Свастика — символ ненависти или символ мира?
На модерации
Отложенный
Для многих крест с загнутыми под прямым углом концами является болезненным символом зла, ненависти и геноцида, пишет журналист USA Today Марк Рамирес.
Но для других это древний знак мира и процветания.
Так или иначе, для всех это проблема, связанная с историей, укоренившимся опытом и сильными эмоциями.
По мере того как преступления на почве ненависти, в том числе против евреев, множатся, а законодатели в Соединенных Штатах обдумывают законы, определяющие символы ненависти, некоторые борются за то, чтобы свастика, которой так дорожат дхармические культуры, не попала «под горячую руку».
Члены Национал-социалистического движения, крупнейшей неонацистской организации в США, на церемонии сожжения символа в виде свастики после массовой акции в городе Дрейктаун, Джорджия, США. Апрель 2018 года
Сенат Калифорнии недавно принял закон, который определяет меру наказания и те места, за распространение в которых «трех чрезвычайно вредных символов ненависти — горящих крестов, свастики и петли» может быть предъявлено обвинение в преступлении на почве ненависти. Законопроект поддержали Антидиффамационная лига, многочисленные межконфессиональные организации, ассоциации, представляющие калифорнийских шерифов и школьные советы.
Некоторые поддерживают дух законопроекта, но утверждают, что использование слова «свастика» для описания нацистской эмблемы не только некорректно, но и потенциально опасно. Они отмечают, что символ, который считается священным для примерно 2 млрд. индуистов, буддистов и джайнов во всем мире, существующий не менее 5000 лет, был незаконно присвоен гитлеровской Германией, а в последнее время — сторонниками превосходства белой расы.
«Гитлер никогда не использовал это слово, — рассказывает буддист и автор книги «Буддийская свастика и гитлеровский крест: спасение символа мира от сил ненависти» Т. К. Накагаки. — Он говорил «хакенкройц» — «крючковатый крест». Между тем, для многих азиатов это самый важный символ: изображение благородной истины, или даже самого Будды. Можно сказать, что это главный символ во всем мире, один из самых межконфессиональных, которые когда-либо существовали».
Некоторые утверждают, что указанное неразличение подвергает ряд общин в США непониманию, преследованию, презрению и опасности. Почти 8 млн. индуистов, буддистов и джайнов называют США своим домом, этот символ можно найти на буддийских храмах, в домашних святынях и во время проведения индуистских праздников.
«Слова действительно имеют значение и обладают огромной силой, — заявляет член правления Коалиции индуистов Северной Америки Пушпита Прасад. — Когда вы используете слово «свастика» в контексте символов ненависти, это влияет на нашу религиозную свободу».
Путаница со словом и символом уже привела к недоразумениям. Так, в Лос-Альтосе, в штате Калифорния, молодежный летний лагерь закрыли после того, как его сотрудники массово уволились после обнаружения на каком-то здании на территории лагеря буддийских плиток начала 1900-х годов с изображением свастики.
«Никакой связи с нацистами там не было, — замечает Прасад. — Но на протяжении поколений людей приучали к такой реакции, что они не могут перестать думать о неправильном контексте».
В 2020 году тогдашний президент студенческого совета Университета Брандейса в штате Массачусетс Симран Татускар столкнулась с негативной реакцией после того, как предложила включить в школьную программу изучение мирного происхождения свастики. Это предложение она сделала в ответ на законопроект штата Нью-Йорк, который, как и закон Калифорнии, включил свастику в число символов ненависти.
“Сделаем Америку снова белой” – надпись с использованием свастики в городе Уэльсвилл, Нью-Йорк, США. Ноябрь 2016
Татускар, индуистка, в конце концов принесла извинения.
«Для нас вся эта идея смешения свастики с «хакенкройцем» ужасна, — заявляет президент Альянса индуистов США Гокул Куннат. — Это как если некий Питер убивает некоего Пола, а обвиняют индуса. Мы не имели к этому никакого отношения».
Те, кто поддерживает законопроект, говорят, что не хотят уменьшать глубоко болезненные ассоциации с этим символом для евреев во всем мире, они также не хотят терять духовную и культурную опору.
«Мы определенно сочувствуем еврейской общине, — замечает президент Коалиции индуистов Северной Америки Никунь Триведи. — Они пострадали от геноцида и Холокоста. А количество преступлений на почве ненависти в последние годы действительно увеличилось, поэтому существует неудовлетворенный спрос на законодательство, направленное на борьбу с ненавистью. Но это собираются сделать неправильно».
Дело лишь в трех словах
Член законодательного собрания Калифорнии Ребекка Бауэр-Кахан, инициатор обсуждаемого закона, говорит, что составила его проект в ответ на инцидент в ноябре 2020 года в Фэрфаксе, когда мужчина наклеивал изображение «нацистской эмблемы» на телефонные столбы.
«Несмотря на то, что лицо было установлено, окружные прокуроры не смогли предъявить ему обвинение, поскольку в законе ничего не говорится об этом виде террора, — заявляет Бауэр-Кахан. – Закон наконец определит наказание и те места, за действия в которых может быть предъявлено обвинение в преступлении на почве ненависти, связанном с указанными символами».
Статистика ФБР показывает, что в 2020 году количество преступлений на почве ненависти достигло 12-летнего максимума: было зарегистрировано более 11000 инцидентов по сравнению с 8500 в 2019 году. Истинное число, вероятно, выше, поскольку о многих таких преступлениях не сообщается.
Законопроект Бауэр-Кахан изначально не делал различия между нацистским символом и дхармической свастикой, когда был представлен в феврале. Но впоследствии, после встреч с Коалицией индуистов Северной Америки и десятками других дхармических организаций, автор законопроекта изменила его, включив ссылку именно на «нацистский хакенкройц».
Тем не менее, в законопроекте по-прежнему говорится, что «хакенкройц» был известен также как «нацистская свастика»: последний термин несколько раз используется в законопроекте. Лидеры Коалиции индуистов Северной Америки заявляют, что просили добавить перед такими ссылками слова «ошибочно известный как», но ответа не получили.
Изображение свастики среди других священных предметов в доме президента Альянса индуистов США Гокула Кунната
Таким образом, они поддерживают намерение законопроекта, но не в текущей редакции.
«Если вы можете вставить новую формулировку, вы можете вставить и эти три слова, — замечает Триведи. – Они же создают идею, что есть плохая свастика и хорошая свастика, а это не так».
В настоящий момент законопроект направляется на рассмотрение губернатора, и Триведи утверждает, что результат рассмотрения очень важен, потому что законодательные меры Калифорнии часто служат образцом для законодательства по всей стране.
«Если вы не решите проблему на базовом уровне, у вас будет побочный эффект, — добавляет он. — Тогда это игра «Ударь крота» (игра, где надо бить молотком по голове крота, внезапно выглядывающего из норки)».
Бауэр-Кахан – внучка беженцев, прибывших в США, спасаясь от Холокоста – не ответила прямо на вопрос о формулировке, но в своем заявлении поблагодарила индуистскую общину за высказанные опасения.
«Это первый шаг в поддержке наших индуистских, буддийских и джайнских общин и демонстрация их священной и мирной свастики, которую нельзя путать с ненавистной нацистской эмблемой», — заявляет она.
Вездесущий символ, который «пронизывает нашу жизнь»
Не впервые Коалиция индуистов Северной Америки ведет эту битву: аналогичные законопроекты уже приняты в Нью-Йорке, Нью-Джерси и Мэриленде.
«Мы понимаем цель законопроектов, — замечает Прасад.
— Люди хотят поступать правильно, и мы это поддерживаем. Но вокруг слова «свастика» на Западе много невежества и непонимания».
Лидеры Коалиции индуистов Северной Америки заявили, что законопроект Нью-Джерси разрабатывается с поправками, предложенными организацией: упоминается именно «нацистская эмблема», а не свастика. Тем временем законопроекты в Нью-Йорке и Мэриленде отозваны для дальнейшего обсуждения, говорит Триведи.
«Думаю, они поняли, что есть способы сделать лучше, — добавляет он. — Ведь пытаясь создать закон о противодействии ненависти, вы фактически провоцируете ненависть к другим общинам, которые считают свастику священной».
Кстати, символ свастики, распространенный в Восточной и Южной Азии, также принят сикхами и некоторыми индейскими культурами, включая навахо.
В своей первоначальной форме это санскритское слово переводится как «благополучие», и для многих такой символ является частью популярных религиозных или культурных обычаев. Во время Дивали, индуистского праздника огней, который проводится с октября по ноябрь, свастики изображаются как часть узора из риса или муки и символизируют процветание и удачу.
«Этот символ очень заметен в храме, в брачных ритуалах или на традиционной церемонии бритья головы для мальчиков в качестве символа процветания, — рассказывает Триведи. — Это повсеместно! Он пронизывает нашу жизнь в течение всего года».
Прасад, как многие индусы, изобразила этот символ на свадебном приглашении.
«Я не желала смерти ни себе, ни своим гостям, — говорит она. — Если люди понимают контекст, им легко воспринимать это».
Тем не менее, проблемы случаются. Прасад слышала о курьерах, которые портят ранголи, выставленные у дверей, и о домашних алтарях, на которые подозрительно смотрят соседские дети, приглашенные поиграть.
«Когда мы покупаем новую машину, мы можем освятить ее, и священник проведет церемонию, включающую рисование свастики, обычно порошком куркумы, — говорит она. — Но здесь, в Америке, люди часто не делают этого, чтобы не привлекать вандалов. Они не хотят давать повода, подвергают себя цензуре».
Изображение буддистской свастики в Токио, ЯпонияAP
Когда Накагаки, буддийский священник и писатель, впервые приехал в 1986 году в США, он устроил в своем храме церемониальную свастику из хризантем, как научился делать в родной Японии. Но коллега предупредил его не делать этого из-за той реакции, которую может вызвать свастика.
А во время пандемии, по словам Триведи, ему позвонил член Коалиции индуистов Северной Америки: тот участвовал во встрече по зуму, и его коллега, заметив на заднем плане у индуиста свастику как часть семейной святыни, сообщил об этом в отдел кадров компании.
«Это то, что случается, когда люди плохо образованы, — резюмирует Триведи. — А иногда люди просто не хотят меняться, не хотят понимать: поэтому что ни делай, для них это будет символ ненависти».
Преодоление разногласий через диалог
Интуитивная реакция многих на символ свастики неудивительна, учитывая гнусное использование его нацистами и жестокое убийство 6 млн. евреев в Европе.
Историк Холокоста из Нью-Гэмпшира Джефф Келман начал изучать этот символ, когда обдумывал темы для своей магистерской диссертации в колледже Грац в Мелроуз-парке, в штате Пенсильвания.
Будучи евреем, выросшим в Бостоне, он смутно понимал, что этот символ имеет корни в индуизме. Копнув глубже, Келман увидел, что сам Гитлер упоминал только «хакенкройц», и, «учитывая, сколько уроков на тему антисемитизма я посещал, был ошарашен, что у нас мало литературы по этому поводу».
Согласно «Энциклопедии Холокоста» Мемориального музея Холокоста США, интерес к этому символу возродился после раскопок немецкого археолога Генриха Шлимана в 19 веке: тот обнаружил сотни таких символов в древнем городе Троя. Увидев подобные символы на немецкой керамике, Шлиман предположил, что форма эта связана с «нашими далекими предками», другие ученые утверждали, что она отражает общую арийскую культуру Европы и Азии. Это представление вызвало популярность свастики среди расистских организаций в Германии, включая нацистов, которые приняли ее в 1920 году.
Миссия Келмана теперь в том, чтобы помогать информировать людей об этом различии и сообщать им, что до присвоения нацистами возрождение символа привело к его популярности в качестве знака удачи. Он широко использовался в США в светских целях: на игральных картах и фишках для покера, в рекламе Coca-Cola и на купонах в газетах, например, чтобы «получить доллар на следующий пошив одежды» или что-то в этом роде.
Комплект игральных карт с изображением свастики. Начало XX века, США
В штате Нью-Йорк даже существует город под названием Свастика: муниципальные власти в 2020 году проголосовали за сохранение названия, основанного на санскритском происхождении слова, после того как появились жалобы от людей, посещающих регион. Голосование побудило сенатора штата Нью-Йорк Джеймса Скуфиса предложить закон, который заставит город изменить свое название: законопроект все еще находится в комитете.
На протяжении конца 1920-х и начала 1930-х годов, по словам Келмана, New York Times упоминала именно «хакенкройц», но примерно с 1934 года стала использовать вместо него слово «свастика» без каких-либо объяснений. С тех пор новое словоупотребление стало стандартным в США.
«В первую очередь нам нужно обратиться теперь к еврейским общинам, — замечает Келман, добавляя, что сам он обращался ко многим и нашел их «в значительной мере восприимчивыми». — Последнее, чего мы хотим, чтобы символ Гитлера продолжал приносить вред».
Директор западного отделения Антидиффамационной лиги Кендалл Косаи заявляет: хотя лига признает этот символ положительным для Восточной Азии, «также важно показать, что он является особой болевой точкой для еврейской общины». «Для многих это болезненно и пугающе. Это сложный баланс, но в целом контекст имеет значение. Нам нужно время, чтобы обучать посредством диалога», — рассуждает он.
Косаи принял участие в онлайн-вебинаре, проведенном с целью обсудить калифорнийский законопроект с лидером национальной организации индуистов. Он предупреждает: несмотря на диалог, для многих то зло, которое связано с нацизмом, настолько глубоко укоренилось в символе, что его «реабилитация» маловероятна.
«Это не переключатель вкл/выкл, — говорит Косаи. — Мы не собираемся решать это за одну ночь».
Грета Эльбоген, пережившая Холокост, чья бабушка и двоюродные братья погибли в Аушвице, считает, что пусть ответ дадут дети.
Эльбоген родилась в 1938 году, когда нацисты аннексировали Австрию. Она скрылась у родственников в Венгрии, иммигрировала в США в 1956 году и стала социальным работником. Сейчас она поэт и педагог в Нью-Йорке.
Долгое время свастика не вызывала у нее ничего, кроме ужаса, пока Накагаки не научил ее иному видению. Эти двое встретились десять лет назад, и он пригласил Эльбоген выступить на мероприятии с участием выживших в Холокосте и в Хиросиме.
На этом мероприятии, рассказывает Эльбоген, выжившие не были «ни японцами, ни евреями»: «Мы были просто людьми, которые стали жертвами. Мы должны собраться вместе, выйти из этого и посмотреть, как можно изменить ситуацию. Мы должны сломать старые взгляды на мир».
Теперь она занимается просветительской деятельностью, хотя раздражение некоторых членов ее общины по отношению к символу свастики оказалось настолько сильным, что в конце концов Эльбоген почувствовала, что должна уйти: «Я испытывала страх, история не позволяла им «выйти». Я понимаю, что чувствуют другие люди, и мне неприятно, что они именно так чувствуют».
Она считает себя гуманистом, работает со студентами над самовыражением через искусство.
«Еврейская община сама разберется, — замечает Эльбоген. — Для многих стариков уже слишком поздно. А молодежь готова. И если вы не отстаиваете правду, ложь может победить».
Комментарии
Параноик слямзил древний символ, и пошло-поехало.
Интересно, почему не предан анафеме обычный топор..
и присвоили? Фигасе силачи.
Однако выпускники школ до сих пор не знают его конституционной расшифровки.
Добросовестные граждане России, оседлав лучший в мире конституционный принцип истины России образца 1993 года, вонзают поток моментов истины в раззявленную моментами лжи пасть черного дракона инфернальной шизофрении.
Кровавая война физически уничтожает сотни тысяч, а инфернальная война пожирает на духовном уровне сотни миллионов по всему миру.
Помогают только актуальные жизнеутверждающие моменты истины в русле выполнения требований лучшего в мире конституционного принципа истины России образца 1993 года, которым узаконено принципиальное знание абсолютного права человека на жизнь.
Впрочем, это всё на корочку у Вас записано. Вспомните, когда инфернальная шизофрения прижмёт на психосоматическом уровне.
А к примеру, если я не пью, не совсем, но особого желания нет, то по-вашему я какой-то алко-фоб, и латентный алкоголик? А почему же за столько лет так и не начал пить?
Комментарий удален модератором
Хотя по моему, хрен редьки не слаще. Кто там будет ковыряться, в какую сторону смотрят рога свастики.
А начет направлений и сторон. Так вчера был свидетелем такой сценки. Напротив меня в электричке сидели курсанты мореходки в форме. Один все с другим разговаривал, а потом что-то к третьему повернулся. и говорит, что у тебя расположение эмблем и знаков на рукавах перепутано. И дествительно, у них расположение их зеркальное. А оба то судя по знакам на третьем курсе. Как это парень три года отучился и никто на неправильные стороны не обратил внимания? то же самое и со свастиками.
на пару поколений как минимум
Сегодня Россию прессуют ещё и безбожной поправкой о Боге 2020 года, под которую радостно прогибаются потомки тех, кто проливал кровь в борьбе с фашизмом.
На фоне этого извращения негр-гомосек в роли Жанны Дарк - это цветочки.
Впрочем, Вы, видимо, не знаете и зачем человеку разум?
Свобода совести при разуме выполняет функцию активации миротворческого труда, без свободы совести разум - это как человек без головы.
Кастраты совести свободы - это инфернальные шизофреники.
----------------------------------------------------------------------
Ни то. ни другое...Свастика это символ большой зарплаты и зажиточности граждан...
На фоне безбожной поправки о Боге 2020 года со знаком обнуления Z и радикальным саботажем лучшего в мире конституционного принципа истины России образца 1993 года?!
Шестиконечная звезда - символ евреев. Пятиконечная символ социалистической России, а также серп и молот.
Почему же вы не возмущаетесь?