Производство молока снизилось не только из-за недостатка кормовой базы.
Ради валютной выручки государство требует от животноводов все больше и больше молока. Минэкономики ожидает, что в этом году сельхозорганизации увеличат производство молока на 11%. Но СПК пока только ухудшают показатели.
По итогам четырех месяцев производство молока в хозяйствах всех категорий страны сократилось на 1,5%. В том числе сельхозорганизации произвели молока на 0,5% меньше, а реализовали на 2,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Притом что численность молочного стада не сократилась, а даже увеличилась, средний удой на одну корову в апреле 2013 года был на 4,1% ниже, чем в апреле 2012-го.
Минус 750 граммов.
Представление об абсолютных цифрах дал замминистра сельского хозяйства Леонид Маринич на пресс-конференции, посвященной "Белагро-2013". "Мы минусуем 750 граммов к уровню прошлого года", - охарактеризовал он глубину падения применительно к среднестатистической корове.
Чиновники, ответственные за надои в Минской области (а там спад производства молока за январь - апрель еще больше - на 2,7%), грешат на нехватку кормовой базы.
"Помешала нехватка кормов, проблемы по воспроизводству стада", - объяснял председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Миноблисполкома Виталий Гришанов главе Миноблисполкома Борису Батуре, когда тот посещал МТФ "Горки" ОАО "Жатерево" в Столбцовском районе.
Жаловались губернатору и на дефицит кадров, но он не верил. "Нехватка людей - это только отговорка", - журил подчиненных Б. Батура и требовал выполнить годовое задание во что бы то ни стало.
У Л. Маринича насчет плохих надоев другое мнение: дело не только в кормах. "Сегодня животные уже в основной массе вышли на пастбище. И кормовой фактор, наверное, надо исключать, - прокомментировал он падение надоев. - Нарушение технологии содержания животных, зооветеринарное обслуживание, болезни скота - вот комплекс тех упущений, которые произошли в животноводстве и которые привели к таким результатам".
Тем не менее замминистра выразил уверенность, что "все будет нормально".
В доказательство, что все не так уж плохо, он привел внешнеторговую статистику: несмотря на падение производства, экспорт молочной продукции вырос на 20% по отношению к уровню прошлого года.
Это в натуральном выражении. В денежном же, по данным Минсельхозпрода, рост произошел только на 5%. "Падение мировых цен отражается на наших ценах", - заметил Л. Маринич.
Такие странные цены.
Интересно сравнить разрыв между динамикой цен на молочную продукцию, поставляемую в страны СНГ и за пределы Содружества. В I квартале, по данным Белстата, средняя цена за тонну молока и молочной продукции, отгруженной в СНГ, составила 2.174 USD, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,4%. Это примерно соответствует общей динамике белорусских экспортных цен на "молочку" (рост на 1,3%).
И совсем другая тенденция наблюдается в отношении "дальнего" экспорта, который Беларусь только-только начинает осваивать. Там цена за тонну молочной продукции значительно выше - 2.462 USD, и все же она почти на 25% ниже, чем была год назад. Объемы этих поставок пока микроскопические - всего 2,5 тыс. тонн за три месяца. Но есть ли вообще смысл разрабатывать эти новые направления продаж, если и дальше снижать цены такими темпами?
Странно, что тема низких цен на молоко почти не звучала во время поездки А. Лукашенко в Могилевскую область, где он общался с руководством компании "Бабушкина крынка".
Напротив, генеральный директор компании Игорь Конончук утверждал, что экспортные цены на "молочку" в последнее время значительно выросли и продукция продается только по предоплате. "Начинают считаться с крупными игроками на рынке, - хвалился успехами холдингизации И. Конончук. - Поэтому в ценовом факторе выигрываешь при продаже однозначно, плюс можно сманеврировать сырье, перераспределить именно на те позиции, которые сегодня экономике приносят намного больше заработка".
В "Бабушкиной крынке" все настолько хорошо, что она успешно конкурирует даже с брестским "Савушкиным продуктом", переборщил с самопиаром кто-то из встречающей делегации и тут же нарвался на тяжелый взгляд президента. "С кем вы конкурируете? - недобро переспросил А. Лукашенко. - А что, "Савушкин продукт" - не наши?". Чиновникам пришлось срочно делать поправку: не с нашими, мол, конкурируем, а с российскими и мировыми производителями.
Конкурируйте, но эта конкуренция не должна привести к понижению цены на внешних рынках, предупредил президент. Это опять же прозвучало так, как будто сегодняшние цены на российском рынке нас вполне устраивают.
В контексте этих заявлений ситуация по молоку выглядит неоднозначной. Получается, в одних хозяйствах и кормов достаточно, и денег, а в других то ли коровы не доятся, то ли доярок не хватает.
Полина Легина
Комментарии
Сейчас причину АЧС у свиней нашли в том, что корма использовались импортные, с ними и инфекция пришла. А где отечественные? Опять на бумаге и Белстате остались. Так бумагу и "уксусную халву" свинки не едят, им бы что понажористей.
Комментарий удален модератором
А коровка на фото - кокетка
Когда все чиновники хвастались, что в 2012 г. собрали больше кормов, Романчук говорил, что кормов собрали больше, а кормовых единиц - меньше. Вот, видимо, и сказывается.
В рыночной экономике бы сказали, что это ваше дело.
Но у нас - армейско-бюрократическая-приписочная система
Но поскольку численность частных Буренок из года в год сокращается -- откуда взяться этим -- дополнительным литрам?
Вот и получается -- при увеличении поголовья колхозного стада -- уменьшение реальных надоев. Точнее не уменьшение -- стабильно средненький уровень, уменьшение за счет сокращение численности частных буренок.