Кто приглушает и нивелирует «валдайские тезисы» Владимира Путина

На модерации Отложенный

Выступление Владимира Путина на Валдайском форуме носило характер глубоко продуманного высказывания, относящегося к формулированию государственной идеологии.

Какова же реакция «просвещённого общества», медиа, в первую очередь, либеральной их части? Либо поверхностные упоминания, либо двусмысленные оценки. Из серии «реакционное охранительство», как выразил своё отношение главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов.

Тем временем в своей речи, пожалуй, впервые после знаменитого Мюнхена, Путин со всей отчётливостью обозначил приоритеты в государственном строительстве. Президентом было заявлено, что «вопрос обретения и укрепления национальной идентичности носит для России фундаментальный характер». Глава государства указал: «…Грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету – неотъемлемая часть нашего национального характера». Дал жёсткое определение силам, заинтересованно воспроизводившим идеологический вакуум: «Отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы и не связывала своё будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались».

Владимир Путин вновь подчеркнул, что Россия всегда формировалась как государство-цивилизация, скреплённое русским народом, русским языком, русской культурой, Русской православной церковью и другими традиционными религиями России. При этом критика, в том числе, и своего прошлого, необходима, но «без чувства собственного достоинства, без любви к Отечеству эта критика унизительна и непродуктивна».

Названо и исходное условие ведения дискуссии, спора о гранях национальной идентичности. Такая дискуссия невозможна в отсутствии главного – патритоизма всех её участников. При этом подчёркнуто, что «суверенитет, самостоятельность, целостность России – безусловны, это те «красные линии», за которые нельзя никому заходить».

И, наконец, ещё одно, пожалуй, самое важное в контексте уже упомянутого восприятия валдайской речи либеральным сообществом, высказывание президента: «Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России.

И мы знаем, чем это заканчивалось: сносом государства как такового».

Казалось бы, приоритеты расставлены, главные смыслы названы. Однако делается всё, чтобы у аудитории по-прежнему оставалось ощущение неопределённости и по существу бессмысленности общенационального существования.

Не потому ли в ток-шоу канала «Россия» «Воскресный вечер» участники, такие, как гражданин США Николай Злобин, упорно делали вид, будто речь Путина – всего лишь приглашение к дискуссии. Будто бы всё сказанное никаких определённостей в себе не несёт? Ничего иного, кроме продолжения политики «квазиколониальной части элиты», увидеть здесь невозможно. И направлена она на продление разрушительного «отсутствия национальной идеи, основанной на национальной идентичности».

Тем более, что путинские идеи, будучи принятыми в качестве основ государственного бытия, способны ухудшить пребывание той самой «квазиколониальной элиты» на Западе. Там, где сосредоточены её многие богатства, недвижимость, родственники и т.д.

Определяя российскую «самость», президент, в том числе, отталкивался и от негативного опыта современного Запада, когда «многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе, и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации» и пытаются агрессивно навязывать данную модель всему миру.

Владимир Путин назвал это прямым путём к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису. «Рождаемость низкая, вымирают европейцы, вы понимаете это или нет?», – констатировал российский лидер, напомнив собравшимся слова германского канцлера Гельмута Коля о том, что «у Европы нет будущего без России».

Понятно, такая заявка – уже не просто на самобытное суверенное развитие, но на определённое лидерство в континентальном, даже в глобальном масштабе – не может нравиться тем, кто сделал явный «заказ» всячески приглушать, нивелировать и «замыливать» «валдайские тезисы» Путина.