ФОЛЬКЛОР О РАЗУМЕ И ВОЛЕ ДУШИ
На модерации
Отложенный
Белорусская сказка продолжает повествование о разумении души.
Андрей всех мудрей
Жил один пытливый хлопец Андрей. Хотел он всё знать. Куда ни глянет, что ни увидит, обо всём у людей расспрашивает, обо всём выведывает. Плывут по небу облака... Откуда они взялись? И куда плывут? Шумит за деревней река... Куда течёт? Растёт лес... Кто его посадил? Почему у птиц крылья, всюду вольно летают, а у человека нет крыльев?
Люди отвечали ему, отвечали, да под конец видят, что и сами-то они не знают, что отвечать.
– Ты, Андрей, хочешь быть всех мудрей, – стали люди над ним смеяться. – Да разве ж можно всё знать?
Но не верит Андрей, что нельзя всего знать.
– Пойду, – говорит, – к самому солнцу, оно всюду светит, всё видит, всё знает. Вот и расскажет мне оно, чего я сам не знаю.
Покинул он свою хатку и пошёл искать то место, куда солнце на ночлег садится.
Идёт он, идёт, глядь – сидит у дороги на камне человек и всех спрашивает: "Долго ли мне тут сидеть?"
И Андрей ему тоже не мог ничего ответить.
Пошёл он дальше. Видит – подпирает человек плечами тын.
– Что это ты, дядька, делаешь? – спрашивает Андрей. – Зачем старый тын подпираешь?
– Не знаю... Может, ты знаешь?
– Кабы знал я, то не искал бы того, кто всё знает, – сказал Андрей и пустился дальше.
Прошёл немного, видит – человек в мусоре роется.
– Ты зачем это, дядька, мусор разгребаешь?
– Не знаю.
– Ну и я не знаю, – сказал Андрей и двинулся дальше.
Долго ли коротко шёл он, зашёл в дремучий лес. Целый день шёл лесом, а под вечер выбрался на поляну. – И тут ему вдруг глаза так и ослепило: такой блеск с поляны засиял. Зажмурил он глаза, видит – поблизости солнцевы хоромы огнём пылают. Только вошёл он в хоромы – ничего от сиянья не видно. Пообвык маленько, глядь – сидит в кресле старенькая солнцева мать.
– Ты чего, хлопец, сюда явился? – спрашивает. Поклонился ей Андрей и говорит:
– Пришёл я к солнцу о том да о сём поразведать.
– А о чём же это – о том да о сём?
– Да обо всём, чего я сам не знаю.
– А чего же ты сам не знаешь?
Стал ей Андрей рассказывать, а старуха слушала-слушала и зевать начала.
– Ладно, – говорит она, – погоди немного, вот скоро сын ночевать вернётся. А я тем временем подремлю: уж больно я за долгий день наморилась.
Вышел Андрей из хором. Развёл костёр, начал поджаривать сало на вертеле: проголодался ведь за долгую дорогу!
Наелся он сала с хлебом. Пить захотелось. Пошёл к речке и нагнулся к воде. Вдруг видит – подымается со дна реки девица, да такая красивая, что и глаз не оторвать. И она тоже на него загляделась.
– Не пей воды из речки, – говорит она, – а то солнце тебя сожжёт!
– А мне очень пить хочется.
– Ступай за мной.
Привела его девица к старому дубу, а из-под него бьёт родник чистой студёной воды.
Нагнулся Андрей и напился вволю воды родниковой.
А тут и солнце начало спускаться с неба в свои хоромы. Надо к нему идти, да не в силах он с красивою девицей расстаться.
– Ты ж смотри, не говори солнцу, что меня здесь видел, – сказала девица, поднялась ввысь и заблестела оттуда ясной звёздочкой.
Пошёл Андрей в хоромы. А там солнце так печёт, что аж стены хором потрескивают. Но Андрею хоть бы что – напился он родниковой воды, вот и не может солнце его спалить. Только шапку надвинул на лоб, чтобы глаз не сожгло.
Рассказал он солнцу, зачем пришёл. Говорит солнце:
– Мне учить тебя нету времени. Но я сделаю так, что ты сам всё узнаешь.
Сказало это солнце, собрало все свои лучи в один пучок и блеснуло ему в голову. И вмиг Андрей почувствовал, что стало в его голове ясней и светлей, только слишком горит она, а сердце сделалось вдруг холодным, как лёд...
Вышел он из хором. Нехорошо ему стало с холодным сердцем. Вспомнил он про девицу. И так ему захотелось увидеть её ещё раз, что он даже разомлел весь. Стал звать её. И скатилась с неба ясная звёздочка и обернулась перед ним красивою девицей. Как глянул на неё Андрей, так вмиг и почувствовал, что сердце его стало опять таким же, как было.
Взял он девицу за руку и повёл в свои края. И так он был теперь счастлив, что и птицам крылатым уже не завидовал.
Подошли они к тому человеку, что мусор разгребал. Посмотрел на него Андрей, и всё ему стало ясно.
– Ты, – говорит он человеку, – ищешь в мусоре потерянные копейки и зря только время тратишь. Возьмись-ка лучше за работу – скорей заработаешь те копейки, чем найдёшь их.
Послушался его человек, начал работать и нажил добро и деньги.
Идут они дальше, увидели человека, что подпирал плечами тын. Посмотрел на него Андрей и говорит:
– Не подпирай, человече, то, что сгнило, оно всё равно завалится. Сделай-ка ты лучше новый тын.
Послушался его человек и поставил новый тын вместо гнилого.
Дошли они до человека, что на камне сидит и не знает, долго ли ему там сидеть. Андрей ему говорит:
– Не будь, человече, таким жадным: дай посидеть на этом камне и другим прохожим.
Снял Андрей человека с камня и сел сам с девицей. А человек побежал довольный домой.
Отдохнули они немного и двинулись дальше в те края, где жил Андрей.
И теперь не Андрей у людей обо всём расспрашивает, а люди у него.
Так стал Андрей всех мудрей.
Оказался наш герой в вечности, где солнце на ночлег садится. Там же были дуб и родник – символы Прави. Здесь-то и случилась первая встреча души-девицы с удальцом Андреем (с отцовским семенем). Душа-девица сделала свой выбор: "на него загляделась". Да и сама она была такая красивая, что и глаз не оторвать. На границе между царствами вселенной находится речка огненная, потому душа-девица и предупреждает удальца: "Не пей воды из речки, а то солнце тебя сожжёт!" После процедуры выбора удальца, душа перелетела в ночь вселенной и заблестела оттуда ясной звёздочкой в ожидании его воплощения. Андрей следом за душой отправился через Навь в Явь. В навьем царстве было очень мрачно и холодно, потому сердце Андрея сделалось вдруг холодным, как лёд.
Чтобы овладеть мощью Солнца, Андрею необходимо: вообразить его в виде пучка (вертлянского шара) и впустить в свою голову. Солнце помогло Андрею: "собрало все свои лучи в один пучок и блеснуло ему в голову. И вмиг Андрей почувствовал, что стало в его голове ясней и светлей".
По факту прибытия Андрея в царство Яви скатилась с неба ясная звёздочка и обернулась перед ним красивой душой-девицей. Они воссоединились, и в тот же миг мощь солнечного пучка совместилась с изначальной силой Андрея. С той поры Андрей стал всех мудрей, поскольку всегда прислушивался к разуму и воле своей души. Он так теперь счастлив, что и птицам крылатым уже не завидовал.
В одном из вариантов небылицы названа количественная характеристика Я – богоданной души: "ни мал, ни велик – всего-то с игольное ушко, не с приворотную надолбу". Побрёл Я по берегу: "всё не нашему (образ Нави). Стоит река – вся из молока, берега из киселя. Вот я, добрый молодец, киселя наелся, молока нахлебался". Ну, а далее Я шагнул в Явь: "Вступил я на паперть, вижу, двери калачом заперты, кишкой бараньей задернуты. Тут я, добрый молодец, догадался, калач переломил да съел, кишку собакам отдал. Вошёл в церковь, в ней всё не по-нашему: паникадило-то репяное, свечи морковные, образа пряничные. Выскочил поп толоконный лоб, присел – я его и съел". Небылица предупреждает заветными словами, что сегодня идёт душа Руси по берегу – всё не нашему, и предсказывает неизбежный конец существования толоконных лбов.
Комментарии
сюжет не перегружен,попроще,попрямее чем "о душе".
Полезные ,практичные "морали" (-советя Андрея троим),
да и совет девицы не пить из речки,в которой только кажется.,
что есть вода, а на самом деле сожигающий поток "энергии"
========
Ваши статьи перекликаются с материалами Владислава Василькова.Я у этого чудака в ЧС лишь за то,что оспорил его "утверждение" Что слово СПАСИБО навязано иудейством.На самом-то деле это весьма простонародное по происхождению слово,бытовавшее и до христианизации Руси . А приглашения читать от его имени все еще приходят. Ладно.
***
Успехов,Леонид.
вполне читабельное и реально с ясным неосложненным сюжетом и его изложением.
УСПЕХОВ в этом же направлении.
-----------------------------------------------------------------
P.S.
(ПризнАюсь,что следующую статью о душе-(пре-) красной девице пробежал лишь весьма бегло и соответственно не стал комментить.И это при всем вполне определенном интересе к фольклору.Цейтнот. Это у меня
А уж кто подальше от этого тем более.)