Спецоперация по ликвидации РАН: кому и зачем это надо?

На модерации Отложенный

Все российское научное сообщество шокировано известием о молниеносной реформе РАН, которая готовилась в глубокой тайне от общественности и специалистов. Все ученые признают, что дела в РАН обстоят далеко не благополучно, проблемы имеются и реформы необходимы. Но для достижения целей реформы необходимо тщательно разобраться в причинах и найти эффективные пути решения проблем.

Одной из главных причин депрессивного состояния российской науки (и не только РАН) является ее невостребованность. Я работаю в ИПУ РАН с1988 г. и помню, как много у нас было заказов от промышленности на НИОКР, как часто наш директор и ведущие ученые участвовали в совещаниях в отраслевых министерствах, в Совмине, ЦК КПСС и т.д. Мы выполняли крупный госзаказ по разработке систем управления и безопасности АЭС, другие крупные проекты. Все это наполняло ученых сознанием своей нужности обществу, значимости, двигало вперед науку, приносило хороший заработок. Быть ученым, особенно РАН, было престижно.

Но начались рыночные реформы и ситуация резко изменилась. Российская экономика перестроилась на сырьевую модель, началась деградация промышленности, особенно высокотехнологичных отраслей. Практически исчезли заказы на НИОКР, исчезли и заказы со стороны органов власти на разработку и экспертизу планов реформ, крупных экономических проектов и т.д. Наука оказалась никому не нужна. А при отсутствии выхода в практику и теория тоже начинает стагнировать. Потеряли мы и в заработке. Чувствуя свою невостребованность, многие ученые стали уходить в бизнес, уезжать за рубеж. В то же время в РАН имеется немало качественных научных разработок, в том числе в области важных народно-хозяйственных проблем. Мы пытаемся их внедрить, стучимся во все двери, но получаем в основном отказы и отписки.

Одновременно в последние годы наметилась очень тревожная тенденция – создание “параллельной” науки. Как грибы после дождя стали появляться различные институты, экспертные фонды, исследовательские центры и т.д. со сложными и малопонятными названиями, состоящие из людей, не имеющих ни званий, ни научных степеней, и вообще никакого отношения к подлинной науке. И правительство РФ в своей деятельности все чаще ориентируется на эти псевдонаучные организации, видимо, потому, что они говорят то, что правительство хочет услышать. В отличие от настоящих ученых. Понятно, что при этом правительство рискует вступить на путь заблуждений и ошибок, которые дорого обойдутся стране и обществу.

Упрекают РАН в слишком возрастном составе, отсутствии молодежи. Но возраст и опыт – это не помеха для научной деятельности. Да, молодежь не хочет идти в науку, но вины РАН в этом нет. Наука – это сложно, надо учиться, думать, работать, нынешнее поколение молодых людей на это не способно. В нашем институте есть молодые сотрудники. Я их вижу в буфете, спортзале, на институтских вечеринках. Но не вижу их в научной библиотеке, на семинарах, конференциях и т.д. И дело здесь даже не в зарплате, они понимают, что наука в современной России никому не нужна. А способов заработать на красивую жизнь сейчас предостаточно.

Одна из главных претензий к РАН – это ее собственность. Кому-то не дают покоя престижные участки в центре Москвы и на Ленинском проспекте, кто-то хочет ликвидировать находящиеся там институты РАН и построить там элитное жилье, торгово-развлекательные комплексы, офисы и т.д. Справедливости ради надо признать, что имущества у академии много и управляется оно не всегда должным образом. Однако собственность служит ученым и злоупотреблений в пользу тех или иных руководителей РАН не много. Например, наш институт в начале 1990-х продал часть своей территории (около2 га), эти деньги позволили сохранить сотрудников в лихие годы, когда зарплату наука практически не получала (кстати, на этом месте выстроили высотный офисный центр).

Лишить академию собственности, чтобы не мешать ей всецело “отдаться” науке, очевидно, совершенно бредовая идея, точнее, сознательная акция, направленная на ликвидацию РАН вообще. Это понятно всем. Конечно, РАН должна отдать часть, может быть даже 30-40%, своей собственности, особенно которая не очень нужна в данное время, в первую очередь помпезное здание Президиума РАН на Ленинском проспекте. Но здания институтов и прилегающие земельные участки должны оставаться в ее собственности. Почему в стране, взявшей курс на приватизацию, на создание частной собственности, на создание самостоятельных, независимых игроков как в бизнесе, так и в других сферах (например, церкви вернули ее земли и храмы), в отношении РАН ведут себя совершенно противоположным образом?

Что поражает всех ученых, познакомившихся с планами реформирования РАН – это вопиющее несоответствие целей реформы (повышение эффективности работы академии) и способов ее достижения. Ребенку ясно, что объединение трех академий в одну суперструктуру и лишение их собственности ничего общего с повышением эффективности не имеет. А зачем повышают академикам зарплату в 2 раза, если они плохо работают? Чтобы заткнулись и не вякали?

Тайная подготовка “реформы”, молниеносная атака, грамотный выбор места и времени (середина лета, отпуска), очевидное несоответствие предлагаемых мер декларируемым целям – все говорит за то, что это тщательно спланированная и подготовленная спецоперация по ликвидации РАН.

Кому и чем насолили так сильно академики? Тем, что говорят не то, что хочет слышать правительство и т.н. “реформаторы”? Что пытаются противодействовать разрушительным реформам и модернизациям? Почему правительство, призванное созидать, действует разрушительным образом? Тогда возникает вопрос: в чьих интересах действует правительство? Очевидно, что не в интересах России. Но тогда зачем нам такое правительство?

Кто те люди, которые разрабатывают проекты таких реформ, и каким интеллектуальным и научным багажом они обладают? Недоучившиеся студенты-троечники, бывшие фарцовщики и спекулянты, на мутной волне “реформ” выскочившие неведомыми путями в правительственные структуры? Очевидно, за ними стоят гораздо более серьезные силы, имеющие целью разрушение страны.