Бесхребетность элит – дело прошлое?

Отчего-то считается, что элиты ведущих стран мира формируются из высших чиновников и силовиков. Но на поверку это совсем не так. Социолог Ольга Крыштановская с группой исследователей из РГГУ выяснили, что наши элиты – сплошь из числа экономистов и предпринимателей. С незначительной прослойкой ИТР. То есть диплом о высшем экономическом образовании – что-то вроде пропуска-вездехода во власть.

В других странах иначе. В США базовая профессия представителя элиты – юрист. Бывало, в конгрессе заседали почти сплошь крючкотворы – до 80%. У половины американских сенаторов – юридическое образование. Европейская элита взошла на принципиально иной закваске из преподавателей вузов и предпринимателей. А китайская – из чиновников (читай – государственных служащих), юристов и руководителей крупных государственных предприятий (у нас таких называли «красными директорами»). Что сразу бросается в глаза: среди современных элит нет ни силовиков, ни военных. Вообще нет. Что на Западе, что на Востоке, что в нашей стране.

А ведь именно «военная косточка» формировала костяк любого государства – так, во всяком случае, было в недавней истории.

Не по той ли причине нынешние элиты отличаются известной бесхребетностью, что не идёт на пользу ни государствам, ни межгосударственным отношениям? Крыштановская, желая того или нет, очертила карикатурные контуры современного общества – бесправные «покупашки» и всемогущие «продаваны».

Но если элита – сплошь предприниматели и экономисты, то и мера у них одна – деньги, не так ли? Не потому ли у немалой части нашей элиты возникли нервные метания во время воссоединения с Крымом – это ведь было «не про богатство»? Да и отношение к СВО соответствующее – Россия, мол, теряет возможности торговать и зарабатывать, а именно это – главное(!) – в их понимании. Но теперь у нашей страны появилась уникальная возможность в корне изменить ситуацию. Государственные программы делегирования участников СВО во власть – та же «Время героев» – вскоре изменят баланс в российской элите. Он уже меняется, но пока на «нижних этажах», в основном в регионах.

А через год в стране – парламентские выборы. Солдаты и офицеры-фронтовики наверняка качественно изменят и нашу элиту, и всю российскую политику. Любопытно, как отнесутся на Западе и в Китае к грядущим изменениям? Полагаю – ещё завидовать будут.

Вячеслав Калинин