| БЕССМЕРТНЫЙ ГЕНЕРАЛ
Великие патриоты России
Все это время я получал сотни поздравительных и благодарственных телеграмм от самых разнообразных кругов русских людей. Все всколыхнулось: крестьяне, рабочие, аристократия, интеллигенция, учащаяся молодежь, все бесконечной телеграфной лентой и что сердца их бьются заодно с моей дорогой, окровавленной во имя Родины, но победоносной армией... Это были лучшие дни моей жизни, ибо я жил одной общей радостью со всей Россией…
Генерал Брусилов
В последний день августа 1853 года родился в Тифлисе в семье генерала Алексей Алексеевич Брусилов, выдающийся военачальник, генерал от кавалерии, командующий легендарным Юго-Западным фронтом и герой Первой мировой войны, вписавший в ее историю, может быть, единственные золотые страницы, не продолженные государственной и военной машиной царской России. В Санкт-Петербурге 14 ноября 2007 года в сквере у пересечения Шпалерной и Таврической улиц открыт памятник Алексею Брусилову. В истории войн найдется не много стратегических операций, названных не по месту проведения, а по имени полководца, одна из них – Луцкий прорыв, который стал зваться Брусиловским.
Я писал на этих страницах о начале операции на левом фланге, где наступал мой отец – поручик Кобринского полка, – прошел по следам его боев. На днях вернулся из Луцка, откуда с правого фланга наносился основной удар. Пишу книгу «Брусиловский прорыв: от Волыни до полыни». Кратко коснусь юбилея полководца в современном ракурсе. Деятельность Брусилова после октября 1917 года вызывает сегодня жаркие споры. Ведь он был самым авторитетным из царских генералов, перешедших на службу советской власти. Существует даже утверждение злопыхателей, что и сам Луцкий прорыв продолжал называться Брусиловским, потому что генерал перешел на сторону красных, что это было выгодно чуть ли не самому Сталину. Но надо напомнить, что и в западные энциклопедии, и в многочисленные научные труды наступление вошло именно как «Brussilow angritte», «The Brusilov offensive», «Offensive de Brussilov» и т.д. Неужели во всех странах, даже враждебных нам, было так велико влияние советской власти и Сталина?
Еще одно важное соображение: Алексей Брусилов происходил из рода потомственных военных. Дальние предки его были выходцами из Речи Посполитой и вели свою родословную от известного польско-украинского дипломата Адама Киселя, потомки которого, перейдя на русскую службу, связали свою жизнь с русской армией. Он воевал в Галиции и Волыни, в тех местах, где мог бы по иронии судьбы владеть имением, сытно (комфортно, как говорят сегодня) жить под польским да австрийским каблуком, но Кисели-Брусиловы выбрали служение Российской империи. Отпрыск их делил все тяготы окопной жизни и зимних карпатских сражений с дорогим его сердцу русским солдатом. Но и золотую славу – тоже по праву. Думаю, не от вынужденного Брестского мира (он его застал), а от преступного Беловежского сговора да от некоторых рассуждений он сегодня переворачивается в гробу.
Так, Владимир Путин, выступая в 2012 году в Совете Федерации и отвечая на вопросы, заявил абсолютно антиисторично, что причиной поражения России в Первой мировой войне было «национальное предательство» и вменил его в вину «тогдашнему руководству страны», то есть большевикам, пошедшим на заключение Брестского мира. Правда, тут же для сбалансированности уточнил: «Они несли на себе этот крест. Они искупили свою вину перед страной в ходе Второй мировой войны, Великой Отечественной. Это правда».
При этом он высказал тезис, что в результате Россия проиграла войну уже проигравшей стороне, после чего «огромные территории, огромные интересы страны были отданы, положены непонятно ради каких интересов, ради партийных интересов только одной группы, которая хотела стабилизировать свое положение у власти». Заявление абсолютно в нынешнем духе: за власть одной группы идти на всё! Не знаю, его ли это импровизация или неграмотность помощников, но ведь Путин готовился к тому, чтобы предложить достойно отметить 100-летие Первой мировой войны. Благое дело, но ты разберись тогда, кто за что воевал и куда дело шло, кто предавал и кто расхлебывал?
Покажу бегло лишь на примере лучшего полководца той войны – прославленного Брусилова. Да будет известно всем питерским, что после Февральской революции к власти пришли не большевики, а Временное правительство. Но уже 11 марта 1917 года войска Брусилова присягнули ему на верность. Выступая на митинге, командующий фронтом призвал солдат поддерживать в армии порядок и сохранять боевой дух, чтобы она могла защитить свободную Россию. Выступление Брусилова было восторженно встречено солдатами и собравшейся толпой. Керенский назначил его Верховным главнокомандующим! Напомню, что до него таковым был сам Николай II. Брусилов попытался навести порядок в своих войсках и препятствовал ведению в них ненужной пропаганды. Но в действующей армии уже давно шел процесс брожения, солдаты требовали окончания войны, заключения мира с немцами и возвращения домой. На всех фронтах, на которых побывал Брусилов, его же войска отказывались идти в наступление.
И все же наступление началось с рубежей, на которых остановилась русская армия во время знаменитого Луцкого прорыва. Командовал его бывшей любимой 8-й армией генерал Корнилов. Она и теперь была передовой по привычке, но тоже дрогнула. На помощь австро-венгерским войскам стали прибывать германские части, и утром 19 июля противник перешел в контрнаступление. Без всякого приказа русские полки стали оставлять позиции и уходить с фронта. Через неделю немцы взяли Тернополь, откуда начал войну мой отец – двадцатилетний поручик. Какой исторический и политический слом всего за один год, но долго он накапливался! Это, кстати, урок всем «группам власти»…
Как честный и опытный командующий, Брусилов трезво докладывал об обстановке. Он понял – этой армии нет. В целях поднятия дисциплины в действующей армии были введены военно-полевые суды и смертная казнь. Сам Брусилов через силу высказался за применение оружия за неисполнение боевых приказов и агитацию в войсках. Ничего не помогало. Но и Брусилов, не желавший видеть в солдатах безвольную скотину, уже не устраивал ни Керенского, ни большинство офицеров, которые надеялись на некую сильную руку диктатора. Приехав на фронт, Керенский 19 июля отдал приказ Брусилову сдать командование генералу Корнилову. Это был роковой шаг. Дальше – непонятный Корниловский мятеж и полный крах. Большевики взяли власть, валявшуюся в грязи и крови, и принялись спасать отечество. А что же следует из речи Путина: им надо было не заключать Брестского мира, а безнадежно воевать или ждать, теряя земли до Пскова и дальше, пока Антанта с тыла добьет Германию, и тоже объявить себя победителями? Геополитический анекдот просто, так не бывает: русских признают победителями только тогда, когда они занимают Париж и берут Берлин! Да и Антанта выиграла войну благодаря тем же революциям в Германии и Австро-Венгрии.
Так что Брусилов, тихо уехавший с фронта в свою квартиру в Москве, все осознал и вообще отошел от этих неуправляемых событий, пока внешние враги не поперли со всех сторон на его Отечество. Но это уже другая страница жизни бессмертного генерала, к которой я вернусь. Под Луцком, на кладбище брусиловским солдатам и над бесчисленными окопами я повторял одно: слава Героям! Вот бы и там поставить России памятник Брусилову в честь 100-летия вместо пышных торжеств, банкетов и пустых речей. Чтобы помнили путь от бессмертной славы Волыни – до горькой полыни реальности, до «иностранной» Украины…
Александр БОБРОВ
|
Комментарии