Сирийские мятежники воюют в голубых касках ООН

На модерации Отложенный

Не секрет, что часть территории Сирийской Арабской Республики (САР) продолжает оставаться под контролем вооруженных формирований мятежников из Сирийской армии свободы (САС) и боевиков-наемников радикальных и экстремистских исламских группировок. Их влияние еще достаточно прочно в основном в северных провинциях Идлиб и Алеппо, в которых верные правительству силы предпринимают меры по их разгрому.

Отдельные столкновения периодически происходят в центральных районах страны и, в частности, в окрестностях Дамаска, но сейчас можно с полной уверенностью утверждать, что эти инциденты носят спорадический характер. Армия последовательно нейтрализует последние очаги сопротивления боевиков в столичных пригородах Кабун, Борза и Забадани. В блокированном лагере палестинских беженцев Ярмук ведется поимка лиц, выступивших на стороне антиправительственных сил.

Однако в вооруженном противостоянии между антиправительственными вооруженными формированиями и сирийской регулярной армией наметились характерные особенности, которые могут повлиять на имидж мятежников и дальнейшее развитие ситуации в стране и вокруг нее.

Официальные власти Сирии неоднократно уведомляли мир и международное сообщество о том, что в настоящее время на стороне боевиков так называемой вооруженной "оппозиции" в основном воюют мусульмане-наемники из разных стран. Их действия отличаются наибольшей жестокостью и ненавистью не только к своему противнику, но и к союзникам по оружию в лице САС, а также к мирному населению.

Удивительно, но продвинутые на теме защиты гражданских прав и жизненных ценностях западные средства массовой информации практически обошли вниманием факт массовой бойни курдов в одной из деревень вблизи границы с Турцией. Тогда, в августе, "отморозки" из лояльной "Аль-Каиде" экстремистской группировки "Джабхат ан-Нусра" вырезали более четырех сотен женщин, детей и стариков, поставив на грань военного вмешательства в гражданскую войну в Сирии боевых отрядов иракских курдов. Кризис удалось нейтрализовать только благодаря интенсивным переговорам между президентами САР Башаром Асадом и Ирака Джалялем Талабани.

После этой трагедии многочисленные случаи глумления наемников над мирным населением стали появляться в арабской печати и, в первую очередь, в Ливане, Египте, Ираке и Алжире. Стало очевидным, что сейчас подавляющее большинство населения Сирии, вне зависимости от религиозной принадлежности, выступает на стороне власти, уже не обращаясь к ней с просьбой, а требуя от нее восстановления законности и правопорядка, уничтожения антиправительственных сил и возврата к мирной жизни.

Другой характерной чертой является то, что в последнее время значительно обострились и углубились разногласия между Сирийской армией свободы – формированиями, в составе которых воюют в основном дезертиры-сунниты из правительственных сил, и многочисленными отрядами мусульманских наемников. Разногласия существовали с самого появления иностранцев, полевые командиры которых отказывались от объединения с САС и не подчинялись "единому" командованию. Споры постепенно перерастали в отдельные вооруженные столкновения местного значения. Однако в настоящее время они перестали быть единичными и приобрели характер вооруженного противостояния.

САС постепенно утрачивает свое былое влияние как "на поле боя", так и среди населения. Бывшие дезертиры разбегаются и, благодаря законодательным инициативам сирийского правительства, переходят к мирной жизни. Не запятнавшим себя в преступлениях "заблудшим" предоставляется право вновь вернуться на воинскую службу государству.

По сообщениям арабских СМИ, 21 сентября в результате очередного боестолкновения между мятежниками Сирийской армии свободы и боевиками входящей в "Аль-Каиду" группировки "Исламское государство Ирака и Ливанта" был убит главарь последней Абу Абдалла аль-Либи. Показательным является то, что инцидент произошел при попытке исламских головорезов разграбить в провинции Идлиб один из складов с оружием и боеприпасами, который принадлежал близким к САС курдским силам самообороны.

Исламисты потеряли более десяти человек убитыми.

Вооруженные столкновения между "союзниками" в последнее время происходят с завидной регулярностью. Одной из причин такого положения дел является снижение материально-технического снабжения и финансового обеспечения вооруженной оппозиции. Правящие круги в США и ряде стран Западной Европы под воздействием общественного мнения, вынуждены сокращать военную помощь антиправительственным силам в Сирии, что вызывает недовольство в их рядах и способствует появлению неразрешимых противоречий между различными группировками мятежников и исламских наемников.

Естественно, правительственные силы стремятся использовать сложную ситуацию в рядах своих противников для наращивания военных успехов в интересах достижения прогресса в организации мирного процесса урегулирования внутриполитического кризиса. Следствием этого стало согласие зарубежного крыла политической оппозиции на участие в мирных переговорах в Женеве под эгидой ООН. Ранее сирийские диссиденты выдвигали для своего участия в диалоге неприемлемое для власти условие – уход Башара Асада с поста президента. Теперь они выступают с требованием создания коалиционного правительства, что не исключает возможность перехода к прекращению войны и восстановлению мира в стране.

Вместе с тем в вооруженном противостоянии появился совершенно новый момент, таящий угрозу вовлечения Израиля в гражданскую войну в Сирии. На оккупированных Израилем сирийских высотах под видом и в форме офицеров-наблюдателей ООН выявлены боевики, которые пока осуществляют вооруженные вылазки против подразделений сирийской армии, после проведения которых скрываются в демилитаризованной зоне. Об этом заявил один из высокопоставленных чиновников в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Следует пояснить, что Голанские высоты занимают господствующее положение в этом районе и размещение на них любого образца тяжелого оружия (артиллерийского орудия, миномета или пусковой установки реактивного снаряда) позволит обстреливать территория Израиля на сравнительно большую глубину.

Учитывая то, что посетившие Сирию международные специалисты подтвердили факт применения под Дамаском отравляющих веществ, и в ближайшие дни планируют вернуться в САР для выявления стороны-виновника химической атаки, существуют вполне реальные опасения повторения этого преступления. Теперь уже против Израиля.

Все более становится ясным, что обстрел снарядами с химическим наполнением в Хомсе, Алеппо и под Дамаском вели боевики, а не правительственные силы: об этом свидетельствуют видеозаписи и многочисленные показания свидетелей. К тому же здравомыслящие политики не сомневаются в том, что руководству Сирии в сложившейся политической обстановке совершенно невыгодно применять оружие массового уничтожения, а в военном плане – безрезультатно и преступно.

И наоборот, организовать новую провокацию на фоне начавшей в Нью-Йорке работы Генеральной Ассамблеи и затем Совета Безопасности ООН можно использовать в качестве дискредитации идеи о согласии властей Сирии на полное уничтожение запасов отравляющих веществ и присоединение к Конвенции о запрещении производства и применения химического оружия.

Стоящие за исламскими боевиками экстремистские силы не оставляют надежды на срыв наметившихся перспектив мирного разрешения конфликта и нового разворота, направленного на военное сталкивание США и их союзников с Сирией. А для этого все средства хороши.

Руководство Израиля пока никак не отреагировало на эту угрозу, полагая, что в складывающихся условиях лучше громить противника по частям: сначала вывести из конфронтации сирийскую армию как основную организованную силу сирийского государства, а затем можно "больно щипать" точечными ударами исламистов, погрязших в междоусобных дрязгах. По принципу "разделяй и властвуй".