Власть нашла возможность убрать Сталина с глаз долой

На модерации Отложенный

Прах всех покоящихся в некрополе у Кремлевской стены могут перевезти в Мытищи

Кладбища для государственных деятелей, военачальников и особо заслуженных людей существуют во многих странах - от КНДР («кладбища патриотов») до США (Арлингтонское). Не было такового только в России. Вернее, у нас существовала многоступенчатая система некрополей: главный - на Красной площади, второй по значимости - у Новодевичьего монастыря (светская часть), далее идут Ваганьковское кладбище, Донское кладбище и некоторые другие. Но в Кремлевской стене не хоронят уже 29 лет, а места на Новодевичьем кладбище заканчиваются. На Ваганьковском тоже существуют проблемы со свободными участками. В захоронении государственных деятелей наметилась некоторая неразбериха, о которой заговорили во время похорон Бориса Ельцина.

Теперь все будет по-другому, 22 июня в Мытищах открылось Федеральное военное мемориальноге кладбище (ФВМК), где станут хоронить лиц перечисленных категорий. Там же созданы специальные колумбарии для возможного перезахоронения урн с прахом, установленных в Кремлевской стене.

Руководитель авторского коллектива ФВМК народный художник РФ Сергей Горяев рассказал «Интерфаксу», что пантеон-колумбарий предназначен для захоронения лиц, имеющих особые заслуги перед государством. «В том числе около 150 колумбарных ниш предназначено для возможного перезахоронения урн с прахом видных государственных деятелей, военачальников, космонавтов, ученых, находящихся в Кремлевской стене».

Стена Пантеона с нишами для урн отделана красных гранитом, который ассоциируется с цветом Кремлевской стены. «Здесь колумбарные захоронения будут производиться в один ряд, как в Кремлевской стене», - рассказал Горяев. Знакомый с ситуацией источник сообщил агентству, что не исключено перемещение на территорию ФВМК всех захоронений с Красной площади.

Возведение мытищинского некрополя общей площадью около 55 га, рассчитанного более чем на 30 тысяч захоронений ведется с 15 марта 2008 года. «Строительство кладбища было рассчитано на два года, но затянулось фактически более чем на пять лет», - рассказал ранее экс-начальник управления Минобороны по увековечению памяти погибших защитников Отечества генерал-майор запаса Александр Кирилин.

ФВМК должно было вступить в строй еще 9 мая 2010 г., но сроки ввода кладбища регулярно откладывались, и в результате проект был сдан на три года позже. Смета объекта составила около 4 млрд рублей.

Кладбище построено по указу президента РФ от 11 июля 2001 года № 829 «О Федеральном военном мемориальном кладбище». В соответствии с постановлением правительства РФ от 25 февраля 2004 г., на мемориальном кладбище предполагается хоронить Героев Советского Союза и Героев России, граждан, награжденных орденом святого Апостола Андрея Первозванного, президентов СССР и РФ, председателей Совета министров России, руководителей правительства России, министров, маршалов, генералов армии и адмиралов, маршалов родов войск, генерал-полковников и адмиралов, а также участников боевых действий и других граждан по решению президента и правительства.

Что касается захоронений у Кремлевской стены, то погребения там проводились с 1917 по 1984 годы. В 1924 г. на Красной площади был построен Мавзолей Ленина, ставший центром зоны погребений. С 1920 по 1980 г. здесь проводились два вида захоронений: особо выдающиеся деятели партии правительства хоронились в землю без кремации, остальные - урнами в стену Сенатской башни. Попасть туда нельзя иным путем, кроме как выйдя из Мавзолея Ленина.

У Кремлевской стены, в частности, хоронили всех умерших военачальников в звании Маршала Советского Союза.

На мемориальных плитах указаны фамилии и даты жизни. Всего захоронено 116 человек, последним в декабре 1984 года стал министр обороны СССР маршал Дмитрий Устинов.

С их перезахоронением, однако, ситуация не такая простая. «Российская газета» сообщает, что председатель правления Объединения родственников лиц, похороненных в Почетном некрополе у Кремлевской стены, Иван Баграмян, заявил: к членам фонда никто с подобными предложениями пока не обращался. «По закону никто не имеет права перезахоранивать наших родственников без нашего согласия. А наше отношение к таким проектам категорически отрицательное. Уже не говоря о том, что у некоторых захороненных попросту не осталось потомков, или их невозможно найти. Напомню, что речь идет об исторически сложившемся мемориальном комплексе, где покоятся более 400 человек, в том числе более 50 граждан зарубежных стран».

У дочери захороненного в Кремлевской стене маршала Жукова, Эры Георгиевны, позиция не такая жесткая, хотя тоже отрицательная: «Я считаю, что тревожить прах уже захороненных людей нельзя. Но уж если будет принято решение о перезахоронении, я хотела бы, чтобы отца захоронили к маме на Новодевичье кладбище. Хотя бы потому, что мне, как и многим другим детям захороненных в Кремлевском некрополе, в силу возраста было бы тяжело постоянно ездить на могилу к отцу в Мытищи».

Ее мнение разделяют и другие потомки полководцев. Так, семья маршала Константина Рокоссовского много лет заявляет о своем желании похоронить полководца к жене и дочери - как этого хотел сам Рокоссовский. А дочь маршала Конева, Наталия Ивановна, не раз говорила о том, что ее отец и другие полководцы Великой Отечественной, должны остаться на Красной площади, по которой они проходили под знаменами своих фронтов во время исторического Парада Победы 24 июня 1945 года.

ЛДПР поддерживает идею перезахоронения, а КПРФ выступает против. Ранее депутаты от ЛДПР предложили перенести кремлевские захоронения на новое военное кладбище. Член фракции ЛДПР Илья Дроздов в интервью РСН заявил, что сейчас, когда на Красной площади проходят различные развлекательные мероприятия, оставлять захоронения у кремлевской стены неэтично.

В ответ на это член президиума КПРФ Валерий Рашкин сказал, что эта инициатива - кощунство по отношению к священному мемориалу на территории Кремля.

«Вот эти гробокопатели кроме разорения и разрушения больше ничем не занимаются. Вот им бы раскапывать, перекапывать и перезахоранивать. Пусть он перезахоронит своих родных и близких. Я посмотрю на него, поднимется ли рука». Рашкин добавил, что вопрос этики можно решить, если запретить там «проводить увеселения, танцы и пляски». 

Напротив, в Российском историко-просветительском и правозащитном обществе «Мемориал» поддержали идею ликвидировать захоронения у Кремлевской стены. «Кладбище на Красной площади - вещь неуместная», - сказал «Интерфаксу» в четверг глава «Мемориала» Арсений Рогинский. «Прежде всего, с Красной площади, независимо от общего решения проблемы, должны быть убраны могилы людей, связанных с массовым террором: Сталин, Вышинский и другие». По словам Рогинского, перенос некрополя на территорию Федерального военного мемориального кладбища - возможный путь решения проблемы.

Противоречивые мнения показывают, что вопрос о переносе представляется далеко не однозначным. Даже если отвлечься от этической стороны дела, все равно остается неясным - не потеряет ли из-за него Красная площади изрядную часть своей ауры, как места, где сконцентрирован дух истории нашей страны? Может, действительно, для увеселений, катков и концертов лучше было бы подыскать другое место?  \