театра в Москве. 

В зале почти всегда над экраном цитата: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» В.И.Ленин. И обязательное начало - "Новости дня" или "Международная хроника". Это как Отче наш. Разумно, интересно. 

Свет гаснет и ты с удовольствием погружаешься в мир ИНОЙ волшебный жизни. Зал, как единый организм, вместе с тобой дышит, переживает, ахает и вздыхает - ЖИВЁТ. .

Поход в театр – это было просто лечащее (измученной войной население) духовное потребление в условиях материального дефицита и тяжёлого труда восстановления после немецкого нашествия. Куда там Кашпировскому, особенно если талантливые «Два бойца» или «Весна на Заречной улице». 

Я не ностальгирую/не вздыхаю, но эти воспоминания делают меня на минутку счастливым.