Дело Гайдукова: полный провал КГБ
Итак, «шпионская эпопея» оператора Новополоцкого завода «Нафтан» Андрея Гайдукова, как мы и предполагали, закончилось полным провалом КГБ. Андрей Гайдуков все же был осужден на полтора года лишения свободы в колонии общего режима. Но здесь есть несколько «но».
Начнем с того, что первоначально Гайдукову инкриминировалась статья 356 УК «измена государству». В итоге в закрытом судебном заседании она была переквалифицирована на статью 356-1 УК. В ней об измене государству уже речи не идет.
Статья, по которой осудили Гайдукова, достаточно свежая - она внесена в Уголовный кодекс 8 ноября 2011 года. Дословно она звучит так: «Установление гражданином Республики Беларусь сотрудничества на конфиденциальной основе со специальной службой, органом безопасности или разведывательным органом иностранного государства при отсутствии признаков измены государству - наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до двух лет».
То есть, Гайдуков не шпионил в пользу кого либо.
Второй момент: Гайдуков осужден с добавлением статьи 14 УК «Покушение на преступление». Таким образом, нельзя считать, что он вообще установил какие-то интимные связи с иностранной разведкой. Он просто покусился на установление таких связей. Каким образом покусился, мы не знаем – суд был закрытый.
Ну, кто из нас, по крайней мере, мальчиков, в детстве не мечтал быть шпионом? Кто не примерял на себя костюм Джеймса Бонда или Штирлица? Так вот, теперь этого делать не надо. Джеймс Бонд и Штирлиц – агенты иностранных разведок, и только за знакомство с ними можно получить полтора года колонии: покусились на установление сотрудничества со спецслужбой иностранного государства ведь.
Фактически, человека можно посадить за дружбу с работником, например, ФСБ России или СБУ Украины. Познакомился в поезде с таким человеком – все, обвинение гарантировано. Даже если ты не выбалтываешь какой-то тайны: ведь «при отсутствии признаков измены государства» же.
Бывший контрразведчик Сергей Анисько сказал, что ему «обидно, неудобно и противно» за такие действия коллег. «Против Беларуси, как и против каждой страны, работает агентура. Разве у нас нет нормальных шпионов? Есть. Но раз вы не умеете их ловить, не надо сваливать все на бедного парня», - сказал Анисько.
По его мнению, дело Гайдукова – это полный провал КГБ. «Я считаю, что с этим делом конкретно вляпались те, кто его задерживал, и кто это дело вел. Ведь, когда его арестовали, нам обещали: «Вы потом посмотрите на это дело, вы будете удивлены и поражены!» Мы действительно удивлены и поражены. Особенно статьей 356-1, примененной к Гайдукову. Эта статья – какое-то ноу-хау белорусских спецслужб. Уникальная вообще статья: по ней можно пересадить половину «третьего сектора», половину участников общественных и политических организаций. Да любого, кто встретился с иностранцем», - говорит Анисько.
Известный юрист Гарри Погоняйло в разговоре отметил, что правозащитники обращали внимание на эту статью еще в стадии ее разработки и внесения на голосование в парламент. «Формулировки этой статьи некорректны, неконкретны, расплывчаты. Они не привязаны к каким-то действиям и формам, не оговариваются, какого рода контакты могут быть признаны противоречащими УК. Статья дает возможность для ее широкой трактовки по своему усмотрению», - говорит Погоняйло.
В любом случае, как сказал Олег Волчек, сейчас должна пройти конкретная «разборка» в КГБ. «Сейчас КГБ должен разбираться, кто задерживал Гайдукова, почему задержание было проведено так, что его невозможно стало обвинить в измене государству, как следствие велось таким образом, что обвинение развалилось, и почему суд переквалифицировал обвинение, почему его девять месяцев обвиняли в одном, а вынуждены были отказаться от этого обвинения, и так далее. Виновные за провал дела Гайдукова должны понести ответственность», - считает Волчек.
А то, что это провал КГБ – сомневаться не приходится.
Сергей Веселкин,
Комментарии
Врагов сегодня пруд пруди,
не тыщи их, но миллионы -
а потому, товарищ, бди,
чтобы не влиться в их колонны!
Вот Гайдуков, чудак, не бдел,
ходил по всяким умным клубам,
так через них и залетел -
хотел продаться душегубам.
В момент закладки тайника,
лисичьей хватке не обучен,
любой из нас, наверняка,
сегодня может быть прижучен.
Несешь зарплату ты домой,
заначку сделав неумело -
не иностранный ли связной
тебя подбил на это дело?
Чекушку прячешь от жены
среди пылящихся картонок -
разведотряд какой страны
завербовал тебя, подонок?
А коль ты интеллектуал
и цель души твоей – свобода,
считай, что сам себя назвал
врагом стабильного народа.
Нет у стабильности врага
страшней, и злее нету духа,
чем ум, который не слуга,
и честь, которая не шлюха.
А это, значит, ум – долой!
И честь ретивую – в отходы!
Обрежем лысою пилой
все обозримые свободы!
Будь сир и кроток, белорус,
не покусись на место свято -
и вездесущий батькин ус
тебя не скрутит бесновато!
Как в том анекдоте советских времен. Приходит к мужику милиция: "Есть у нас сведения, что ты самогон хранишь". Мужик им: "Ну, ищите, если есть". Милиция ищет-ищет, самогона не находит, но находит самогонный аппарат. "Ну, все, – говорят мужику. – Собирайся, поедешь с нами, будем тебя за самогоноварение судить". Мужик им: "Так вы ж не нашли самогона!" Милиция: "Но аппарат-то есть". Мужик: "Ладно, тогда и за изнасилование судите". "Как это? – удивляется милиция. – Ты ж никого не изнасиловал". "Но аппарат-то есть!" – отвечает мужик.