Основания идеологии

Русское идеологическое сообщество, с момента своего создания прошло некоторый путь, свернуло за угол и в растерянности остановилось…. Путь пройден небольшой и есть смысл вернуться к основаниям классической идеологии и переосмыслить, от чего же все-таки "пляшет" идеология, от идеи или идеала.

В своей книге «Элементы идеологии» Дестют де Траси определяет идеологию как науку о мыслях людей, занимающуюся выработкой, формулированием и распространением идей, которые в сегодняшнем понимании должны оказывать влияние на формирование общественного мнения.

"Наука о мыслях людей", мыслях, направленных на создание духовных ценностей, которые и придают смысл жизни отдельному человеку и обществу в целом. Обычно выделяют четыре основные формы, в которых осуществляется деятельность по созданию духовных ценностей, это идеология, право, религия и искусство.

Слово «идеология» встречается повседневно в речи и текстах. Говорят и пишут о политической, экономической, религиозной идеологии; об идеологии партий, движений, организаций; об идеологии развития конкретных секторов и отраслей хозяйства.

Все многообразие значений термина «идеология» объединяет общий взгляд на идеологию как совокупность идей, оценок, суждений, на которых строится понимание и отношение к предметам, явлениям, процессам социальной действительности.

Как самостоятельная форма духовной деятельности идеология сложилась в связи с двумя процессами: становлением буржуазного общества и возникновением науки. В период, когда произошли революции, когда начались преобразования в производительных силах и общественных отношениях, когда авторитет науки стал теснить авторитет религии и церкви, возникла осознанная потребность в целенаправленном влиянии на поведение людей посредством воздействия на их сознание.

Появилась нужда в выработке концепций, которые бы не только предлагали понимание происходящих перемен, но и через это понимание служили инструментом управления сознанием людей, направляя их активность в желательное для определенной социальной общности русло.

Своеобразие идеологии по сравнению с философией заключается в том, что она сосредоточена преимущественно на осмыслении социальной реальности в тесной связи с интересами и потребностями определенных общностей людей. Она выражает их отношение к данной реальности посредством формулирования принимаемых данной общностью идеалов и ценностей.

Другая отличительная черта идеологии состоит в том, что она ориентирует отдельного человека и общности людей на социально-практическую деятельность, на решение конкретных проблем, задач, от которых зависит реализация интересов, ценностей, идеалов данной общности. Точнее, идеология не только формулирует ценности и идеалы, не только ориентирует на их достижение, но и предлагает направления, пути, ведущие к осуществлению этой цели. Она учит, во имя чего жить, как следует поступать, действовать.

Третья черта идеологии: ставит целью выработку определенного понимания действительности, но это понимание не принимает форму научной теории. Идеология не наука ни по используемым ею формам и методам мышления, ни по окончательным результатам, так как совокупность идей, из которых состоит идеология, не поддается процедурам проверки, применяемым в естественных и гуманитарных науках.

Этот момент особенно важен, поскольку в современном мире существует огромное количество идеологий и очень многие из них претендуют на научность, на то, что именно они являются единственно верными, единственно истинными.

Идеологии не возникают в результате умозрительных соображений, не связанных с действительным миром. Они опираются на данные гуманитарных и общественных наук, на философию, на реальные факты, явления, события, на знание об общественных и природных закономерностях. Без этого идеологии не имели бы никакого практического значения, они бы лишь дезориентировали людей, подталкивали их к действиям непродуктивным, бесполезным с точки зрения достижения их целей.

Сами идеологии как целостные системы воззрений, идей не являются научными теориями, концепциями и не претендуют на отражение действительности такой, какая она есть, вне сознания и независимо от сознания субъекта. Идеологии описывают и объясняют действительность субъективно, так как смотрят на нее глазами определенных социальных общностей, через их интересы и потребности.

В познавательном плане идеологии представляют собой мысленное конструирование реальности, но такое ее конструирование, которое имеет сугубо практическое предназначение. Идеология сплачивает всех людей, разделяющих ее положения, определяет мотивы и характер их конкретных дел и поступков. Не существует человека, который не руководствовался бы в своей деятельности оценками, ценностями, идеалами. Другое дело, что в повседневной жизни эта идеологическая сторона познания, мышления, практической деятельности, как правило, носит неосознанный характер.

Любая достаточно богатая интеллектуально идеология опирается на определенную философскую концепцию. Если подходящая философия отсутствовала, творцы идеологии нередко сами создавали ее.

Переплетение идеологии и философии вполне закономерно. Философия есть форма духовной деятельности, направленной на постановку и решение мировоззренческих проблем, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека. Если в центре внимания философии — выявление возможностей и обязанностей человека во всей их полноте, проистекающей из его положения и предназначения в мире, то идеология имеет дело не столько с человеком вообще, сколько с частным человеком, занимающим конкретное место в конкретном социуме.

Выдвигая определенное понимание «включенности» человека в мир, системы духовных ценностей, определяющих социальную и личностную программу человеческой жизнедеятельности, философия тем самым вооружает идеологию инструментами, которые помогают ей решать сходные проблемы применительно к условиям бытия и интересам конкретной человеческой общности: социальной группы, этноса, народа, общества. Философия помогает идеологии избежать аутизма, замкнутости человека, социальной группы на собственные интересы, которые неизбежно приобретают самодовлеющее значение, если рассматриваются вне общего понимания сущности человека.

Не менее тесно идеология связана с науками. Притом не только с общественными науками, но и с науками естественными. Наука оказывает прямое и сильное влияние на создание самих основ идеологии. Она делает это путем предложения новой картины мира, новых методов познания, мышления, нового языка для описания фактов, процессов, закономерностей природы и общества, для размышлений о них. Она делает это также, выступая в роли высшей инстанции легитимации идеологий, поскольку любая идеология стремится обосновать самое себя, а также общественное устройство, которое считает желательным, апеллируя к науке, к ее авторитету.

Связь идеологии и науки всегда была взаимной, двусторонней: и идеологические факторы оказывали непосредственное влияние на научные теории, и научные достижения, научные теории вели к глубоким переменам в идеологиях.

Главное отличие науки от идеологии в том, что наука полностью нейтральна по отношению к ценностям и идеалам, свободна от идеологических и политических предпочтений. Она предоставляет людям знания о том, что есть, и не учит их тому, как им надо поступать, к каким идеалам стремиться, какие ценности выбирать.

О ценностной нейтральности и политической автономности науки можно говорить лишь как о тенденции, которая в реальности никогда не реализуется полностью. Роль науки в жизни общества настолько огромна, социальные и политические последствия ее достижений настолько значимы, что наука все теснее смыкается, переплетается с идеологией и политикой.

Способ применения научных открытий, созданных на основе их технологий, подход к решению связанных с этим проблем — это вопрос, который в решающей степени зависит от идеологии, доминирующей в стране и определяется господствующей системой социальных, нравственных и политических ценностей.

Другой аспект взаимовлияния идеологии и науки связан со стремлением строить, создавать идеологию по нормам, стандартам, принципам познавательной деятельности, сложившимся в науке. Это стремление имеет своим источником веру в универсальность и всемогущество того типа рациональности, разумного, доказательного, целесообразного познания и знания, на котором стоит современная наука. Требование научности, применения методов науки стало главным в любой сфере духовной деятельности.

Однако научные методы изучения, мышления, обоснования не работают, не пригодны в тех областях, где приходится иметь дело с ценностными аспектами человеческого бытия. Бердяев писал по этому поводу: «Никто серьезно не сомневается в ценности науки... Но в ценности и нужности научности можно сомневаться. Научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науки. Научность покоится на вере в то, что наука есть верховный критерий всей жизни духа, что установленному ей распорядку все должны покоряться... Но научность не есть наука, и добыта она не из науки. Никакая наука не дает директив научности для чуждых ей сфер...» Научно ценность, полагал Бердяев, не только нельзя исследовать, но нельзя и уловить.

Абсолютизация науки, возведение научности в обязательный везде и для всего закон чреваты негативными для человечества последствиями, например, нравственные, социальные, гуманистические ценности, на которых держится общество, невозможно обосновать в рамках научной рациональности. Для сторонников самодостаточности и абсолютности науки такая невозможность есть показатель сомнительности и необязательности ценностей, идеалов, желательности их замены идеями, принципами, установками, продуцируемыми технократическим стилем мышления.

Во что превратилось бы общество, если бы оно освободилось от таких «ненаучных» понятий, как добро, справедливость, милосердие, взаимопомощь? Оно впало бы в дикость, вернулось бы во времена варварства, войны всех против всех. В последние десятилетия абсолютизация научности находит все меньший отклик.

Главные черты идеологической формы духовной деятельности рождают ряд особенностей идеологии.

1. Идеология учитывает данные наук, но не использует их методы при своем обосновании, ставя во главу угла обоснование и осуществление интересов определенной социальной общности. Отсюда присущая идеологии иллюзорность (представление реальности не такой, какая она есть, а такой, какой она кажется идеологам), утопичность (создание такой картины будущего, которая привлекательна, но не обоснована с точки зрения практической достижимости данного состояния), иррациональность (выдвижение положений, лежащих за пределами разума, недоступных постижению посредством логического мышления).

Степень выраженности, присутствия указанных черт в различных идеологиях не одинакова. Отчетливо выраженные иррациональные элементы характерны для идеологий, возникающих в обществах переживающих кризисную ситуацию.

2. По сравнению с наукой идеология, как правило, консервативна, инертна, догматична. Создатели, сторонники идеологии неохотно идут на внесение в нее каких-либо корректив, даже тех, что с необходимостью диктуются происходящими в мире изменениями. Напротив, верность «незыблемым принципам», положенным в основу идеологии, возводится в добродетель, поскольку это важнейший фактор высокой мобилизующей силы идеологии. Поэтому факты, события рассматриваются, отбираются, оцениваются идеологом с одной точки зрения — как подтверждение, подкрепление идеологии. То, что в нее не вписывается, либо игнорируется, либо истолковывается так, «как нужно».

3. Отдаленность основных положений идеологии от реальности, размытая эмпирическая база, слабое использование научных методов ведут к тому, что огромное, подчас первостепенное значение в идеологической сфере приобретает «воля к вере». Прослеживается вполне очевидное сходство между механизмами религиозной веры и функционирования идеологии в массовом сознании.

Вот от этой "печки" и надо "танцевать", а точнее найти ответы на вопросы ребенка, в роли которого оказалась Россия, "что такое хорошо? и что такое плохо?".