Церковный брак. Чем он отличается от обычного?
На модерации
Отложенный
Красивая традиция. «Приложение» к свадьбе. Гарантия крепости семейных уз. Это наиболее часто встречающиеся представления о Таинстве Венчания. А между тем есть и молодые, и зрелые семейные пары, живущие церковной жизнью, но откладывающие совершение этого Таинства иногда по многу лет. Что же действительно стоит за венчанием? Насколько допустимо для верующего человека жить в невенчанном браке?
Беседуа с главным редактором портала Богослов.ру, кандидатом богословия, настоятелем Пятницкого подворья Троице-Сергиевой Лавры протоиереем Павлом Великановым.
Как появилось венчание?
— Отец Павел, логично начать с главного вопроса: что такое Таинство Венчания, в чем его суть?
— Вопрос не такой простой, как может показаться. Потому что исторически это Таинство появилось достаточно поздно — в том оформленном виде, в каком мы его знаем. Никакого особого чина для благословения брака у ранних христиан не было: Церковь признавала законным тот брак, который совершался в рамках существовавшей в ту эпоху традиции. В первых христианских общинах благословение новобрачных совершалось самим фактом присутствия священника или епископа, главы церковной общины, на брачном пире.
— Разве не было благословения с возложением рук, как, к примеру, сейчас в протестантских общинах?
— Действительно, есть свидетельства о том, что возложением рук епископа освящался брак — это апокрифический памятник «Деяния Фомы», который был написан в Малой Азии в начале III в. Однако до IV века никакого специального чинопоследования не было. Только после Миланского эдикта Константина Великого (Документ 313 года, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской империи и положивший конец гонениям на христиан. — Ред.), когда начался процесс активного вхождения в Церковь людей, далеких от христианского образа жизни и не очень стремящихся становиться настоящими христианами, возникла необходимость осмыслить с точки зрения христианства брак как союз мужчины и женщины, благословленный Богом. Стало жизненно важным провести четкое различие между христианским пониманием семьи и теми представлениями, которые существовали в языческом мире.
— А какие представления существовали у язычников? В чем различие?
— Отличие заключается в том, что христианский брак не ограничивается перспективой земного бытия. Это не только благословленное общение между мужчиной и женщиной и продолжение человеческого рода, но прежде всего определенное духовное делание. Cупруги, пройдя через обычные для любого брака этапы, выходят на особую высоту единства духовного и душевного. И единство это сохраняется после их смерти.
Мы знаем большое количество святых супругов — это святые Петр и Феврония Муромские (8 июля празднуется их память. — Ред.), Кирилл и Мария (родители преподобного Сергия Радонежского. — Ред.), Иоаким и Анна, Адриан и Наталия...
В язычестве такого понимания, разумеется, не было. Оно могло возникнуть только на почве христианского представления о ближнем как главном камертоне отношения к Богу, из понимания необходимости жертвенного подвига как фундамента и первоосновы всего бытия вообще, а не только отношений между супругами.
Вот так, на фоне осмысления супружества, постепенно складывается чин церковного благословения брака. Только к XVII веку он был формализован в том виде, какой сейчас мы имеем в наших православных храмах. Вообще, венчание — единственное Таинство, в котором мы находим огромнейшее разнообразие форм! Некая сердцевина — молитва «Боже Святый» — присутствует уже в IV веке, а остальное могло варьироваться.
Фото Константина Тростникова
Венчание... в осуждение?
— Невенчанный брак считается неправильным, греховным?
— Нет. Глубоко неверно и опасно считать, что невенчанный брак является синонимом блуда. Законный брак — то есть не тайный, объявленный перед обществом и определенным образом юридически зарегистрированный — полностью признается Церковью. И это четко прописано в Социальной концепции Русской Православной Церкви.
— Если обычный брак не может считаться неправым перед Богом, зачем нужен еще и чин венчания?
— Дело в том, что, не имея церковного благословения, христианам будет непросто выстраивать свои супружеские отношения так, чтобы они явились для них лестницей в Царство Небесное. Точнее — чтобы в браке уже сейчас созидать Царство Небесное. А для этого Таинство и существует.
— В чем таинство? Что таинственного происходит?
— Таинство заключается в том, что призывается Божественная благодать на претворение естественных отношений между мужчиной и женщиной в духовные отношения. Это стремление преображает естественную тягу полов друг ко другу в ступеньку ко Христу — вот что происходит. Образно это прекрасно показано в евангельском рассказе о чуде, которое совершает Христос в Кане Галилейской: претворение воды в вино на свадьбе. К такому претворению предназначен любой брак: «вода» естественных человеческих отношений силой и действием благодати Святого Духа должна стать «вином», приобрести совершенно иное качество!
— А благословение — в чем оно заключается?
— Венчание — это еще и благословение на супружескую жизнь внутри самой христианской общины. Половое сожительство для супругов-христиан мыслимо только в рамках церковного благословения предстоятелем общины — епископом или же священником.
— Можно сказать, что это попытка заручиться помощью Божией на этом сложном пути?
— Отчасти да. В законном браке обе половины вступают в новую, ранее неизвестную, неизведанную для них реальность. И здесь требуется особая помощь Божия.
Но к этому нельзя подходить, как к сделке: мы Тебе — венчание, а Ты нам — гарантию «дома — полной чаши».
Венчание — это укрепление и благословение существующих отношений, но не построение их с нуля и тем более — не легализация формальных отношений друг друга «не переваривающих» людей.
Я выскажу свое мнение, которое, может быть, не будет согласным с мнением достаточно большого количества священнослужителей. Но я решительно против того, чтобы к Таинству Венчания приступали люди, не являющиеся достаточно воцерковленными.
Сегодня зачастую венчают всех подряд. Подобное отношение к браку нивелирует Таинство, превращает его в «магический костыль» для тех людей, которые, в общем-то, ходить еще не умеют. Но опыт показывает, что «магических костылей» не бывает.
Если люди не любят друг друга, если относятся друг к другу потребительски, если они, повенчавшись, не собираются ничего менять в своей жизни, становиться настоящими христианами — то это Таинство им будет не во спасение, а в еще большее осуждение. И их брак, скорее всего, развалится, а не укрепится.
— Почему?
— Потому что любое приближение Бога — это кризис: он обостряет, доводит до некоего предельного напряжения существующую ситуацию. Божественными предметами не шутят: они требуют к себе должного отношения. И если человек готов поступиться собой, своими интересами, вырваться ко Христу — кризис для него оказывается спасительным и полезным. Если он не готов, не хочет меняться, то это обнажение, обострение его истинного состояния только лишь ускоряет возможный распад семьи.
К Богу нельзя относиться пренебрежительно. А Церковь — это Его территория, место Его особого, исключительного присутствия. Поэтому венчаться «на всякий случай», «а вдруг сработает» — не стоит. И то огромное количество прошений о так называемом «церковном разводе», который имеется во всех епархиях, тому самое лучшее свидетельство...
Поэтому если речь о людях, заглядывающих в Церковь, не являющихся, по сути, христианами, для них форма законного брака — это вполне достаточно.
Готовы — не готовы
— Если это настолько серьезный шаг, стоит ли идти на него сразу? Некоторые пары откладывают венчание, не чувствуя себя достаточно готовыми к нему...
— Так бывает. Понимаете, этот процесс дозревания до венчания происходит параллельно с воцерковлением.
Я знаю супругов, которые являются верующими и церковными людьми, прожившими в браке около 50 лет, но которые в то же время еще не дозрели до того, чтобы прийти в храм и повенчаться. Между ними нет такого духовного родства, единства, чтобы совершать это Таинство — процесс еще не завершен. Таких примеров немало.
— Это скорее хорошо, чем плохо?
— Это плохо. Но если бы они повенчались и после этого в их жизни ничего бы не изменилось, это было бы еще хуже.
Мне, скорее, симпатична позиция тех нецерковных молодых людей, которые, сыграв свадьбу, не торопятся сразу же обвенчаться. Тут есть здравое зерно: это свидетельствует об ответственности. Такие супруги должны жить в законном браке, рожать детей, любить друг друга, потихоньку изменяться сами, воцерковляться и, когда дорастут до брака церковного, — венчаться.
Однако если люди уже достаточное время живут полноценной церковной жизнью, если каждый из них в своей мере познал Христа и живет Им, то для таких людей вступать в брак, минуя венчание, ненормально и более чем странно. Когда верующие, воцерковленные супруги по каким-то причинам не венчаются, это должно наводить на мысль: что-то здесь происходит неправильное.
— Почему? Если это «дозревание», то оно происходит у разных пар в разное время...
— Потому что для христианина брак, семья — это не просто «ячейка общества», и тем более не «институт законного пользования друг другом». Это живой пример того, как в полном единстве могут сосуществовать совершенно самостоятельные и отдельные личности. Семья представляет собой единство: все живут по закону любви и в то же время никто никого не подавляет, не поглощает, не вытесняет.
Можно провести аналогию со Святой Троицей: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой живут в полной любви, полном согласии и непрестанной самоотдаче друг другу, и в этом обретают абсолютную полноту бытия и то самое блаженство, к которому призываемся и мы все. И поэтому для Церкви брак — одно из фундаментальных понятий.
Отношения между Христом и Церковью самим же Господом отождествляются с брачными отношениями: Церковь называется Невестой Христовой. У апостола Павла, у всех святых отцов в той или иной мере присутствует эта брачная аллегория. И это говорит только о том, что нет в жизни человека более высоких, более способствующих спасению отношений, чем брак.
Можно смело сказать, что брак — это своего рода «трамплин» ко спасению. Но как с трамплином связаны различные риски, точно так же и с браком: не вступив на этот путь, ты не достигнешь определенных высот и никогда не узнаешь, что такое полет в свободном падении, но, вступив, ты должен понимать, что тебя ждут не только сияющие вершины, но и опасности переломать себе хребет.
— А могут ли супруги пойти на венчание как на сознательный шаг в сторону единства? Прося у Бога поддержки в этом?
— Да, это самый правильный подход. Если муж и жена имеют желание устраивать свою жизнь по-христиански, конечно, им лучше вступать в супружество через Таинство Венчания. Но это возможно только тогда, когда каждый из них понимает всю меру ответственности, которую он на себя берет. Ответственности не только в том, что они не имеют права развестись, что бы у них там ни происходило, но ответственность духовную. За тот образ жизни, который каждый из них по своим силам пытается осуществлять согласно евангельским заповедям.
— Получается, это Таинство — одновременно и начало чего-то качественно нового, и вершина некоего внутреннего процесса?
— В таком случае венчание — действительно и важное начало, и вершина, некое свидетельство того, что супруги действительно достигли какого-то духовного единства, в своих устремлениях к Богу их траектории перестали быть параллельными и стали стремиться к единству. В таком случае желание получить церковное благословение и освящение брака становится совершенно естественным и законным желанием.
Развенчание «развенчания»
— Многие говорят о «развенчании». Существует ли в реальности такой чин?
— «Развенчание» — вещь совершенно мифическая. Никакого чина снятия церковного благословения на брак не существует. Есть свидетельство Церкви, когда она, по своему снисхождению к человеку, не сумевшему вынести взятый на себя подвиг брака, дает ему благословение на второй брак.
— Насколько далеко заходит снисхождение Церкви? Допустимо ли венчаться во втором, в третьем и т. д. браке?
— Действительно, есть чин венчания второбрачных, который является скорее чином покаянным.
— Он самостоятельный, отдельный?
— Да, это самостоятельный чин для тех, кто вступает во второй брак. Но вот чина для троебрачных, конечно, уже не существует. В каких-то крайних случаях, при особых ситуациях может быть дано благословение на третий брак — но уже без венчания. И тут действительно должны быть какие-то совершенно исключительные случаи и достаточные основания для такого решения!
И, конечно же, никакой священник не возьмет на себя подобную ответственность: это целиком и полностью область архиерейской власти.
Естественно, нормой подобная ситуация никак быть не может. Здесь мы видим проявление икономии, крайней уступки Церкви, для того, чтобы дать человеку возможность причащаться, продолжать жить церковной жизнью.
— Это, по сути, благословение на брак без венчания?
— По сути дела, это просто благословение на причащение человека, который по своей немощи находится в третьем браке, и просьба к Богу о прощении его грехов.
Трудные вопросы: измена, второй брак, другая вера
— Если один из супругов неверующий, но из любви к своей «второй половинке» читает книги о христианстве, как-то готовится к венчанию — Таинство над такой парой совершить допустимо?
— Думаю, что да. И апостол Павел об этом говорит: неверующая жена освящается верующим мужем, и наоборот. Тот из супругов, кто ближе ко Христу, вполне может стать источником света для другого. И таких примеров огромное количество — когда любовь ко своей «второй половине» становится для человека самой главной в его жизни ступенькой ко Христу.
Мы знаем большое количество таких пар и за рубежом: когда иноверцы берут в жены русских девушек, например, и, понимая, как много значит христианство, Православная Церковь для любимой, постепенно втягиваются в стихию богослужебной жизни. Для меня это живой пример, поскольку только что вернулся из Англии и видел немало таких пар, где один из супругов открывал красоту христианства для другого.
— Православная Церковь допускает венчание православных с христианами других конфессий?
— Как ни парадоксально, да. Как об этом сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, венчание может совершаться между православными и католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога. Необходимым условием для такого венчания является совершение Таинства в Православной Церкви и воспитание детей в Православии. Святитель Филарет Московский неоднократно это допускал.Это удивительный факт!
И еще одно свидетельство того, что брак — явление, далеко выходящее за пределы лишь человеческих отношений. В свое время религиозный философ Василий Васильевич Розанов писал: «Связь пола с Богом большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом»...
Действительно, то, что является неотъемлемой стороной супружества, прежде всего затрагивает какие-то глубинные, духовные стороны в человеке. И я думаю, что Церковь неспроста так жестко выступает против любых форм близких отношений людей, кроме законного брака. Церковь, как чадолюбивая Мать, бесконечно ценит и трепетно охраняет то, что происходит в браке, и столь же решительно и бескомпромиссно относится к тому, что происходит вне его.
— Вы имеете в виду блуд, измену, сожительство?
— Да. Это очень сильно выхолащивает и портит важную часть человеческой природы, где и происходит встреча человека с Богом. Почему монашество, например, немыслимо без подвига целомудрия, подвига абсолютного воздержания от половой жизни? Почему оно изначально было связано с девством? Особенно всегда выделялись монахи и монахини, кто вообще не имел никакого опыта половой жизни — и именно такое монашество считалось настоящим, подлинным посвящением себя Богу.
Это очень тонкий, мистический момент обручения всего человека Христу. Можно даже сказать, что своего рода духовный «брак» с Творцом, который требует такой же полноты отдачи, какой требует и обычный брак от супругов.
В монашестве человек полностью вверяет себя Богу — Им живет, Им питается, Им радуется, Им вдохновляется. И тут не может быть никакого «двоеженства», раздвоения. Точно так же, как в супружестве: ничего помимо или вопреки своей второй половине в здоровом и счастливом браке быть не может.
Очень прискорбно, что к «хождениям на сторону» в светском обществе давно относятся терпимо. А об этом надо кричать во всеуслышание: любое сожительство, любое прелюбодеяние является огромной трагедией для всех его участников и для всей семьи, где живёт эта несчастная жертва страсти блуда. Более того, пока есть измена, блуд — ни о каком примирении с Богом и речи в принципе идти не может. Не потому, что церковные каноны такие жестокие, нелиберальные, «негуманные». А потому, что блуд — это глубокий надлом не только души, но даже и на физиологическом уровне.
Люди, которые становятся на этот путь, выжигают страстью блуда ту область своей души, которая для Бога бесконечно значима — ведь в ней они могли бы обрести примирение с Ним! И пока эта рана не заживет, с ней абсолютно ничего нельзя поделать.
— Речь не только об измене как таковой, но и о легком увлечении на стороне, о помыслах?
— В святоотеческой аскетике есть очень четкая градация помыслов — когда именно пришедшую человеку страстную, блудную мысль уже можно считать грехом. Сам Спаситель говорил: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28). Блуд овеществляет уже совершившееся в душе человека отпадение от верности своему супругу. Но начинается все — с мысли.
Вообще, мы многое не понимаем из того, что происходит в браке. И как бы ни были пространны исследования в области интимных отношений мужчины и женщины, до конца понять природу этих отношений мы не можем. Мы здесь выходим за пределы науки как таковой и переходим в измерение скорее духовное, нежели физиологическое.
— То есть можно сказать, что брак сам по себе является Таинством?
— Я, пожалуй, соглашусь. И интересно, что еще святитель Иоанн Златоуст в свое время писал: «Венцы полагаются на главах брачующихся в знамение победы, для того, чтобы показать, что они, непобедимые страстию до брака, таковыми приступают и к брачному ложу, т. е. в состоянии победителей похоти плотской».
Такое понимание венчания прямо противоположно тому, как оно иногда воспринимается сегодня, словно вынужденное церковное благословение на половое сожительство двух обуреваемых похотью людей, «узаконенный блуд» — чтобы совсем из Церкви не ушли. А святитель Иоанн Златоуст говорит: мы их венчаем потому, что они победили свою похоть, что ими движет уже любовь, которая оказывается гораздо выше и сильнее похоти.
И дальше ими, как христианами, должна прежде всего двигать любовь, а не вожделения. Ведь страстные движения когда-то всё равно уйдут — а вот сама любовь только укрепится и очистится. И здесь в качестве залога именно такого развития отношений выступает девство, полная физическая чистота обоих брачующихся.
Подготовка: практические моменты
— Существует мнение, что венчание — столь личное дело, которое происходит между двумя людьми и Богом, что присутствовать на нем должны только венчающаяся пара и священник...
— Я считаю, что нет ничего плохого в отсутствии свидетелей на венчании. В Англии или в Греции это Таинство является еще и одной из форм легализации брака — там религиозным конфессиям предоставлено право выдавать государственные свидетельства о совершении брака. У нас в стране такого нет: таинство происходит внутри церковной общины и не требует свидетелей того, что люди обещали друг другу — это их дело перед Богом.
Но именно с этим связано жесткое требование: мы венчаем людей только после заключения ими законного брака и официальной регистрации. За исключением крайних случаев, когда этот вопрос затруднен по каким-то объективным причинам, а не потому, что люди не хотят расписываться, а желают жить в свое удовольствие и при этом иметь и некие духовные преференции.
— Если родственники равнодушно или негативно относятся к Церкви, как лучше поступить: позвать их, дабы приобщить к Таинству, или нет?
— Это один из тех вопросов, которые допускают оба варианта ответа. Есть плюсы и в том, и в другом варианте. Действительно, часто люди желают, чтобы это Таинство было совершено над ними без свидетелей — это личный, интимный договор между ними и Богом. Сами супруги должны решить, как поступить, исходя из того, как для них будет удобнее и как им покажется целесообразнее.
— Какова роль родителей при венчании?
— И в римской, и в греческой, и в иудейской традициях важнейшим элементом бракосочетания был момент, когда отец невесты соединяет руки брачующихся — и передает ее руку в руку жениха. То есть родители передают своего ребенка в руки его «второй половины». Этот момент есть в древних чинах венчания, он сохранился в католицизме, но у нас он, к сожалению, оказался утрачен.
Однако отголосок его остался: когда священник перед началом чина обручения соединяет руки брачующихся, накрывая их епитрахилью, и, держа за руки, ведет жениха и невесту из притвора в храм, а также когда уже во время Таинства они все вместе трижды обходят аналой в центре храма. В остальном родители во время Таинства — лишь свидетели и сомолитвенники своим детям.
— Как самим супругам следует готовиться к венчанию?
— Для людей церковных подготовка к венчанию ничем не отличается от обычной подготовки к участию в таинствах. За исключением того, что они должны хорошенько подумать, готовы ли они взвалить на себя свою супругу или своего супруга со всеми его немощами, страстями, проблемами. Четко понимая, что не надо рассчитывать, что твоя «половинка» в браке станет гораздо лучше, нежели ты знаешь ее сейчас. И это определенное дерзновение, на которое человек отваживается перед Самим Богом! Человек должен ясно понимать, что он берет на себя.
Если он готов взвалить на себя другого, причем в самом худшем варианте, о котором он знает, — тогда можно надеяться, что этот брак состоится. А если он рассчитывает на то, что все недостатки супруга куда-то исчезнут, а всё, что в нем вдохновляет, радует, еще больше раскроется… то, скорее всего, все будет с точностью до наоборот.
— Жестко. Значит, надо быть реалистами? И робко надеяться, что вы оба будете становиться лучше?
— Надеяться робко — да, а вот рассчитывать нельзя. Почему в сознании христианина брак и монашество — это практически тождественные вещи? И там, и там человек приносит себя в жертву другому. И нет никаких гарантий, что эта жертва будет принята, понята, оценена. Все счастливые браки проходили очень сложный, тяжелый, болезненный путь «перемалывания» обоих супругов, притирки их друг ко другу. И это всегда связано с максимальным умалением своих собственных интересов, себя самого, своих пожеланий, своих представлений о том, что должно быть в браке. Это процесс «врастания» друг в друга.
Притом, что это «врастание» очень разных на всех уровнях организмов. Гилберту Честертону принадлежит изречение, ставшее афоризмом: по мужским стандартам любая женщина — сумасшедшая, по женским стандартам любой мужчина — чудовище; мужчина и женщина психологически несовместимы. И это прекрасно! Потому что таким образом они становятся один для другого объектом христианского делания, заимствуют друг у друга недостающие им качества и делятся лучшим, что есть в них самих.
Апостол Павел писал: Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка (2 Кор 8:14). И в такой постоянной взаимоотдаче и взаимопроникновении и выстраивается целостный организм христианской семьи, который действительно имеет право продолжаться и после того, как исчезает, отпадает, становится ненужным все, что связано с физиологией.
Мы знаем, что в Царстве Небесном нет брака как соединения полов, а вот единство — остается... Оказавшись за гробом без тела, супруги все равно сохраняют свое единство! Но до этого еще надо дорасти. Многие ли дорастают? Это вопрос.
Обязательно ли причащаться перед венчанием?
Это не является строго обязательным, однако для верующего человека естественно перед важнейшими событиями своей жизни исповедоваться и причащаться Христу. И в Древней Церкви причащение было одной из важных частей венчания.
Некоторые слова, сохранившиеся в древних чинах венчания (например, возглас: «Преждеосвященная Святая святым»), свидетельствует о том, что в ранней Церкви после причащения всех членов церковной общины Святые Дары оставлялись, чтобы причастить ими новобрачных во время их венчания.
Что такое «венчальная Литургия»?
Это Литургия, как правило, совершаемая архиереем, в чинопоследование которой включен чин венчания. Она совершается, к примеру, в балканских и греческих церквях. Сейчас венчальные Литургии появляются и в России. Однако это скорее нововведение: никаких свидетельств, что это имело исторические прецеденты раньше, нет.
Если у людей разные духовники, как им выбрать священника, который будет их венчать? Возможно соборное венчание, когда Таинство совершают сразу несколько священников. И это частая практика. В среде духовенства по-другому почти не бывает.
Сколько стоит участие в Таинстве?
Никакое Таинство нельзя оценивать, и никакой цены у венчания быть не может. Однако после совершения треб (то есть богослужений по просьбе мирян) принято жертвовать на храм, по силам и совести человека.
При этом нужно понимать, что венчание — наиболее «ресурсоёмкое» Таинство: здесь, как правило, необходим как минимум квартет певчих, а то и целый хор, — которым, естественно, необходимо оплатить труды. Лучше всего спросить у служащих церкви, каким образом совершаются пожертвования. На некоторых приходах вам могут указать их ориентировочный размер, однако уплата определенной суммы ни в коем случае не может быть необходимым условием совершения Таинства…
Автор: ПОСАШКО Валерия
Комментарии
Какая церковь??? Христианская???????????!!!!!!
Вы не попутали, сударь?????????
Вы какую именно Церковь имеете ввиду? То, что не христианскую, это понятно...
Иудаизм тоже не катит...
Вы уж поясните мне, какую человеческую религиозную организацию Вы имеете ввиду?
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
(Евр.10:11,12)
И плутаете вы, а не я.
=Современный иудаизм начал свое рождение с первого года по Р.Х.=
Даже не смешно...(((
Это высказывание за гранью маразма...
Да и привязывать учение Христа к списку еврейских народных сказок тоже не совсем правильно...
Константинопольская
Александрийская
Антиохийская
Иерусалимская
Грузинская
Сербская
Румынская
Болгарская
Кипрская
Элладская
Албанская
Польская
Чехо-Словацкая
Американская
Синайская
Японская
Китайская
Рекомендую ознакомится со списком: http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-pravosl.html
Рекомендую глубже ознакомится с темой, что бы безграмотностью народ не смешить.
Остальные к РПЦ МП относятся так же...)))
РПЦ МП спасает только статус пригосударственной организации с государственным финансированием.
Короче, очередная склока крыс в бочке за кусок мяса....
Ни кто ни кому не подчиняется среди Поместных Церквей. Когда речь идет о главенстве, то это не о управление (кто начальник), а лишь о том кто старше.
Вера без Бога быть не может, а вот Вера в Бога без Церкви быть может.
Церковь - это всего лишь организация людей и не более того.
И не должно веру в Бога подменять верой в Церковь, а истину догмами...
Истина - это слова и учение Иисуса Христа, всё остальное вторично и малосмысленно...
А как должно быть, я знаю не менее тех людей, которые писали свои мнения...
И Библия не утверждает, что вне Церкви нет спасения. Это уже попы утверждают...
Да и насчет язычества уж не православным конфессиям рассуждать то....)))))))))))))
Идет речь о соблюдение заповедей, то есть действии.!!!!!!! Ведь бесы тоже осознают, но ни чего ни делают.((((
О Церкви (Храме) говориться и в Ветхом Завете и Новом Завете.
Конечно для попов форма важнее сути, поскольку соблюдение формальностей легче контролировать, чем мысли и намерения...)))
Я ещё раз повторюсь: Вера - это осознание Бога, а не соблюдение свода правил поведения.
Хотя одно другому не мешает.
Когда о Вере говорят начетчики с пустыми глазами, мозолью на лбу, готовые по первой указке "пастыря" хватать факел и идти сжигать "неверных".... вот это действительно СТРАШНО!!!
Вы же сами знаете, что в России трактовка законов чиновниками порой меняет в корне суть самих законов.
То же самое относится и к Слову Божьему....
Люди, увы, крайне сильно привносят свои суждения и личностные отношения в то, что они проповедают.
"9Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; 10будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; 11в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; 12утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; 13в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве."
Как раз в тему нашего разговора.
Если бы служители Церкви в смысл своего служения положили ЭТИ мысли, то я искренне был бы с Церковью.
Забавное утверждение у Вас...)))
Комментарий удален модератором
Тогда как Церковь - это организация.
Важно, что "верую....в церковь..."
Что, по моему мнению, является безбожием и кощунством.
Веровать можно только и единственно в Бога!!!
Ну Бог-Отец и Бог-Сын - понятно хоть логически, для пастухов так доходчивее выглядит пришествие Христа.
А Святой Дух для запудривания мозгов?
Он ведь не Бог, а так.... на посылках...
Ну что Вы.....))))
Жизнь всех людей - это дело Бога.
Вы считаете, что понты какой нибудь малочисленной секты для Бога хоть что то значат?
Жизнь людей изначально предопределена обществом, социальным и территориальным положением и ещё массой факторов.
Хотя выбор безусловно есть. Но он требует не только свободы, но и силы воли.
И безусловно правильно Вы говорите, что Бог прежде всего определяет законы бытия, но не правила.
Правила определяет уже социум, общество...
Человек существо изначально социальное, стайное, стадное.... и в силу своей натуры склонен собираться в группы людей, объединенных общими интересами.
Просто все организации людей корыстны по сути своей.
Человек слаб душой и алчен телом...)))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Просто маркетинг.
С моей душой, уверяю вас, все в полном порядке.
Комментарий удален модератором
Отвечу за себя. Меня не интересует дата моей смерти, и мне не важно что будет после смерти (я смирился с тем, что я "гость" и "созерцатель" на этой планете) - тем более я не могу на это повлиять. Зачем мне это волшебство - вернуть себя в другой день..? Для чего? Вас не удивляет то что вы вообще живете? И зачем, и почему? - это намного интереснее. Конечно, удивляет, просто вы выбираете самое простое объяснение - Бога (персонифицированного). По сути, он ничем не отличается от Посейдона или Зевса. Способность выбирать должна быть всегда, даже когда выбора как такового и нет. Вы боитесь, поэтому верите в то что будете жить вечно (в раю, или ещё где), и вас пугает пустота и ощущение тотальной бессмысленности. Религия вас успокаивает. Но я вас уверяю, когда смиряешься с этим хаосом и бесконечными вопросами, которые всегда останутся без ответов - то уже ничего не страшно. Жизнью надо наслаждаться, она очень короткая.
Дело в том что у христиан есть дерзновение в вечную жизнь, так как мы уже в этой жизни получаем помощь. Ну а у других есть свобода выбора жить или умереть. Действительно мы рождены свободными. Но когда увидите темноту и пустоту, куда от неё спасетесь, когда она будет дольше чем вечность.
Из вас черепаха не выходила?
Вы не подумайте что я издеваюсь, просто были случаи когда из верующих людей выходят черепахи и бетмены, наверняка вы видели эти записи в интернете. Вопрос следующий: вы считаете этих людей здоровыми?
Но как метафора - это можно назвать и адом, правда к Богу это отношение вряд ли имеет.
Кстати, под землёй находятся грунтовые воды, магма и вообще там ядро Земли А на небе облака всякие, а дальше космос... Вроде всё как-то так.
Труд - это замечательно. Но вот про "все блага которые мы даже себе представить не можем" ну не понимаю я как это.
А насчет, как то там. Ученые давно установили что и материя и время понятия относительные и не вечные. Так что описать Царствие Небесное нашими словами практически не возможно, Его можно только почувствовать и есть несколько описаний в нашем христианском предание. Вы их можете свободно найти в интернете. Нам легче описать ад, так как мы по своему состоянию ближе к нему чем к Царствию Небесному.
Откровение для понимания очень сложно, так написано как аллегория, и для её усвоения нужно очень хорошо знать традиции и смысловую нагрузку многих сравнений, которые вкладывали еще 2000 лет назад. Мы же сейчас пытаемся читать согласно современным представлениям и расшибаемся. Так что вначале изучите православное предание, а там уж может и Откровение. Единственное, что без веры в Иисуса Христа разобраться так же не возможно. http://www.lopbible.narod.ru/
Например, мои родители верующие и прекрасно знают, что я не верю. Но мы взаимно уважаем выбор друг друга.
А ценности, на которых построена цивилизация, общечеловеческие. И не надо плагиата.
Общечеловечные говорите. Например в исламе нет, Возлюби ближнего своего как самого себя и как следствие женщины лишены многих прав. В буддизме нет идентичности пола ( для примера возьмите Таиланд ), но мы себя делим на мужчин и женщин.И как следствие не изменяем пол (пока еще). Существовали и каннибалы, и масса других цивилизаций с другими ценностями. Какие ценности и на основание чего, вы считаете общечеловечными.
Потом я не беру каннибалов. Чем было плохо древнее славянское язычество? Ценности - семья, дети, труд, любовь и т.д. Одно различие с христианством, что в первом люди - дети и внуки богов, а во втором случае бог - господин, которого все должны бояться и любить (кстати, 2 совершенно противоположных чувства).
Да и потом снова к каннибалам вернусь. Читая библию, я нашла эту книгу весьма запугивающей, а бога - очень кровожадным. Чуть что не так - потоп, сера, соляные столбы. А уж сколько детей и младенцев убито - вообще не подсчитать.
Современные ценности были заложены в Византийской Империи. И они называются пока общечеловеческими.
Вообще, моё мнение, что религия нужна, чтобы быдло держать в узде. А человек с мозгами и порядочностью сам знает что хорошо, а что плохо.
Что такое порядочность ( не вор, не убийца но может ненавидеть людей). На основе каких ценностей вы утверждаете порядочность.
Труд заключается в работе над собой.
А то, что сейчас происходит в Европе - результат глобализации. Кстати, Европа вроде как христианская. С соответствующими ценностями.
Европа давно уже не христианская, это вы можете увидеть по изменению понимания семьи (однополые браки), хотя это не единственное (просто всплывает верхушка айсберга).
А так, евреи -название одного из семитсих племён. Не надо путать с иудеями (иссекающе уд делатели).
Если нет или не поняли, то поясню. 5/6 ответа про Пресвятую Троицу он рассказывает про еврейского племенного Б-га Иегову, который принимается в христианстве как Б-г Отец и самом конце без перехода и расшифровки поминает уже Пресвятую Троицу. Но, по документам Пресвятую Троицу придумали люди и закрепили это на вселенском соборе. Чтоб было понятнее, вопрос: существовал ли Исус Христос (Иешуа Мошиах) до Иеговы? Если нет, то какой он Бог?
По Ведам, Творец (Род Породитель) создал Miры проявив Себя, т.е. в каждой галактике, солнце, планете...кванте поля присутствует Творец, с Его любовью, заботой и коном управления. По Библии же Б-г создал Miр из ничего и находится отдельно от этого Miра. Это колоссальное различие и из этого вытекает ряд очень важных следствий, в частности понятия Добра-Зла.
Теперь верят ли они в Бога. В Иисуса Христа они не верят, рождение Мессии было предсказано за долго его рождения. Причем с точностью до дня. Однако они его не признали.
Так что ни с какой точки зрения современные иудеев нельзя назвать последователями библейский евреев. Это новая религия развивающаяся на своих принципах отсюда и их античеловечность.
Только не говорите, что у Б-га всё возможно......
Может хватит уже людей дурить и обманывать?
Как красиво и благородно умеют умные священники объяснять церковные понятия.
Только вот почему-то не верится. Потому что тут же "муж для жены является богом", "смирение", "подчинение" и т.п. И как это сочетается с сомастоятельными личностями, живущими в любви и не подавляющими друг друга?
Это правило где прописано???
Поскольку истинной Церкви не должно быть дел до светской жизни...
А до советской власти, получается блудил русский народ по черному.... ))))))))
Причем массово, целым государством... Российской Империей....)))))))))))))))))))))
Или понятиям?))))
В том то и дело, что "загсов" не было....
Я ещё раз предлагаю не смешивать в одну кучу светские и религиозные ритуалы.
Суп отдельно - мухи отдельно...
И за словами следите, не провоцируйте на встречные реплики.
Я заметил, что "воцерковлённые" всегда скатываются на переход на личности и оскорбления....
Ну это и понятно, что от недостатка аргументов и возможностей для их осмысливания, оскорбления всегда являются единственным выходом.
РПЦ, конечно, к государству никаким боком не относится. Я уже писала, что справку из ЗАГСа просят, чтобы не потакать блуду. Привожу пример: Вы женаты, у Вас трое детей. Завели роман с соседкой. В порыве романтических чувств решили обвенчаться. Так вот: Ваши отношения с соседкой для церкви являются смертным грехом, и обвенчав Вас получается, что церковь потворствует этому греху. Конечно, если люди являются прихожанами и священник их хорошо знает то свидетельство о браке ему не нужно. Но, у посторонних вынуждены просить.
Но считаю, что религиозные организации не должны смешивать свои ритуалы с положениями и законами государства.
Это ж персонаж моего любимого анекдота :
- Да какая ж ты мышь ?!
-...да (ик!) никакая...
)))
http://maxpark.com/community/2962/content/2091877#share
P.S. Эххх, заблокировали меня там. Даже негде покуражиться:))))))
Тем что разводить будут попы....
И на бабло и при разбегании супругов в стороны...)))
Что то как то это лицимерием попахивает. В реальности это просто бизнес, который пытаются выдать за Божье дело.
"Остерегайтесь закваски фарисеев, то есть лицемерия.
(Лук.12:1)
Вот вы говорите что "народ нахальный пошел - хочет все нахаляву"
. Вот это и есть ваша паства, не так ли?
И снова он вышел к морю, и весь народ шёл к нему, и он УЧИЛ их.
(Мар.2:13)
Учил, а не совершал венчания, евхаристии, отпевания, литургии и так далее....
Когда "истинно верующий" приходит в храм, о чем он молится? Чего он хочет? Наверное, не смерти и ада, а жизни и рая, благодати. Он верит в Бога, и Бог ему за это дает "по справедливости", правильно? Это ли не потребительское отношение к Богу?
А если экономить на часах, машинах, золоте, виллах и прочих "мирских бренностях" для "скромных служителей церкви" можно все "таинства" бесплатно проводить , да ещё и на ценные подарки останется.
А всё остальное от лукавого. Но так не будет конечно, так как сегодня у церкви не те цели.
Комментарий удален модератором
" Важность и значение этих правил во вселенской Церкви на все времена утвердил Трулльский собор (691) вторым своим правилом, провозгласив, "чтобы отныне... тверды и ненарушимы пребывали принятые и утвержденный жившими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданные именем святых и славных Апостолов восемдесятпять правил" (και παραδоθέντας ήμιν оνόματι των αγίων και ενδόξων Απоστόλων)." Священник обязан соблюдать эти правила.
. Всякого иного плода начатки да посылются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю. Разумеется же, что и епископ и пресвитеры разделят [их] с диаконом и прочими причетниками.
(Апостол0:7)
Какой алтарь в 1 веке? Тогда христиане собирались по домам, храмыи алтари у них появились тольк в 4 веке.
(Апостол0:10)
В то время большинство христиан были как раз иудеями, и вплоть до разрушения Иерусалима пасху если и праздновали, то именно с Иудеями. А вообще, если говорить более чётко, то христиане пасху вообще не справляли, так как смерть Христа отменила её надобность:
Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
(1Кор.5:7)
Позже, спустя столетия, церковь вообще исказила смысл этого праздника и совместила его с воскресением Христа, хотя Христос в Пасху умер, а не воскрес. Тут можно подробнее почитать об этом http://teonote.ru/zhizn-i-smert/
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
-----------------
Как будто вы это слышали.
Богов создали люди по своему подобию.
Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. Поднимите глаза ваши на высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. (Ис.40:25,26)
Читайте Библию, господа, и не детскую конечно...
Семья это своеобразная мастерская, где происходит воспитание личности человека. Там формируются ценности, традиции и привычки, запросы и интересы.
По последним социологическим опросам 95 % населения Украины против принятия закона о ювенальной юстиции. А ведь многие европейские страны уже приняли такой закон. По мнению политиков, мощно лоббирующих введение такого законопроекта, традиционная семья, в которой ребёнок рождается, получает воспитание, становится личностью, может быть упразднена.
После многих советских лет безверия, люди смогли свободно ходить в церковь по их религиозной принадлежности, крестить детей, венчаться. Венчание- очень ответственный шаг, нужно быть глубоко верующим человеком и очень любить свою вторую половинку, чтобы "и в радости, и в горе" оставаться вместе.
Жаль, что в профиле нет такого пункта среди навязанного перечня: "Верую в Бога, но не в Церковь"
Ради Бога, пусть делают выбор. Я просто не совсем понимаю, как ритуалы сами по себе могут помочь людям создать крепкую семью... это же самовнушение чистой воды. Ведь все дело в человеке, и только в нём.
Церковь не учит, а если и учит, то не тому чаще всего. Многое в церкви, тоже венчание, никакого отношение к христианству не имеет, так как в первые христиане так не делали и Библия этому не учит.
Комментарий удален модератором
-----------------------
А чем в советское время семья была хуже, чем теперь православная?
Также любили, также рожали и воспитывали детей, не хуже нынешних, а может быть даже лучше.
И чем вообще человек крещёный, теперь лучше человека некрещёного?
Тема этого поста Жени " Церковный брак". Именно в нынешнее время так важно уберечь молодое поколение, когда нет ни пионерской, ни комсомольской организаций (имею в виду положительные стороны существования таких структур как воспитательных ). Поэтому, если люди изъявляют желание венчаться в церкви- совет да любовь!
"...Все счастливые браки проходили очень сложный, тяжелый, болезненный путь «перемалывания» обоих супругов, притирки их друг ко другу. И это всегда связано с максимальным умалением своих собственных интересов, себя самого, своих пожеланий, своих представлений о том, что должно быть в браке. Это процесс «врастания» друг в друга..."
Был такой человек - Эрих Фромм - философ, социолог, психолог - так он говорил примерно то же самое. Только опирался не на авторитет Бога, а на авторитет разума.
Если я, безбожник, живу счастливо в браке, с самопожертвованием, с усмирением Эго и проч. проч., и вы - верующий - живете точно также, то в чем между нами разница?
Допустим мы оба усмиряем эго, жертвуем собой, но отличается цель, ради которой мы это делаем. Вы это можете делать ради семьи, супруги, детей, мы же это делаем ради Бога. И если рассмотреть крайний пример: при многократной жертве собой, своими интересами, здоровьем ради супруги, она это всё ни во что не будет ставить и будет пользоваться этим, вытирать ноги и т.п., то в Вашем случае вполне разумным будет уйти от такой супруги, потому что цель, ради которой осуществляется жертва не достигается. В моём случае, можно будет только благодарить Бога за то, что посылает возможность духовного роста и возделывания долготерпения, молиться за такую супругу, чтобы она образумилась. Речи о том, чтобы бросить её и быть не может, т.к. цель брака будет достигаться через страдания от неё. Такие случаи описаны и супруги рано или поздно обретают мир в Боге.
Оказание ритуальных услуг на возмездной основе.
Вот только торговать в Храме Христос не дозволял!!!
Аскетизм и предельная честность возродят русское православие!!!
Отсеют зерна от жирных плевел...)))
Любящий серебро не насытится серебром, и любящий богатство - прибылью. Это тоже суета.
(Еккл.5:10)
Раньше на Руси были девицы весты и невесты.
Веста -подготовленная к продолжению и защите Рода девушка, прошедшая все посвящения и испытания.
Невеста -порченная или порочная или не прошедшая испытания девка. Она так и называлась не веста.
Так вот, венчание с вестой -свадьба (от слова сва -небесное). Начало сожительства с невестой -брак.
Плодом свадьбы было ДИТЯ -продолжение Рода. Плодом сожительства был (р)ебёнок -выбраковка от Рода (выродок).
Комментарий удален модератором
---------------------------------
Эта лестница часто ведёт не в Царство Небесное, а в Ад.
Вообще весь этот религиозный антураж не более чем ДЕТСКИЕ ИГРЫ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ.
Мои дочери и многие мои знакомые живут в гражданском браке вообще без какой-либо регистрации.
Покажите своё лицо и назовите своё имя. Чего вы боитесь?