10/09/2013
Глядя на фотографии лидеров G20 во время ужина в Петергофе, я вспомнила свое путешествие в Санкт-Петербург около 4 - 5 лет назад.
Осталась позади годовщина 300-летия города. Будучи родом из Санкт-Петербурга, Владимир Путин обновил и полностью реконструировал город.
После потраченных российским лидером 1,5 миллиардов долларов и масштабной мобилизации для придания былого великолепия столице царской России и полной реставрации дворцов, музеев, гостиниц в городе с превосходным имперским декором действительно произошло возрождение первозданной роскоши.
Было достаточно и беглого взгляда на Санкт-Петербург Путина, чтобы получить представление о глубоких, укоренившихся амбициях главы российского государства.
Во время этого путешествия мы видели в том числе Петергоф - «Версаль» Петра I, которого русские упоминают с эпитетом «великий», а мы - «бесноватый».
Петр I, вошедший в историю как первый русский царь, увидевший Европу, построил этот ослепительный летний дворец по аналогии с великолепием резиденций французских правителей и их склонностью к роскоши, характерной для периода правления Короля-солнца.
Читайте также: К середине века у россиян будет новая столица
«Шоу музыки, воды и света» для G20
На территории вокруг дворца площадью в тысячу гектаров располагаются чудесные парки, помпезные рукотворные водоемы, величественные статуи.
Своим великолепием ослепляют фонтаны, вода в которых каскадом спускается по лестнице. Они стали неповторимым украшением фасада Петергофа. Каждый уровень этого создающего удивительное водное шоу каскада венчают статуи из чистого золота. Это единственный дворец в мире, где можно наблюдать подобные изваяния.
В прошедший четверг вечером за ужином с икрой, водкой и блинами лидеры G20 обсуждали химическую атаку и войну в Сирии (вызвавшую чувство глубокой скорби!), а затем стали зрителями «шоу музыки, воды, света», находясь перед теми самыми фонтанами с золотыми статуями.
Как раз то, что нужно! Как во времена Короля-солнца.
Лидеров встречает облаченный в дворцовые наряды эпохи Петра Великого русский обслуживающий персонал. Несмотря на существующие с некоторыми гостями противоречия по Сирии, Путин, «объявляя перерывы», позволяет своим партнерам по G20 пережить незабываемое имперское пышное зрелище.
Обсуждение вызывающей беспокойство всего мира войны в Сирии в атмосфере и декоре такого Петергофа на самом деле обладает особым символическим значением.
Неизгладимое впечатление лично у меня оставили Тронный и Мемориальный залы, изобилующие полотнами в память о Чесменском сражении, которые изображают сцены сожжения османского флота в Чесменской бухте.
Также по теме: Фантастический свет Санкт-Петербурга
Каждая из этих картин могла бы вдоль и поперек занять стандартную гостиную, и все полотна расположены таким образом, что, словно фотороман, они описывают наше «поражение» и поразительную «победу» русских.
С целью окончательного уничтожения османского флота Екатерина Великая направляет корабли в Эгейское море и в подтверждение абсолютной победы заказывает эти картины, чтобы каждый посетитель дворца испытал потрясение.
Чтобы преподнести урок и пригрозить другу и врагу.
Как только русские отправляются в этот претенциозный занявший три месяца поход из Балтийского моря, те, кто оповестил об этом турок, говорили следующее: «Боже, примите меры, придумайте, как выйти из этой ситуации без чьей-либо помощи!» Но не отличающиеся предвидением правители не допускают мысли о том, что «флот, выйдя из Балтийского моря, достигнет вод Эгейского моря», поэтому их застигают врасплох.
Все возможно, если речь идет о «южных морях»
Полотна в Тронном зале Петергофа - важный символ, все еще напоминающий о том, на что способны русские в своем азарте выйти в южные моря!
Чесменское сражение - мильный столп в русском экспансионизме. Поэтому выставка картин все еще с гордостью представлена в самом сердце дворца, в самом избранном его месте.
За «победой» России в Чесменской бухте следует Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года, фактически положивший начало распаду Османской империи. Затем Россия постоянно идет вверх, а Османская империя медленно рушится. Этот договор подготавливает возвышение одного и угасание другого.
Читайте также: Санкт-Петербург и Стамбул
Спустя девять лет после разгрома Османской империи в Чесменской бухте Екатерина Великая присоединяет Крым - мечту всех русских царей.
Петергоф, оказавший прием G20, уникальная сцена этой истории. Ни один из дворцов, который мне довелось посетить в России, не представал передо мной как столь конкретный монумент имперских амбиций и экспансионизма России.
Надеюсь, и премьер-министр, отправившись на саммит подготовленным, видел эти разительные полотна, залы и извлек соответствующий урок. Небольшой тур по Петергофу показывает, что для русских нет ничего, что бы они ни сделали для влияния в «южных морях».
Одним из самых интересных показателей возвращения России к имперским амбициям на G20 в этом имперском декоре стала перепалка официального представителя российских властей с британцами. Российский официальный представитель апеллировал к постепенному сокращению влияния Лондона в мире: «Кроме российских олигархов, покупающих Chelsea, этот маленький остров больше никого не волнует». Эти слова вызвали страшный переполох.
Появившаяся в британских газетах новость-анекдот под заголовком «Британия - маленький остров» нанесла серьезный удар по гордости Великобритании.
Англосаксы, которые так же, как Обама, испытывающий сложности в расширении «коалиции добровольцев», взяли курс на то, чтобы «закрыться в собственной скорлупе», что выявило недавнее голосование по Сирии, демонстрируют регресс в своих имперских амбициях. При этом Россия всем своим весом и присутствием возвращается к истории.