Феерические выборы мэра Москвы, едва не обернувшиеся вторым туром, состоялись.
По идее, я должен сильно радоваться. Ибо эти выборы подтвердили все мои системные прогнозы последних лет. В первую голову — прогноз о перестройке-2, впервые изложенный на страницах «МК» еще летом 2010 года.
Напомню, тогда мы с вами обсудили, что страна входит в эпоху новейшей перестройки, которая характеризуется прежде всего:
— тотальным отчуждением активной части общества от власти;
— разочарованием элит в политико-экономической системе, которая их вырастила и вскормила.
В результате чего и начинается движуха, способная привести к тектоническим переменам в политике. Как это уже было с нами в конце 1980-х, при перестройке-1.
В ситуации перестройки-2 власть в силу банальной кадровой деградации, но еще более движимая неосознаваемым инстинктом саморазрушения часто принимает решения, противоречащие ее же собственным жизненно важным интересам. И систематически оказывается в цугцванге, когда любой из ходов ухудшает позицию. Помните Михаила Горбачева и Ко образца 1989–1991 гг.?
Так случилось и на этот раз. Власть пошла на досрочные выборы мэра Москвы, считая, что легко победит (не получилось). Совершила сначала одну грубую ошибку, отправив Алексея Навального в тюрьму из-за ничтожного дела «Кировлеса», а потом еще одну, хотя и противоположную по смыслу — выпустила лидера внесистемной оппозиции буквально через полсуток после ареста. Придав тем самым 37-летнему политику колоссальное политическое ускорение, обернувшееся 8 сентября почти 28% голосов (при стартовом уровне в 8%).
Задача легитимировать избрание Сергея Собянина в первом туре выборным участием Навального (ради чего последнему скоропостижно вернули свободу и щедрой рукой отсыпали для регистрации 49 подписей муниципальных депутатов-единороссов) не решена. Не так уж много москвичей верят, что действующий мэр действительно победил в первом туре.
Даже мой прогноз конкретных результатов выборов (Собянин — 55–60%, Навальный — 15–20%), хотя и не совпал с результатом, оказался все же точнее, чем у ведущих социологических служб страны, дававших мэру больше, а его центральному оппоненту меньше. Что подтвердило мысль о непропорциональной роли социологов в нашем обществе, а заодно и вообще о нищете социологии («МК» от 5.07.13 г.).
Провал на столичных выборах системных оппозиционных партий (КПРФ, «СР», ЛДПР) доказал мой давний тезис о том, что эти структуры нуждаются в экстренной модернизации, иначе им смерть — и на смену им придут другие силы.
Наконец, я так ждал появления нового поколения лидеров, которые в отличие от старых предшественников будут действительно хотеть власти и бороться за власть, а не превращать политику в бизнес и бесконечно продавать голоса избирателей Кремлю. Такие люди пришли, и имя им — Навальный.
Итак.
Я хотел бы радоваться, но почему-то не радуюсь. Больше того: впервые за мою не такую уж короткую общественную жизнь мне стало страшновато.
Раньше мне почему-то страшно не было: ни в преддверии краха СССР, ни когда я громко призывал к цветным революциям, ни в годы издания моих десяти антипутинских книг и рассуждений о кремлевских миллиардах, ни перед угрозами всяческих «нашистов», однажды таки разгромивших мне дачу. (Я об этом публично прежде не говорил, поскольку считал повод слишком мелким: меня-то самого не разгромили, а дача — строение поправимое.) Наверное, я был просто молод и слишком питаем дерзкими иллюзиями, чтобы бояться.
А сейчас — побаиваюсь. Чувствую страх, разлитый в московском воздухе. И даже вроде понимаю, почему так получается.
Кампания Алексея Навального и его триумф (это слово здесь уместно, хотя выборы он формально проиграл) окрасили мирную энергию Болотной площади и проспекта Сахарова, завораживавшую нас в первые действительно перестроечные недели декабря 2011-го, в черно-красный цвет агрессии и мести. Уровень истерики в этой кампании, а заодно и по ее итогам оказался много выше предельно допустимых величин.
К концу предвыборной гонки сложилось впечатление, что сторонниками топ-оппозиционера овладело коллективное безумие. Причем жертвами его стали многие из тех, кого я считал подлинными русскими интеллигентами, включая и моих хороших знакомых. Достаточно сказать, что после публикации в «МК» моей статьи «Лучше Путин, чем Навальный» (6 сентября 2013 года), в которой я лично про Алексея Анатольевича не сказал ни единого плохого слова, позволив себе раскритиковать не его самого, но вождистскую парадигму, мне пришло немало писем от тех самых знакомых и незнакомых, которые, к моему удивлению, крыли меня буквально последними словами и всячески стыдили за независимую точку зрения на кумира.
А заодно за позорное желание отдать свой голос другому кандидату в мэры (Ивану Мельникову, что я в итоге и сделал). Я раньше не знал, что эти люди вообще умеют общаться в таком тоне. А теперь понимаю: после появления статьи, которую вы сейчас читаете, десятки друзей вычеркнут мой телефон из записных книжек. Вот уж никогда раньше о таком не думал, дурак!
В Интернете уже опубликован список «13 врагов Навального», в котором я занял почетное 4-е место. Компанию мне составили: Эдуард Лимонов, Григорий Явлинский, Владимир Рыжков, Сергей Алексашенко, Айдер Муждабаев, Матвей Ганапольский, Елена Костюченко и другие. Я, честно говоря, сперва подумал, что передо мной — фальшивка, изготовленная кем-то для дискредитации самого яркого оппозиционера. Но нет, все оказалось прямее. «Документ» сделал активист штаба Навального, сотрудник одного из крупных банков Максим Левин. По отношению к «врагам» в нем обильно используются эпитеты типа: «выживший из ума автор романов о сексуальных извращениях», «нацмен, платный путинский подхалим», «бывший платный советник Путина, ныне его платная проститутка» и т.п. Ваш покорный слуга (простите за нарциссизм) назван буквально так: «полуполяк-полуеврей, мастер гнусных комбинаций, давно льет грязь на Навального и организует наглые провокации». Резюме автора списка: добавляйте еще людей, никто не уйдет безнаказанным.
М-да. И от «нашистов», которые среди извозчиков «кровавого режима» традиционно слыли грубиянами, не получал я таких проклятий. Тем более что Путина я-то реально много лет с грязью смешивал, а Навального в те же годы — практически превозносил.
Я понял, новое поколение пришло. Правда, не совсем такое, как я ожидал. Оно действительно хочет власти. Но — чтобы утолить гигантскую жажду мести старшему поколению, лишившему его внятных надежд и реальных перспектив. Отнявшему собственность и вообще страну. Это поколение — БМП (Без Меня Поделили). И когда их месть выйдет на оперативный простор, может получиться, что «кровавый режим» им. Путина покажется нам маппет-шоу, а какой-нибудь старик Бастрыкин, раздающий ныне направо и налево зверские уголовные дела, — садовым гномом. «Не забудем, не простим» — это для поколения БМП не риторическая фигура, а совершенно реальный лозунг, осмысляемый в предметной реальности.
Один мой друг сказал мне недавно: не выйдет ли так, что о путинских временах мы через N лет вспомним как о самых приятных в нашей жизни? Не может быть — ответил я тогда. Все может быть — думаю я сейчас.
Вина за весь тот букет чувств, который не может (да и не хочет) скрывать поколение БМП, лежит целиком на нашей правящей элите. Мы ее предупреждали, что: запас прочности режима тотальной коррупции не безграничен; без вертикальной социальной мобильности избежать взрыва не удастся; если не будет больших реформ сверху, они рано или поздно придут снизу — на невыгодных для власти условиях. Что всякая власть, которая, изжив и пережив себя, клинически отказывается сменяться, становится объектом не просто скепсиса или насмешек — но подлинной, неподдельной ненависти.
Нет, смеялись нам в ответ, нам, нашим детям и внукам хватит. А все остальное нас не волнует. Этот народ жил тысячу лет в немой покорности, проживет еще пару столетий. Ничего похожего на арабские вёсны нам не грозит, ха-ха-ха. И потом — у нас же охрана, ОМОН, танки…
Да-да. Танки, которые не стреляют, и охранники с омоновцами, многие из которых вполне симпатизируют коллективному Навальному. И готовы ему нынешних хозяев на некоторых условиях сдать. Пусть это даже еще не так заметно.
Что, получили? И Навального в Москве, и Ройзмана в Екатеринбурге. (Последний к поколению БМП не принадлежит, но во многом творит себя из тех же яростных эмоций.) И не надо обольщаться сверхлояльным Магаданом: судьбы государств решаются в столицах, это простейший закон.
Я так призывал этот день, чтобы в его начале узнать, что мне как-то не по себе.
Пожалуй, впервые за всю жизнь во мне проскользнула мысль об эмиграции. Не в пространстве — во времени. Я хочу убыть в Москву моей юности. Где любовь и надежда царили в воздухе, а не то, что я всеми фибрами переутомившейся души ощутил сейчас.
Но я не элементарная частица, чтобы путешествовать в прошлое.
Выборы 8 сентября показали: мы зависли между зажравшейся недееспособной властью, которая умеет только тянуть ушедшее время (как говорила Н.Я.Мандельштам о Л.И.Брежневе), и вновь пришедшей оппозицией, готовой и желающей смести на своем пути все. По-взрослому, нипадеццки.
Поняли ли мы уже, в какой исторической точке оказались? И есть ли путь между Сциллой и Харибдой?
Пока не скажет никто.
Комментарии
Вас же никто не нарекает Яговешкой.
..И что это за дурацкая манера оскорбительно коверкать фамилии оппонентов, или это от неуверенности и слабости.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Нас навальные пугают ,
революцией ужасной,
но народу почему то ,
ничуточку не страшно.
Иронизируя по поводу итогов выборов московского мэра, очень многие забыли, что Москва чиновничий город.
Где живет и благоденствует армия чиновников и федерального и муниципального масштаба.
Это они строем ходят на выборы и не хотят изменений.
Остальной обслуги, населяющей Москву, выборы до фени, лишь бы кормушку не отобрали!
В этих условиях 27,24% за Алексея Навального – это Победа!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
и посадить нельзя и на свободе оставлять тоже нельзя.
..ну да чекистские молодцы что-нибудь придумают. :(
Комментарий удален модератором
И тем самым закрыть тему оппозиции!
а юридическая целесообразность.
Но сделать "литл-Израиль" в России им ОЧЕНЬ хочется!" - препост из проф.Столешникова.
Комментарий удален модератором
- Оказывается «сионо-фашисты» не любят Путина, который мешает им «разбомбить Сирию!»
- Поэтому русские должны любить Путина, который «сионо-фашистов» сделал олигархами!
- Да! Что только русское быдло спьяну не напишет!
Я просто презираю "анальников"... Этого, с позволения сказать, кандидата, именно так зовут в народе за поддержку педерастов, а у нормального человека это вызывает отвращение.
Комментарий удален модератором
С Вами пообщаться, только как в дерьме искупаться!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вы не видите разницу между 52 и 27? Какая победа??? Бред.....
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Хошь ссыль дам?..))))
Оставь их в покое, пусть живут себе!
В манере вести дискус. В манере оскорблять.
И что тебе гоми плохого сделали? Они всегда были, всегда будут. Пусть себе. Я их как-то не боюсь и не парюсь.
Я стараюсь Закон защищать, а не по нации, вере или гендеру. Перед Законом равны все, не так ли?
Что тебе до них?..))))))))
Про гомиков? Мне ничего плохого не сделали, но пусть помалкивают, не выпячивают свои предпочтения.
А в манере вести дискуссии? Только в ответ иногда срываюсь на троллей или хамов.
Эт уже нацизм какой-то... или коммунизм...
И ты поведешься на "рекламу"???..)))
Вот я - нет, потому мне - ровно..)
Да ты брось!!..)))))))))
Запад давно отошел от подобного.
Просто у них на порядок лучше с правами народа и его защитой.
Комментарий удален модератором
Собянина поддержали всего 15% жителей города! Да и то, среди них оказалось более половины его подчинённых!
А может ли быть мэром человек, которого жители города не поддерживают?!
Вопрос риторический. Собянин должен уйти в отставку, как потерявший доверие москвичей! И мы этого добьёмся!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
А что реального Навальный сделал для людей в Москве? Назовите хотя бы одно реальное дело.
Ну бывает! Протрезвеет, поймёт, какую ху-ню ляпнул!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Но так, очень настойчиво, чтобы Путин не смог отказаться от нашего предложения!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Вчера проезжал, как всегда после работы, через Театральную и меня поразило обилие плиции на станции. Причем каждый полицейский был в напряжении и олицитворял всем своим видом команду "фас". В воздухе висела та самая тревога и утес едва сдерживаемой агрессии, которую так точно живоописал Белковский.
Не выдержал, вышел на Красную площадь к Манежу. Все околовластное пространство между Кремлем и Думой было разгорожено железными щитами на сектора и было черным от обилия полиции угрюмо сканирующей каждого потенциального сторонника Навального через каждые пять метров.
Ничто не выражает панику и смертельный страх властьдержащих, как призрачная надежда на цепного кобеля Омона
Еслим бы у нас была нормальная опозиция, способная восстановить мобилизационную модель экономики, провести новую индустриализацию, восстановить обороноспособность и продовольственную безопасность - то тогда да, началась бы движуха. А пока власть придерживающим бояться нечего. Ну так, разве что самых борзых из этой картонной ОППАзиции придется впустить в свою кодлу и поделиться бакшишем.
Надо учитывать разноусилия противников.
Ведь если ваш сын кувыркаясь с вами в борьбе кладет вас на лопатки, то тратит все свои детские силы на пустяк, которому вы и трети сил не противопоставили.
Как раз минимальная "посещаемость" выборов, говорит о том, что власть не приложила даже трети потенциально имеющихся сил и проигрыш Навального(который почему-то многие называют победой) можно просто уложить в народную присказку"одной левой".
Их не так уж и много, как Вам кажется...
За Навальным идут (потому,что больше не за кем) люди, надеящиеся хоть на какие-то позитивные изменения в стране, уже понявшие, что ждать перемен от протухшей, погрязшей в воровстве власти и её "вертикали" бесполезно. Навальный же, пытается выявлять беспредел властей и на это властям приходится как-то реагировать. Вот в этом и надежда хоть на какие-то изменения...