Израиль не рад новому президенту Ирана

Из­бра­ние кан­ди­да­та Ха­са­на Роха­ни пре­зи­ден­том Ира­на бы­ло встре­че­но во мно­гих стра­нах ми­ра с оп­ти­миз­мом, но пресс-сек­ре­тарь ми­ни­стер­ства ино­стран­ных дел Из­ра­и­ля Игаль Паль­мор сде­лал очень хо­лод­ное за­яв­ле­ние.

Паль­мор ска­зал: «Все кан­ди­да­ты в пре­зи­ден­ты Ира­на утвер­жда­лись ая­тол­лой Ха­ме­неи. Он от­кло­нил кан­ди­да­ту­ры тех, кто не раз­де­лял его экс­тре­мист­ских взгля­дов». Паль­мор до­ба­вил, что Из­ра­иль бу­дет су­дить об Иране по то­му, начнет ли Иран вы­пол­нять тре­бо­ва­ния ми­ро­во­го со­об­ще­ства. «Иран дол­жен оста­но­вить свою ядер­ную про­грам­му и пре­кра­тить под­держ­ку тер­ро­ра по все­му ми­ру».

Обо­зре­ва­тель Haaretz Амос Арель пи­шет, что «Иеру­са­лим скор­бит об ухо­де Ах­ма­ди­неджа­да, ко­то­рый во­семь лет так пре­крас­но слу­жил ин­те­ре­сам из­ра­иль­ской про­па­ган­ды». Не имея ре­аль­но­го вли­я­ния на при­ня­тие ре­ше­ний о ядер­ной стра­те­гии Ира­на, Ах­ма­ди­неджад сво­им ди­ко­ва­тым об­ли­ком и безум­ны­ми ре­ча­ми очень об­лег­чал за­да­чи из­ра­иль­ской ди­пло­ма­тии, от­ме­ча­ет Арель. Мяг­кий и вос­пи­тан­ный Роха­ни под­хо­дит на роль пу­га­ла на­мно­го ху­же, и «Нета­ни­я­ху точ­но не ис­пы­ты­ва­ет сча­стья» от его из­бра­ния.

США и стра­ны Ев­ро­пы от­клик­ну­лись на из­бра­ние Роха­ни бо­лее бла­го­же­ла­тель­но. Бе­лый дом за­явил, что ува­жа­ет вы­бор иран­ско­го на­ро­да и при­зы­ва­ет вла­сти стра­ны так­же ува­жать этот вы­бор. США пред­ло­жи­ли но­во­му пре­зи­ден­ту Ира­на на­чать пря­мые пе­ре­го­во­ры о ядер­ной про­грам­ме Ис­лам­ской рес­пуб­ли­ки и вы­ра­зи­ли на­деж­ду, что пе­ре­го­во­ры поз­во­лят ди­пло­ма­ти­че­ским пу­тем раз­ре­шить кри­зис и раз­ве­ять тре­во­ги меж­ду­на­род­но­го со­об­ще­ства.

Фран­ция объ­яви­ла, что го­то­ва ра­бо­тать с но­вым пре­зи­ден­том. В за­яв­ле­нии МИД Фран­ции го­во­рит­ся, что меж­ду­на­род­ное со­об­ще­ство ожи­да­ет от Ира­на се­рьез­ных по­дви­жек — преж­де все­го, в во­про­се о ядер­ной про­грам­ме и о под­держ­ке си­рий­ско­го ре­жи­ма.

Ита­лия вы­ра­зи­ла на­деж­ду на кон­струк­тив­ный диа­лог с но­вым пра­ви­тель­ством Роха­ни. Си­рий­ская оп­по­зи­ция при­зва­ла Роха­ни пе­ре­смот­реть по­зи­цию Те­ге­ра­на в си­рий­ском кон­флик­те и ис­пра­вить зло, ко­то­рое при­чи­ни­ла преды­ду­щая адми­ни­стра­ция сво­ей под­держ­кой Аса­да.

Сам Роха­ни в сво­ей пер­вой ре­чи в ка­че­стве из­бран­но­го пре­зи­ден­та на­звал свою по­бе­ду «по­бе­дой уме­рен­но­сти над ра­ди­ка­лиз­мом, по­бе­дой рас­су­ди­тель­но­сти и зре­ло­сти».

Ос­нов­ные во­про­сы, свя­зан­ные с на­цио­наль­ной без­опас­но­стью и ядер­ной про­грам­мой, в Иране ре­ша­ет вер­хов­ный ли­дер, ая­тол­ла Ха­ме­неи, но пре­зи­дент то­же име­ет боль­шие пол­но­мо­чия, преж­де все­го во внут­рен­ней по­ли­ти­ке. От него ждут от­хо­да от жест­ко­го фун­да­мен­та­лист­ско­го кур­са пред­ше­ствен­ни­ка, Ма­хму­да Ах­ма­ди­неджа­да, и рас­ши­ре­ния объ­е­ма де­мо­кра­ти­че­ских сво­бод для граж­дан стра­ны.

Иран­ское об­ще­ство, осо­бен­но в круп­ных го­ро­дах, на­мно­го ли­бе­раль­нее, чем его кон­сер­ва­тив­ная пра­вя­щая вер­хуш­ка, и пе­ре­ме­ны в стране на­зре­ли. Ес­ли ая­тол­ла Ха­ме­неи ре­шит, что из­бра­ние Роха­ни сви­де­тель­ству­ет о же­ла­нии на­ро­да пой­ти на ком­про­мисс с За­па­дом и осла­бить раз­ру­ши­тель­ные для эко­но­ми­ки санк­ции, он мо­жет от­ка­зать­ся от сво­ей так­ти­ки бес­ко­неч­но­го за­тя­ги­ва­ния пе­ре­го­во­ров и пой­ти на уступ­ки. Роха­ни, име­ю­щий со­лид­ный опыт ве­де­ния пе­ре­го­во­ров по ядер­ной про­грам­ме, уже од­на­жды за­клю­чил со­гла­ше­ние с За­па­дом, вре­мен­но за­мо­ро­зив раз­ви­тие ядер­но­го про­ек­та в 2004 го­ду.