Новый президент Ирана призвал ликвидировать Израиль

На модерации Отложенный

Президент Ирана Хасан Роухани стал главным открытием июня 2013 года – изначально уступая своим соперникам по президентской гонке, он, тем не менее, выиграл выборы уже в первом туре, получив более 50% голосов. Своей победой Роухани во многом был обязан усталости иранцев от политики Ахмадинежада – в шорт-листе кандидатов в президенте он оказался единственным реформатором. После его триумфальной победы внимание мировой прессы оказалось приковано к Ирану в ожидании предстоящих реформ, обещанных новым президентом.

Реформы действительно последовали, правда, экономические, а не политические: в середине июля произошла крупномасштабная девальвация риала, направленная на борьбу с галопирующей инфляцией. Также Роухани пообещал проявлять большую открытость в отношении внешнего мира, чтобы, наконец, вывести Иран из международной изоляции. Инаугурации Роухани стали ждать с удвоенным любопытством.

Тем не менее, факты говорили о том, что отношение к Ирану в мире сложилось настороженное, если не сказать враждебное, и для того чтобы это изменить, требуются реальные действия, а не обещания реформ. В условиях отсутствия таких действий ситуация вокруг Ирана с приходом нового президента стала лишь ухудшаться.

Больше всех усилий к этому приложил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, призвавший мировое сообщество не расслабляться и усилить нажим на Иран, назвав Роухани "волком в овечьей шкуре". Администрация США, по всей видимости, также не питает особых иллюзий – в конце июля Конгресс одобрил расширенный список санкций, призванный сократить покупку иранской нефти.

Наконец, последним штрихом, возможно, даже более симптоматичным, стала отмена визита в Иран президента России Владимира Путина. Первоначально планировалось, что российский президент встретится со своим новоизбранным коллегой в морском порту Бендер-Энзели в рамках своего каспийского турне, однако иранская сторона стала настаивать на том, что встреча должна проходить в Тегеране. Впрочем, сами иранцы эту информацию опровергают, заявляя, что встреча Путина с Роухани пройдет, как и предполагалось, на сентябрьском саммите ШОС в Бишкеке.

Каким будет правление нового президента, пока загадывать бессмысленно, однако кое-что можно сказать уже сейчас. Например, судя по заявлению Роухани, которое он сделал 2 августа, с уходом Ахмадинежада антиизраильская риторика отнюдь не перестанет быть частью иранского внешнеполитического дискурса. "Сионистский режим – это рана, нанесенная мусульманскому миру, которая не заживает уже несколько десятилетий. От этой раны нужно избавиться", — заявил Роухани. В этом он фактически повторяет своего предшественника, называвшего Израиль "раковой опухолью, которую нужно удалить". Свое заявление избранный президент сделал на митинге под названием "День Иерусалима", который проводится каждый год в знак солидарности с палестинцами. В отношении недавно возобновившихся в Вашингтоне переговоров Роухани заявил, что, создавая видимость переговорного процесса с палестинцами, Израиль пытается показать себя в более выгодном свете, при этом продолжая свою агрессивную политику. Биниамин Нетаньяху уже прокомментировал слова Роухани, заявив, что тот показал свое истинное лицо еще до того, как стал президентом. Впрочем, судя по тому, как быстро это произошло, Роухани ничего особо и не скрывал.