«Война и мир». Докадровое и закадровое

На модерации Отложенный

Наталья Белюшина

   Экранизация Сергеем Бондарчуком «Войны и мира» была ответом на американскую версию. Возможно, поэтому фильм получился очень в плохом смысле советским (при всей моей любви к советскому кино); эпопейнейшая эпопея, в которой следование толстовской букве убивало толстовский дух. Впрочем, и букве следовали не вполне: Элен Курагина в фильме была блондинкой, многие молодые персонажи оказались в летах, масонство Безухова было вообще проигнорировано, — и так далее. Но радовали аутентичные княжна Марья и старый князь Болконский. 

На роли центральных персонажей пробовались множество актеров, о чем свидетельствуют оставшиеся фотопробы. На Наташу Ростову претендовали, в частности, Наталья Кустинская и Елена Санаева:

Пробы Ларисы Голубкиной и Людмилы Марченко:

Пробы Валентины Малявиной и Людмилы Гурченко (я бы очень хотела посмотреть на Гурченко в роли Наташи Ростовой, говорю без иронии):

На Болконского пробовались Эдуард Марцевич и Юрий Соломин:

Кирилл Лавров и Иннокентий Смоктуновский (Бондарчук хотел снимать Смоктуновского):

Никита Михалков на роль Пети Ростова был, говорят, даже утвержден, но он сам передумал после первого съемочного дня и дал дёру. Пробы были прекрасные:

А самое любопытное — что Пьера Безухова мог бы играть Андрон Кончаловский (это наверняка заведомо исключило бы Никиту, потому что родовые черты у них, прямо скажем, очень выраженные, а Пьер Безухов братом Пете Ростову, как известно, не приходился). Фотопробы Кончаловского:

В архиве журнала «Лайф» есть отличные кадры со съемок. Фотограф «Лайфа» посетил несколько съемочных прощадок «Мосфильма», оставив нам, например, великолепную цветную фотоверсию «Андрея Рублева». На «Войне и мире» его, похоже, захватила масштабность происходящего. И действительно, такого размаха советское кино еще не знало. Некоторые кадры с массовкой выглядят фотодокументами 1812 года.

Здесь справа в кадр попала кинотехника — намек, что это все-таки кино:

Это была гуща народной жизни.

А теперь — балы, театры, светская жизнь, мучения под софитами.

Немного послесъемочных производственных процессов. Запись оркестра:

Перезапись:

Монтажные. Вероятнее всего, монтируют именно «Войну и мир». Девушка в голубом справа — Елена Михайлова, монтажер, а рядом с ней стоит главный монтажер «Войны и мира» Татьяна Лихачева:

Так шумовики работают (запись шумов производится с помощью всяческих подручных средств, обыкновенных бытовых предметов и странных устройств):

Я идентифицировала композитора Вячеслава Овчинникова, имитирующего творческий процесс. Он был в тогда завален работой на «Мосфильме», у него там была даже собственная маленькая студия, к тому же он дирижировал на записях. Овчинников был одним из самых успешных композиторов СССР:Удивительное дело, но он писал музыку и к упомянутому «Андрею Рублеву», и к «Войне и миру», — двум фильмам одного периода, между которыми невероятных размеров пропасть. С другой стороны, в «Войне и мире» мог сняться Кончаловский, который на «Андрее Рублеве» был соавтором сценария; все так или иначе были связаны со всеми.