ТС, ЕЭП, Евразийский экономический союз. Что это?
О процессах интеграции
Огромное количество разных букв – ТС, ЕЭП, Евразийский экономический союз… Про него вообще пока не понятно, что это такое и зачем это все. Я так понимаю, ни у кого нет представлений, какие могут быть договоренности наверх к тем, которые уже существуют. Есть определенная теория экономической интеграции – последовательности шагов, которые нельзя переставить местами или пропустить. Нарушение порядка ходов приводит в дальнейшем к негативным последствиям и ставит под сомнение жизнеспособность интеграционного образования.
В этом смысле ЕЭС - тоже хороший пример нарушения этого правила. Все начинается с взаимных преференций во внешней торговле, следующим шагом является соглашение о свободной торговле между странами. Иными словами, эта торговля практически не считается внешней. Следующий шаг – ТС является следующим шагом, когда, сняв ограничения внутри, вы приходите к гармонизации политики в отношении движения товаров и услуг по отношению к третьим странам. Фактически это единая таможенная территория, единые таможенные пошлины и условия того, что растаможенный товар становится товаром ТС и свободно перемещается.
Вообще нормальный ТС, строящийся наверх зоны свободной торговли, регулирует и экспорт, и импорт. У нас же получилось так, что ТС был построен, когда свободной торговли не было, и вдобавок она регулирует только импорт. Получилось, что мы пропустили этап зоны свободной торговли. Потом через несколько лет была попытка подписать соглашение о свободе торговли в рамках ЕЭП, то есть следующего шага за ТС. Текст, который я видел, правильнее назвать не соглашением о режиме свободной торговли, а соглашением об исключении режима свободной торговли, потому что там перечисляется то, что исключено из режима свободной торговли. И этих исключений едва ли не больше, чем правил. Ноги соглашения по ТС растут из того, что это было когда-то некое анти-ВТО. Фактически целью было создание некого протекционистского образования, попытка защитить свой внутренний рынок от международной конкуренции. Россия стала понимать, что ее перерабатывающей промышленности довольно тяжело конкурировать в мире, поэтому построила заборчик, чтобы внутри торговать пускай не очень хорошей, но своей продукцией. Ее будут брать, если защититься от импорта. Мы от этого сразу получали выгоду, ничего не делая. С учетом того, что наша перерабатывающая промышленность была более конкурентной по сравнению с российской. Против нас приходилось использовать антидемпинговые расследования, вызывать Онищенко. Хотя у нас были выше энергетические затраты, наши товары создавали проблему российским. Это говорит о более высокой конкурентоспособности.
Естественно, к моменту создания ТС уже должна существовать свободная торговля. Это означает, что должен выполняться закон единой цены. Однако Россия продолжала рассматривать энергетическую сферу, а именно нефть и газ, как внешнюю торговлю, что очень странно. Между странами внутри ТС такого быть не может. Получилось, что у нас есть ТС, который не регулирует нефтяную сферу, и есть соглашение по нефти, которое было результатом нефтяных войн. Про газ в ТС ничего не было сказано, что означало, что в таком случае газ является товаром ТС.
Иными словами, к моменту создания ТС несколько лет назад мы должны были иметь возможность покупать нефть и газ в России по российской цене. Более того, механизм, который сейчас существует (когда мы выплачиваем экспортные пошлины в бюджет России на нефтепродукты, произведенные из российской нефти) - это тоже ненормальный механизм. ТС не регулирует экспортные вопросы – только импортные. Разделение импортных пошлин существует, никакого разделения экспортных пошлин нет. И мы имели право на этом настаивать с самого начала. Естественно, нам такого права не дали, хотя руки выкручивали, в этот ТС тянули.
О смысле ЕЭП
Дальше начинается интересный момент: давайте мы не в ТС предоставим эти условия, а в ЕЭП. ЕЭП – это распространение режима свободного движения товаров и услуг на другие факторы производства – рабочую силу и капиталы. В ЕЭП это тоже не получилось. Тогда давайте сделаем Евразийский экономический союз, и там уже "все тарифные ограничения, в том числе в нефтегазовой сфере, будут сняты". Наши это тут же прокомментировали: с их точки зрения, это значит, что Россия уберет экспортные пошлины. Россия по этому поводу ничего не сказала. Но все говорят об одном и том же: наконец-то мы создадим союз, в котором не будет исключений изъятий, везде будет существовать согласованный режим, отсутствие барьеров, тарифных ограничений. Об этом же говорил накануне саммита Назарбаев.
Если у вас уже существует ЕЭП в том виде, в каком должно быть, с тем ТС, который должен быть, с той зоной свободной торговли, которая должна быть, то следующим шагом является гармонизация макроэкономической политики.
И только после этого возможно создание монетарного союза и единой валюты. Понятно, что все предыдущие проекты Союзного государства рушились, а мы давайте создавать союз, но при этом все шаги пропустим.
Получалось бы то же самое, что сейчас есть в ЕС.
В ЕС получилось хуже: они пропустили этап бюджетного союза. Предполагалось, что это будет исполняться, но никаких особых санкций не применялось. Они сохранили национальные Минфины и возможность проведения суверенной налогово-бюджетной политики, но при этом объединили Центробанки. А нужно было сделать наоборот: только после того как гармонизирована бюджетная политика можно вводить единую валюту. В итоге весь проект евро сейчас под угрозой.
Поскольку ничего подобного (ни монетарный, ни бюджетный союз) не предусматривается в Евразийском экономическом союзе, пока не понятно, что это такое. Назарбаев и Лукашенко говорят, что времени мало и к образованию Евразийского союза мы должны срочно реализовать договоренности в рамках ЕЭП. Для этого предлагается устранить все изъятия и ограничения. В рамках ТС их порядка 150, в рамках ЕЭП – порядка 800.
Это товарные позиции, которые в России и Беларуси стоят разные деньги, но которые в конечном счете должны стоить одинаково. И по большинству этих товарных позиций, я так понимаю, в России они стоят сейчас дешевле или дороже?
По-разному.
При унификации в какую сторону будет дешевле?
Пока мы в определенной степени тоже нарушаем соглашения о свободе передвижения товаров, потому что существуют некие негласные ограничения по импорту российских товаров. В то же время есть ограничительные меры по отношению к нашей продукции. Очевидно, что это само по себе нелогично в ЕЭП. На пресс-конференции министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев ответил на вопрос насчет продовольствия: "У нас общий рынок. Беларусь может поставлять продовольствия столько, сколько может, и имеет полное право". Если это так, то моментально открывается вопрос по молочке.
Будет ли создан Евразийский экономический союз?
Единственный, кто говорил о возможных политических вещах в Евразийском союзе, это наш президент. При этом он сказал, что нас это не очень напрягает, потому что у нас уже был опыт Союзного государства и мы все это уже проходили. По-моему, это тонкий троллинг, потому что в рамках Союзного государства ничего не было. Даже единое командование ПВО работает своеобразно, и все равно окончательное решение за ПВО, расположенной на нашей территории, у нашего президента. Единой валюты нет, Конституции Союзного государства нет. В силу того, что нет ничего нового в Евразийском экономическом союзе, несмотря на то, что говорят, что это будет новый этап интеграции, не будет это новым этапом интеграции. Тем соглашением ничего нового не создается.
Пока не видно никакой политической зависимости. Напротив, то, что произошло, это были совместные претензии Лукашенко и Назарбаева к Путину: давайте сначала реализуем то, что было сделано везде. Фактически это мягкий ультиматум: какой смысл изобретать сущности, которые ничего не добавляют, если не реализованы предыдущие. Либо вы соглашаетесь на то, что все должно функционировать так, как оно по теории должно функционировать, либо не очень понятно, что это будет за союз.
Поскольку Евразийский экономический союз – это предвыборная кампания Путина…
Приходится торопиться, потому что не все уверены в крепком здоровье Назарбаева. А без него могут возникнуть вопросы. Минэкономики Казахстана уже сейчас сильно недовольно тем, что у них получилось. Сырьевая направленность Казахстана усугубилась при ТС. Плюс у нас выборы 2015 года, где тоже неплохо бы отчитаться. По всей видимости, есть хороший шанс наконец получить полноценный экономический союз. У нас осталось полтора года, иначе никакого смысла в интеграции нет. Я интерпретирую произошедшее, скорее, в таком виде, нежели как новую победу Москвы. Скорее, перед ней довольно конкретно поставили вопрос.
Еще один момент: если это ЕЭП или экономический союз, то должно быть, как в ЕС. Какая страна происхождения товара в ЕС? ЕС. Соответственно, это должен быть целый союз. Понятно, что главную выгоду от этого получает самый главный сборочный цех всего ТС. К стране происхождения Беларуси и так возникали вопросы, потому что большая доля импортной составляющей.
Сергей Чалый, экономист, Минск
Комментарии
Комментарий удален модератором
Можете тихо беситься по этому поводу!