Атеизм науки трещит по всем швам

На модерации Отложенный

Затрагивая эту непростую тему, хочется сразу отметить особенность современной научной мысли. Она, в общем, уже не так заносчива по отношению к духовному миру и даже Богу. Наука - за исключением ее от­дельных наиболее непримиримых атеисти­ческих представителей - уже ничего катего­рически не утверждает. Открытия последне­го времени в области микромира, квантовой теории и т.д. все больше и больше перево­дят ее из сферы утверждений в область ги­потез и предположений. Она предпочитает уже не говорить об истине, а выстраивать модели. Понятие абсолютной истины в науч­ных верхах перешло в категорию утилитар­ной полезности, не более того. Но к таким осознанным выводам приходят пока что в основном лишь избранные ученые. А в массе своей представители научного мира остают­ся пока что на традиционных позициях куль­та научно-технического прогресса. Он заме­няет им Бога и понимается как совершенное благо и смысл жизни. О мире духовном они по-прежнему говорят с нескрываемым скеп­сисом. Наиболее ярким выразителем атеис­тического направления научной мысли на нынешнем этапе является лауреат Нобелев­ской премии, выдающийся физик, академик РАН В. Л. Гинзбург. Он, в частности, говорит: «То обстоятельство, что верующих еще мно­го, объясняется, в первую очередь, тем, что огромное большинство из шести милли­ардов людей, обитающих на Земле, не­образованны и далеки от науки». (http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/ginzburg1.txt) То есть, если бы человек был вооружен зна­ниями, то вопрос о Боге отпал бы сам собой как совершенно «безосновательный».

 

 

Сама природа свидетельствует о бытии Божием: на острове Анзер (Соловки) недалеко от Голгофо-Распятского скита на месте массовых казней христиан выросла крестовидная береза

 

В качестве интересного возражения до­водам лауреата журнал «Шестое чувство» публикует некоторые выдержки из работ А.И. Осипова, доктора богословия, профес­сора Московской духовной академии. Он рассуждает также и о понятии блага в науке1.

 

НАУКА ДОКАЗАЛА, ЧТО БОГА НЕТ

 

Это утверждение не имеет под собой ника­ких оснований и является чисто пропагандист­ским. Научного доказательства небытия Бога не только не существует, но и принципиально не может существовать по меньшей мере по следующим причинам.

 

Во-первых, наука, естествознание в целом, по определению, занимается изучением этого, посюстороннего мира2. Поэтому основная ре­лигиозная истина - существование Бога - в принципе не может быть предметом научного опровержения.

 

Во-вторых, иметь наиболее достоверное знание о том, что доказывает и что опровергает наука, могут, естественно, люди науки, ученые. Поэтому факт наличия огромного числа крупнейших ученых, верующих в Бога и во Христа, является самым убедительным свидетельством того, что наука не опровергает бытия Бога. Достаточно привести имена лишь некоторых всемирно известных верующих ученых: каноник Н. Коперник († 1543), совершивший переворот в астрономии; И. Кеплер (†1630), обосновавший гелиоцентрическую систему; Б. Паскаль (†1662) – физик, математик, религиозный мыслитель, основоположник классической гидростатики; И. Ньютон (†1727) – физик, математик, астроном; М. Ломоносов (†1765) – ученыйэнциклопедист; Л. Гальвани (†1798) – физиолог, один из основоположников учения об электрическом токе; А. Ампер (†1856) – основоположник электродинамики; А. Вольт (†1872) – также один из основателей учения об электричестве; Г. Мендель (†1884) – августинский монах, основоположник генетики; Ж. Дюма (†1884) – основоположник органической химии; С. Ковалевская (†1891) – математик; Л. Пастер (†1895) – отец современной микробиологии и иммунологии; А. Попов (†1906) – изобретатель радио; Д. Менделеев (†1907) – создатель периодической системы химических элементов; И. Павлов (†1936) – отец физиологии; П. Флоренский (†1937) – священник, богослов, ученыйэнциклопедист; Э. Шредингер (†1955) – один из создателей квантовой механики; Б. Филатов (†1956) – офтальмолог; Л. Бройль (†1987) – один из создателей квантовой механики; Ч. Таунс (†1988) – один из создателей квантовой электроники и многие, многие другие.

 

В-третьих, «на любом уровне развития цивилизации наши знания будут представлять лишь конечный островок в бесконечном океане непознанного, неизвестного, неизведанного»3. Научные знания никогда не смогут дать челове­ку возможность охватить все бытие в целом, следовательно, никогда в принципе нельзя бу­дет и научно утверждать о небытии Бога, даже если бы Бога не было. Атеизм, утверждающий обратное, оказывается концепцией, прямо про­тиворечащей одному из самых элементарных научных выводов.

 

РЕЛИГИЯ И НАУКА

 

Но может быть, религиозное мировоззрение противостоит науке, знанию, прогрессу?

 

Исходя из широкого понимания науки, пра­вомерно говорить о религии как об одной из форм «духовного производства» человека. Имея свои постулаты (бытие Бога, бессмертие души), особый метод познания (духовно-нрав­ственное совершенствование личности), свои критерии в различении истины от заблуждения (соответствие индивидуального духовного опы­та единству опыта святых как компетентнейших «инженеров» душ человеческих), свою цель (по­знание Бога и достижение вечной в Нем жизни -обожение), религия структурно оказывается не отличающейся от естественных наук. Особенно существенное сходство ее с эмпирическими на­уками наблюдается в необходимости правиль­ного опыта для получения достоверного знания в процессе познания. Неслучайно «академики» Православной Церкви - великие святые, пра­вильную (праведную) религиозную жизнь назы­вали «наукой из наук».

 

Однако религия как опытная наука («рели­гия-наука») представляет собой в то же время замечательное исключение в ряду всех эмпири­ческих наук: религия-наука, в отличие от естест­вознания, является мировоззрением в полном смысле этого слова. И вот почему.

 

Если естествознание не может служить базой для построения мировоззрения (религиозного или атеистического), то религия-наука, опытно подтверждая бытие Бога, души, мира сверхчув­ственного, становится научным фундаментом религиозного мировоззрения. В этом смысле религия является действительно научным миро­воззрением - в отличие от всех других: атеисти­ческого, агностического, материалистического, остающихся всегда лишь верой.

 

О том, что такое атеизм, мы знаем не пона­слышке. В нашей стране во времена «безбож­ных» пятилеток ему была предоставлена полная свобода действий. И каков же был результат? Сразу после того, как атеизм получил власть, он на 99% отказался от наукообразного уровня дискуссий и диспутов, которому якобы был «ве­рен» ранее. Все маски были сняты. Начался то­тальный геноцид верующих, восторжествовало зверовидное безбожие. Число убиенных христи­ан и представителей других религий не имеет аналога во всей истории человечества. Что каса­ется 1% еще остававшихся методов «научного убеждения», то советские издания 20-х годов XX века наподобие «Крокодила» и «Резца» на­глядно свидетельствуют о том, как именно обра­батывали население антирелигиозной пропаган­дой. Верующих попросту травили, через ко­щунственную сатиру вызывали у населения глум­ливую издевку над святынями христианства. Мы не стали публиковать эти «карикатуры» (а их целое море), кто хочет — может полистать архивы сам. Но иногда лучше один раз увидеть — и все, наконец, понять, чем сто раз услышать — и вновь слепо верить очередным басням о «цивильности» атеистов (прим. ред.).

 

 

Микеланджело Буонарроти. Первый человек Адам. "Сотворение Адама". Фрагмент росписи свода Сикстинской капеллы, XVI век

 

В то же время религиозное мировоззрение, в частности, православное, в принципе не мо­жет иметь противоречий с естественными на­уками и тем более противостоять им, поскольку оно не включает в себя ни их законы и теории, ни конкретные детали знания материального мира.

Оно остается неизменным независимо от того, что утверждает наука сегодня и к чем, придет завтра. Для религиозного мировоззре­ния не имеет никакого значения Земля или Солнце являются центром нашей системы, что вокруг чего вращается, из каких «кирпичиков» построена Вселенная.

 

А тот факт, что многие церковнослужители были одновременно великими учеными (например, Коперник (†1543), св. митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов; †1879), аббат Мендель (†1884), священник Павел Флоренский (†1937), патер В. Шмидт (†1954), архиепископ Лука ВойноЯсенецкий (†1961), аббат Леметр (†1966) и многие другие), красноречиво
свидетельствует о лживости самой идеи борьбы религии с наукой.

 

Правда, в качестве доказательства приво­дят бесспорные, на первый взгляд, факты при­теснения и даже казни отдельных ученых Като­лической церковью в средневековье. На это нужно сказать следующее.

 

Во-первых, в описании этих фактов много преувеличений. Осуждению подверглось ни­чтожное число ученых - и не столько за их науч­ные взгляды, сколько за догматические и нрав­ственные отступления от католической веры, т.е. за ереси (например, Джордано Бруно, объ­явивший себя «учителем более совершенного богословия, сыном неба и земли»)4.

 

Далее, все это относится к поврежденной Церкви - Католической, одно из ярких заблуж­дений которой как раз в том и проявилось, что она фактически догматизировала отдельные научные теории того времени (в чем теперь раскаивается).

 

Наконец, боролась в средневековье не столько религия с наукой, сколько старые науч­ные представления и представители (со всеми обыденными человеческими страстями) с но­выми, используя религию.

 

В ОСНОВАНИИ НАУКИ ЛЕЖИТ... ВЕРА

 

Наука (подразумевается естествознание), в конечном счете, видит благо в максимальном познании мира во всех его измерениях с целью достижения полной над ним власти, что должно сделать человека всемогущим божеством в этом мире. Эта цель очень соблазнительная, однако она вызывает ряд серьезных недоумений.

 

Может ли иметь под собой какие-нибудь до­казательные основания эта перспектива гряду­щего человекобожия (особенно если учесть со­временное состояние обитаемого мира), не яв­ляется ли она плодом самой неразумной фан­тазии человеческого самомнения?

 

Есть ли достаточно убедительные аргумен­ты того, что грядущее «счастье» человечества, во-первых, не будет возведено на крови и стра­дании множества загубленных жизней и будет «счастьем» лишь так называемого золотого миллиарда; во-вторых, не окажется ли и сам этот остаток рабом ничтожной кучки «сверхлю­дей», хитростью и насилием захвативших власть в мире в свои руки?

 

Но в таком случае подвиг ученых, совершен­ный ради проблематичного идеального челове­чества, не обернется ли против человечества реального, став средством его порабощения и смерти?

 

Ответ науки на эти вопросы, как бы парадок­сально это ни звучало, может быть только один: «Я ничего не гарантирую, но верую, и вы верьте, что все будет о'кей». Другого, кроме призыва к вере, научного ответа наука дать не в состоянии по многим причинам.

 

Вот некоторые из них.

 

Знание науки зиждется на постулатах (признании реальности мира, его закономерности, познаваемости и др.), без которых она не мо­жет ни существовать, ни развиваться, но кото­рые не могут быть доказаны.

 

Научные доказательства, в конечном счете, условны, не абсолютны. Даже математические доказательства являются лишь несомненными выводами из положений, которые принимают­ся (!) за истинные. В большинстве же случаев научные доказательства суть вероятные выво­ды из вероятных положений. При этом вероят­ность тем меньше, чем сложнее предмет об­суждения. После теорем Геделя5 это стало ма­тематической очевидностью.

 

В науке нет критериев, которые бы давали полную гарантию истинности той или иной тео­рии. Философ и физик Ф. Франк остроумно за­мечает: «Наука похожа на детективный рассказ. Все факты подтверждают определенную гипо­тезу, но правильной оказывается, в конце кон­цов, совершенно другая гипотеза».

 

Не зная самых фундаментальных законов бы­тия в целом, нет никакой возможности убедить­ся в истинности (следовательно, и полезности) локальных научных закономерностей (не случай­но крупнейший американский физик Р. Фейнман говорил студентам: «Если вы думали, что наука достоверна - вы ошибались»). А это низводит науку, особенно в вопросах мировоззренческих, на уровень высокообразованной гадалки.

 

Но наука не только не может обосновать свои конечные чаяния, она в принципе стоит вне области возможных обоснований.

 

Во-первых, проблема блага - это, в первую очередь, мировоззренческая проблема. Научные же знания, даже во всей своей сово­купности, сами по себе не являются мировоз­зрением и не могут быть таковым, поскольку наука изучает только естественные явления и закономерности мира, а не бытие в целом. Наука специфическими мировоззренческими вопросами не занимается - это область рели­гии и философии (поэтому всегда были ученые с разными мировоззрениями: верую­щие в бытие Бога, верующие в Его небытие, агностики). Отсюда понятно, что и сам термин «научное мировоззрение» очень условен, по меньшей мере, очевидно, что наука и так на­зываемое научное мировоззрение - понятия совсем не тождественные.

 

 

Микеланджело Буонарроти. Творец всего сущего. "Сотворение Адама". Фрагмент

 

Во-вторых, и это главное, в решении вопро­са о смысле и цели жизни или о благе человека основной проблемой, безусловно, является бытие Бога. Каковы здесь возможности науки? Бесконечность вглубь и вширь познаваемого мира однозначно говорит о том, что наука ни­когда в принципе не будет в состоянии заявить о небытии Бога (даже если бы Его не было). У нее только одна перспектива: когда-то встре­тить Бога на своем пути. И, как известно, для многих ученых Его признание стало несомненным убеждением. Однако это убеждение, не­смотря на очень серьезные данные естество­знания, особенно последнего времени, в ко­нечном счете, все же есть не столько строго обоснованное знание, сколько наиболее веро­ятный вывод. Следовательно, и сама научная идея блага является скорее религиозно-фило­софской, нежели действительно научной.

 

А это означает, что надежда на «золотой век» будущих поколений человечества, который обе­щал (обещает?) научно-технический прогресс, оказывается не более как розовой мечтой...

 

Алексей ОСИПОВ

 

 

<hr/>

 

1.Путь разума в поисках истины. М., изд. Сретенского монастыря, 2004. С.124-126, 173-175;Православное понимание смысла жизни. Киев, изд. им. свт. Льва, папы Римского, 2001. С. 21-242. 

2. Великий французский ученый и христианин Пастер, говоря о науке и своих научных выводах, писал: «Здесь нет нирелигии, ни философии, ни атеизма, ни материализма, ни спиритуализма. Это вопрос фактов, и только фактов»(Цит. по: Васильев Л. Внушение на расстоянии. М., 1962. С.18.)4.  

3. Наан Г. Бог, Библия, бесконечность. // Наука и религия. 1959. №3. С. 23

4. Светлов Э. Истоки религии. Брюссель, 1970. С. 258

5. Первая теоремав любой достаточно сложной непротиворечивой теории существует утверждение, которое средст­вами самой теории невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Например, такое утверждение можно добавить к системе аксиом, оставив ее непротиворечивой.

Вторая теореманепротиворечивость достаточно богатой теории не может быть доказана средствами этой теории. Однако вполне может оказаться, что непротиворечивость одной конкретной теории может быть установлена средствами другой, бо­лее мощной формальной теории. Но тогда встает вопрос о непротиворечивости этой второй теории, и т. д. (примред.).