Русские против СССР - Восстание комсомольцев целины. 1959г.

ВОССТАНИЕ КОМСОМОЛЬЦЕВ ЦЕЛИНЫ

В 1959 году восстали советские целинники в Казахстане. Поводом были нечеловеческие условия жизни и полное наплевательство со стороны КПССовского режима.  Реальная жизнь на целине была страшна, и не имела ничего общего с комсомольской романтикой из фильмов типа  "Иван Бровкин на целине". Молодёжь, отправлявшаяся на стройки века, представляла работу там лишь по патриотическим песням, стихам и фильмам. Реальность же принесла им горькое разочарование. Руководство строительства Карагандинского металлургического комбината оказалось не готово разместить тысячи прибывших со всего Союза молодых людей. Две тысячи приезжих, к примеру, поселили в рваных палатках. Постоянные перебои с питьевой водой, грязь способствовали нарастанию недовольства. Постельное бельё рабочим не меняли месяцами, люди ходили в мокрой одежде, так как после стирки её негде было высушить. Часто доставлялись испорченные продукты. Многих не обеспечили полноценной работой, отчего заработок был ниже прожиточного минимума. 

Это ж надо – привезли, а работы нет. Спрашивается, на фуя привозили? Фуем груши околачивать?  смешно

Вместо заботы о романтической молодежи КПССовские чиновники развернули массовое воровство. Документы того периода, хранящиеся в Государственном архивном фонде РФ (РГАФ), свидетельствуют, что местное руководство строительства комбината отказывалось даже выслушать претензии рабочих, пришедших рассказать о ситуации. Тем временем сами местные князьки с большой выгодой пользовались возникшей неразберихой. Как следует из архивных документов, только к 1958 году к уголовной ответственности за хищения были привлечены пять чиновников. А за несколько месяцев следующего года было вскрыто почти в три раза больше хищений, чем за весь прошлый год. И слабо тлеющий огонёк недовольства вспыхнул огромным, всепожирающим костром...
Вечером 1 августа 1959 года в Темиртау рабочие, вернувшиеся со смены, обнаружили, что питьевую воду вновь не привезли. Несколько сотен возмущённых молодых людей сорвали замки с находившейся возле столовой автоцистерны с квасом.
- Опустошив цистерну, мы направились к столовой, - рассказывает бывший строитель комбината Алексей Шаровский. - Толпа избила сторожа, вырвала оконные решётки и принялась растаскивать продуктовые запасы. Столовая была разграблена в считанные минуты. Кто-то предложил сжечь столовую и заодно разграбить галантерейный киоск, что было немедленно выполнено. Многие, напившись кваса и наевшись продуктов из столовой, прекратили беспорядки, решив, что восстановили "социальную справедливость". Но прибывшие милиционеры задержали двоих рабочих (кстати, как выяснилось впоследствии, не принимавших участие в беспорядках). Вновь прозвучал призыв: "Вперёд - на выручку товарищей!" И огромная толпа отправилась громить милицейский горотдел. По дороге рабочие перевернули милицейскую автомашину, затем принялись забрасывать здание горотдела камнями и палками, а ворвавшись в помещение, устроили погром.


- Чиновники, проживающие в комфортабельных квартирах и получавшие спецпайки, поначалу не могли взять в толк, отчего взбунтовались "работяги".

Да, социальное расслоение в СССР было огромным. Рабочие жили в рваных палатках и жрали пищу с червями, а КПССовские эксплуататоры наслаждались спецпайками, в котолрых в отличие от рабочей еды не было червей, зато были самые изысканные деликатесы, недоступные тем, продукты чьего труда они присваивали.
Возможно, на этом всё и закончилось бы, но, когда на следующий день в городок привезли цистерну с питьевой водой розового цвета, страсти накалились вновь. Кто-то из строителей выкрикнул: "Посмотрите, чем они нас поят!" Цистерну перевернули, и возмущённая толпа вновь двинулась по улицам Темиртау. Солдат, охранявших здание милиции, забросали камнями, сам горотдел вновь подвергся разгрому. А потом началось самое ужасное: восставшие устроили погромы в городе. Были разрушены темиртауский рынок, столовая, овощные ларьки. По всему городу рабочие с камнями, палками и металлическими прутьями  вышибала нападали на милиционеров, дружинников и военнослужащих. Затем в руках у бунтовщиков появились ружья, загремели выстрелы... Настоящий бой между строителями с одной стороны и милицией и военными - с другой разгорелся, когда первые проникли в городской универмаг. В солдат и милиционеров летели банки с консервами, бутылки с вином, камни... Возникла перестрелка, появились убитые и раненые.  переговорщик

Бывшая жительница Темиртау Анна Варенникова свидетельствует: "Это были страшные дни. По улицам метались окровавленные люди с оружием, кричавшие: "Убивать! Убивать гадов!" Казалось, что бой идёт не между гражданами, а между непримиримыми врагами".

О том, что отчаявшиеся бунтовщики готовы были "убивать гадов", т.е. милиционеров и военных, свидетельствует обнаруженная впоследствии записка одного из активных бунтарей , адресованная друзьям-строителям в палаточный городок: "Почему не приходите? Мы здесь кровь проливаем... Собирайтесь - и мы уложим побольше этих сволочей".
Военизированным подразделениям удалось подавить бунт лишь на третий день.  переговорщик
По данным архива РГАФ, в ходе массовых выступлений в Темиртау погибли 11, были ранены более 30 строителей. Более сотни военнослужащих получили ранения, причём почти 40 человек - из огнестрельного оружия. После прекращения беспорядков было задержано почти 200 бунтовщиков, из них 70 человек были комсомольцами. Причем открытием огня в Темиртау распорядился не кто иной, как Брежнев. Тогда он был секретарем ЦК КПСС. Его сопровождали и Беляев, и Кунаев, и Исаев, и Аника. Когда молодежь вышла на улицы и, по мнению руководства, движение стало неуправляемым, именно Брежнев дал указание открыть огонь по выступающим.
(Виталий Словецкий. "Мир новостей" №45)