Самодержавие как русский способ формирования элиты

На модерации Отложенный

Чтобы куда-нибудь попасть поскорее, надо зайти издалека
Бильбо Бэггинс

 

Давайте посмотрим, как происходит смена социальной парадигмы в предельно грубом описании. В недрах старого уклада созревают вожди контр-элиты, своеобразные «степные волки», в кабинетной тиши (или в уединенной келье) и с фигой в кармане виртуально подрывающие «устои общества». Что ими движет? Некая «идея-фикс», неукротимое стремление или требующая выхода мятежная пассионарность?

Если идея, как говаривал Нильс Бор, «оказывается достаточно безумной, чтобы быть верной», у нашего гуру-одиночки появляются адепты, горячие (часто фанатичные) приверженцы нового учения. Это уже реальные подрывники, готовые это самые «устои общества» натурально подорвать. Порой они и в самом деле подрывают устои, поднимая контр-элиту наверх, попутно ее заполняя. Так формируется элита служения.

Последующий этап «устаканивания», процветания и стабильности постепенно развращает элиту, которая привыкает «почивать на лаврах». Процесс деградации элиты ускоряется тем, что она начинает рекрутироваться не поборниками Идеи, а карьеристами (или ленивыми потомками поборников). Элита служения перерождается в элиту паразитирования, а в стане элиты доля защитников Идеи стремительно падает.

С точки зрения антропологической стратификации три представленных социальных типа представляют собой три касты, три модуса сознания. Гуру, генерирующие новые идеи, принадлежат касте жрецов. Подрывники и защитники Идеи – каста воинов. Карьеристы – каста купцов.

Из описанного механизма эволюции элит становится ясной роль Самодержавия в механизме создания и воспроизводства элиты надлежащего качества.

Над элитой стоит особый самодержавный орган, для определенности назовем его «Орден меченосцев» (ОМ). Этот орден занимается «национальной идеей»: выяснением «общественного блага» и «исторической миссии», формированием государственной идеологии, контролем над соблюдением культурной гегемонии и т.п. Все тактические политические и экономические вопросы – за пределами компетенции этого органа, он лишь проверяет решение указанных вопросов на предмет идеологической чистоты. В состав ордена входят исключительно жрецы (маньяки-бессеребренники). Аналог этому институту можно увидеть в Церкви (в Православии – до никоновских реформ, когда нестяжательские тенденции были сильны, что было гарантией от проникновения туда «купцов») или в сталинских «шарашках». Меченосцы следят не только за чистотой идеологии, но и за чистотой элиты, блюдя, чтобы подготовка элиты отфильтровывала только представителей касты воинов.

Купцам не нашлось места в элите управления (служения)? Что ж, представители касты купцов пусть реализуют свои амбиции и алчные вожделения «на местах», в профессиональной карьере или органах местного самоправления. Но путь в элиту служения им должен быть заказан.

Разумеется, могут быть и дополнительные механизмы вроде «народного контроля», но ясно, что всякий механизм обратной связи работоспособен, только когда система способна отработать его сигнал (желательно без сильного запаздывания и искажения). Что опять-таки требует наличия «меченосцев», институционально независимых от элиты и способных принять и отработать сигналы снизу.