Экология как секретное оружие бюрократии

На модерации Отложенный

Приступая к обязанностям бизнес-омбудсмена, я подозревал, что мне не раз и не два придется сталкиваться с экологической тематикой. Но я даже не предполагал насколько изобретательными может быть наша бюрократия, если захочет оказать давление на какого-либо предпринимателя. Буквально одно из первых обращений ко мне как к бизнес-омбудсмену касалось проблемы связанной с экологией. Ситуация была несколько анекдотичной: фермера из Ленобласти обвиняли в том, что он раскидал свой навоз по соседним полям и тем нанес ущерб экологии. При этом собственники полей были вполне рады разбросанному по их полям навозу, поскольку плодородность почвы, после этого, как понятно, только увеличилась. Однако самому фермеру было не до шуток. Районный суд выписал ему штраф на 83 миллиона рублей, чем поставил его на грань разорения. После нашего вмешательства фермера удалось отбить и приговор ему в областном суде отменили.

Стало понятно, что проблемы с давлением на бизнес по экологическим мотивам составят значительный участок работы. Поэтому мной был назначен бизнес-омбудсмен по экологии. Им стал гендиректор компании ООО "Север" Ильдар Неверов. Это действительно авторитетный специалист в данной области, многое делающий для предотвращения экологического кризиса российского заполярья (разбирает там завалы промышленного мусора). По прошествии времени могу сказать, что ни на секунду не раскаиваюсь в этом решении. Ильдару удалось выстроить эффективно работающую систему разрешения конфликтных ситуаций связанных с экологией.

Затем была история с Красноярским ферросплавным заводом. Случай этот громкий. Массовые протесты красноярских экологов против строительства заводов не только привлекли внимание федеральных СМИ, но и заставили краевую администрацию отозвать разрешения на строительство завода. А завод-то современный, технологии новейшие. По представленным мне расчётам выбросы завода составили бы максимум 0,2% от уже имеющихся в регионе. Экология – очень важная вещь, всем нам тут жить и, конечно, никому небезразлично какую воду пить и каким воздухом дышать. С другой стороны России как воздух нужна новая индустриализация, создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Прежде всего в промышленности. Сделать это без строительства новых заводов и фабрик нереально. Тут просто необходимо искать приемлемый обществом компромисс. Поэтому, когда к нам обратилось за помощью ЗАО, которое строило этот завод, мы приняли решение принять в судьбе этого проекта деятельное участие. Летали в Красноярск, разбирались в ситуации на месте, встречались с властями края, провели большой круглый стол с местными общественниками и экологами.

Мы столкнулись с ситуацией, когда собственники завода, будучи формально правыми, совершили существенную ошибку, не посчитав нужным перед началом строительства провести широкое общественное обсуждение проекта. Из-за нехватки информации о ферросплавном заводе в крае стали ходить самые абсурдные слухи. В результате – протестное движение и власти отзывают разрешение на строительство. А ведь в Норвегии ровно такой же завод стоит всего в 4 километрах от Осло и это при высочайших экологических стандартах, принятых в этой стране. Увы, на общественников уже никакие аргументы впечатления не производили. Мы предложили сторонам провести независимую экологическую экспертизу, по результатам которой и принять окончательное решение о судьбе строительства. Будет выявлена угроза для экологии – запрещаем, а если угроза низкая, приемлемая – строим. Заводы нужны стране, а краю нужны рабочие места. Но стороны уже настолько вошли в клинч, что договориться о проведении экспертизы так и не удалось.

Однако, опыт приобретенный нами в случае с ферросплавным заводом пригодился в дальнейшем. Именно после независимой экологической экспертизы нам удалось способствовать закрытию уголовного дела на еще одного татарстанского предпринимателя, гендиректора компании ЗАО «Казанский экологический комплекс» Рамиля Исмагилова. ЗАО занималось утилизацией, сортировкой и захоронением твердых бытовых отходов. После смены администрации города против Р. Исмагилова был возбуждено уголовное дело по ст. 171 «Незаконная предпринимательская деятельность», ему ставилось в вину то, что он утилизует радиоактивные отходы, не имея лицензии на работу с радиоактивными материалами. Однако проведенная нами независимая экологическая экспертиза показала необоснованность этих претензий. Мы направили письмо зам. Генпрокурора Александру Буксману с просьбой провести обоснованность уголовного преследования предпринимателя. В результате уголовное дело против Исмагилова было прекращено.

На примере этих историй мы видим, что у нас в стране существует мощнейший кризис доверия. Часто люди просто не верят государственной экспертизе, а иногда и даже и независимой. Этот дефицит доверия пронизывает все слои нашего общества и все сферы общественной жизни и, конечно, если страна желает динамично развиваться, нужно этот кризис доверия преодолеть. Но это тема отдельного разговора.