Экспортное проклятие России начинает сбываться

На модерации Отложенный Экономике страны не приходится рассчитывать даже на сельское хозяйство

Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев знает секреты достижения целевых показателей. Фото PhotoXPress.ru

  

Центробанк (ЦБ) зафиксировал стагнацию российского экспорта. «Исторически стагнация экспорта всегда означала резкое замедление экономического роста», – предупреждают эксперты. Минэкономразвития (МЭР) прогнозирует на ближайшие несколько лет замедление экспорта. Однако в ведомстве уверены, что, несмотря на это, экономический рост в России будет ускоряться. За счет каких источников? Ответ ведомства: за счет потребительского и затем инвестиционного спроса. То есть за счет тех драйверов, которых у России на данный момент нет.

За первые четыре месяца этого года объем импорта товаров в РФ снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на 1% (в стоимостном выражении). Экспорт товаров из РФ остался почти на уровне прошлого года, составив по итогам четырех месяцев около 137,6 млрд долл. Торговый профицит увеличился за четыре месяца в годовом выражении на 1,3%. Такие данные, полученные по методологии платежного баланса, обнародовал Центробанк.

Для многих экспертов такая статистика стала сигналом о нарастании проблем в российской экономике. «Исторически стагнация экспорта всегда означала резкое замедление экономического роста. Если же экспорт начинал снижаться, то это приводило и к снижению ВВП», – сообщил в своем Telegram-канале MMI директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов (ранее работал в МЭР). Он уточнил: «Слабость экспорта в начале года – это не только нефть, но и общее ухудшение глобальной экономической конъюнктуры, ведущее к снижению спроса на российские товары».

Как напоминает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов, недавно, в 2015–2016 годах, мы наблюдали, условно говоря, «ломку»: падение нефтяных цен привело к кратковременным изменениям парадигмы, «вынудив государство активно развивать несырьевой сектор для поддержания положительного сальдо на фоне снижения стоимости экспорта и роста стоимости импорта в результате девальвации рубля». Но затем, по словам Антонова, российская экономика начала возвращаться к нефтегазовой зависимости.

Ссылаясь на таможенную статистику, эксперт поясняет: «Доля топливно-энергетической компоненты экспорта выросла с 64,4% в январе–апреле 2018-го до 65,5% за аналогичный период 2019-го». «В отличие от 2017 и 2018 годов сейчас это вызвано не столько ростом стоимости экспортируемых энергоносителей или увеличением объема экспорта, сколько снижением доли несырьевых товаров», – считает эксперт.

«Стагнация экспорта во многом стала результатом сделки ОПЕК+ по сокращению добычи нефти, а также точечных западных санкций», – поясняет старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

Сельское хозяйство тоже не сулит в этом году экспортного прорыва. По итогам 2018-го экспорт продукции агропромышленного комплекса (АПК) составил около 26 млрд долл., а по итогам 2019-го он сократится до 24 млрд долл. Об этом ранее предупредил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев.

«Целевой показатель 2019 года в рамках паспорта проекта «Экспорт продукции АПК» составляет 24 млрд долл. Это снижение темпов экспорта АПК связано со снижением по сравнению с 2018 годом объемов экспорта зерновых, обусловленным более низким урожаем в 2018 году относительно рекордного урожая в 2017 году», – пояснял в конце мая министр.

В начале июня глава Минсельхоза немного смягчил впечатление от таких прогнозов. «Я думаю, что экспорт в этом году будет не ниже прошлогоднего, – уверил Патрушев.

– Иногда мы цифры занижаем, но по факту стараемся их перевыполнять». По новому майскому указу президента объем экспорта продукции АПК в стоимостном выражении должен к 2024-му увеличиться до 45 млрд долл.. 

Безусловно, в целом на ситуацию с экспортом повлияли и торговые войны, от которых зависит динамика мировой экономики. 

 

Помимо этого эксперты напоминают о цикличности глобального экономического развития, о том, что мир, возможно, скоро столкнется с новыми кризисными потрясениями. По словам аналитика компании «Финам» Сергея Дроздова, если принять во внимание, что глобальная экономика находится вблизи очередной критической точки, то «скорее всего в течение двух ближайших лет под давлением внешних факторов мы увидим дальнейший спад российского экспорта». И это напрямую скажется на состоянии российской экономики. 

 

 
Экспорт из РФ накопленным итогом за 12 месяцев. 
Левая шкала – объем в млрд долл., правая – изменение 
показателя в процентах. Источник: Тelegram-канал MMI

Эксперты предупреждают: для России стагнация экспорта – это проблема. «Связано это с тем, что на фоне слабого потребительского спроса, падения частных инвестиций, высокого оттока капитала рост чистого экспорта (чистый экспорт – разница между экспортом и импортом. – «НГ») был одним из факторов, вытягивавшим ВВП», – поясняет Сергей Суверов.

 

«Отчасти стагнацию экспорта можно действительно считать сигналом нарастания экономических проблем, поскольку внутренний спрос также демонстрирует признаки ослабления, – продолжает аналитик компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. – Минэкономразвития ожидает, что рост ВВП по итогам 2019-го составит 1,3%. Однако, по нашим прогнозам, из-за замедления роста как торгуемых, так и неторгуемых секторов экономики повышение ВВП может оказаться меньше 1,3%, но более 1%».

К слову, про Минэкономразвития. Прогноз ведомства содержит любопытную деталь. Судя по нему, в ближайшие годы Россия действительно столкнется с замедлением роста экспорта. Но, несмотря на это, МЭР настаивает, что экономический рост начнет ускоряться.

В частности, по данным МЭР, в 2019 году рост ВВП РФ составит 1,3% (после роста по итогам 2018-го примерно на 2%), объемы экспорта составят 438 млрд долл. после 443 млрд долл. в 2018-м. Но уже в 2020 году мы получим экономический рост на 2%, хотя объемы экспорта будут около 439 млрд долл. И только в 2021-м объемы экспорта составят уже более 450 млрд долл., экономический рост при этом ускорится до, как сейчас кажется, фантастических 3,1%.

Как поясняло Минэкономразвития в «Сценарных условиях», в 2019 году положительный вклад в рост ВВП «продолжат вносить рост потребительского спроса и рост инвестиций в основной капитал». Что любопытно, такой вывод делается на фоне многолетнего падения доходов населения, а также многолетней стагнации инвестиций в основной капитал (по отношению к ВВП, о чем говорил, в частности, председатель Счетной палаты Алексей Кудрин).

Хотя МЭР и признает, что «вклад чистого экспорта будет ниже, чем в предыдущем году, замедлится рост потребления домашних хозяйств», все равно экономическое ускорение в прогнозах прописано. «Начиная с 2020 года главным фактором экономического роста станет повышение темпов роста инвестиций в основной капитал», – ожидают в ведомстве. 

Анастасия Башкатова 

Заместитель заведующего отделом экономики "Независимой газеты"