ХАЗАРСКИЙ ПОХОД
На модерации
Отложенный
Замысел хазарского похода князя Святослава поражает зрелостью и стратегической широтой. В цепи враждебных государств, окружавших Древнюю Русь, было найдено самое слабое звено, изолированное недоброжелательством соседей, разъедаемое внутренней' ржавчиной.
О том, что пора сбить хазарский замок с волжских ворот торговли с Востоком, говорили уже давно. Теперь же разгром Хазарского каганата становился для Руси насущной необходимостью. Великое движение киевских князей на окраины славянских земель замедлилось, споткнувшись на вятичском пороге. И не в упрямстве вя-тичских старейшин заключалась причина: вятичи, населявшие лесистое междуречье Оки и Волги, продолжали платить дань хазарам, и чтобы поставить их под власть
стольного Киева, нужно было сначала сбросить с вятичей хазарское ярмо. Дорога в вятичскую землю пролегала через хазарскую столицу Итиль...
Для множества людей, населявших соседствующие с Хазарским каганатом земли, Итилъ был жестоким городом.
Сюда их приводили хазары в оковах и на невольничьих рынках продавали, как скот, мусульманским и иудейским купцам.
Сюда на скрипучих двухколесных телегах и в перегруженных, осевших в воду до края бортов судах привозили дани, собранные с подвластных хазарам народов безжалостными тадупами.
Отсюда вырывались хищные ватаги хазарских наездников и, прокравшись по оврагам и долинам степных речек, обрушивались огнем и мечом на беззащитные земледельческие поселения.
Опасность, угрожавшая со стороны Итиля, казалась соседям вечной и неизбывной, и только немногие, самые мудрые, догадывались, что сама Хазария больна, тяжело больна. Награбленное чужое богатство придавало ей пышный блеск, но не исцеляло внутренние недуги. Так порой под драгоценными одеждами знатного человека скрываются неизлечимые язвы...
Потом, после гибели Хазарин, люди станут думать, когда она покатилась к упадку, будут искать причины этого упадка внутри и вне ее.
Может, упадок Хазарии начался в восьмом столетии, когда на нее обрушилось арабское нашествие?
В Хазарию вторглась стодвадцатитысячная армия Мервана, двоюродного брата арабского халифа. Каган, правитель Хазарии, бежал на север, к Уральским горам, а арабская конница устремилась следом за ним, сея смерть и разрушения. Кагану пришлось смириться перед грозной чужеземпой силой. Он согласился принять из рук халифа урезанную власть, стал искать утешения в мусульманской религии. А от гнева разоренного завоевателями народа Каган отгородился копьями и мочами наемной гвардии мусульман-арсиев...
Может быть, ослабляющий удар Хазария получила не извне, а изнутри в девятом столетии, когда против кагана-мусульманина из чуждого тюркского рода Ашина подняли мятеж хазарские беки, полновластные хозяева кочевий, родовых войск и стад?
Могучий и честолюбивый бек Обадий тогда объявил себя царем, а Каган из полновластного ранее правителя превратился в почитаемого чернью, но бессильного затвор-пика кирпичного дворца в городе Итиле, в слабую тень былого величия. Царь Обадий насаждал в Хазарии иудейскую веру, которая еще больше разъединила людей и присела к кровопролитной междоусобной войне...
Может быть, именно новая вера сыграла роковую роль в судьбе Хазарии?
Иудаизм — религия работорговцев, ростовщиков и сектантов-фанатиков — подорвала военную мощь Хазарии, основанную на родовом единстве кочевых орд, разрушила международные связи Хазарии с великими христианскими и мусульманскими державами. Религиозная нетерпимость иудеев, вылившаяся в жестокие преследования христиан, оттолкнула от Хазарии даже ее давнего и заинтересованного союзника — Византийскую империю. Восхищенные послания единоверцев — «иерусалимских ' изгнанников», рассеявшихся по всей Европе, тешили са- -молгобис хазарских правителей, по не заменяли дружбы и доверия соседей. Эгоистичным и опасным для самой . Хазарии было это восхищение далеких единоверцев. Не в силах оказать даже малейшую реальную помощь Хазарии, иудеи других стран использовали сам факт суще- ' ствования этого «остатка Израилева» для самоутвержде- ! ния, для опровержения неопровергаемого и унижающего упрека: «У каждого народа есть царства, а у вас нет ття земле и следа!» Эти иерусалимские «изгнанники» писали: «Когда же мы услышали про хазарского царя, о силе его государства и множество его войска, мы вне- -запно обрадовались и подняли голову. А кабы весть о нем усилилась, этим увеличится и наша слава...» Ответные послания хазарского царя, в которых он, не задумываясь над последствиями, объявлял своими владениями " давно не принадлежавшие хазарам соседние земли «на четыре месяца пути вокруг», порождали еще большее недоверие к хазарам. Опасная игра, в которую корыстно вовлекали Хазарию зарубежные «единоверцыо...
А может, конец могущества Хазарии наступил позднее, в десятом столетии, когда растаяли, будто весенний снег, огромные хазарские владения, отложились благодатные просторы степей и богатые приморские города?
Сколь много было владений у хазарского Кагана и как мало осталось во второй половине столетия!
Крымские готы перешли тход власть Византии, и в приморских городах полуострова стояли гарнизоны византийского императора.
Степи между Волгой и Доном заняли печенеги, раз-. рушили десятки хазарских замков, сожгли сотни селений., к кочевать в степях хазарам стало опасно, как в чужой стране.
С востока хазар теснили азиатские кочевники-гузы. Раскосые всадники па лохматых лошадках уже показывались на левом берегу Волги.
Глухо волновались болгары, данники хазар, еще нэ осмеливаясь открыто обнажить мечи, но всегда готовые ,', нанести удар в спину своим угнетателям.
Одно за другим отказывались от уплаты дани славянские племена, и теперь только вятичи с неохотой посылали нещедрую дань мехами и медом. Надолго ли?
Владения Хазарии сжимались, как сохнувшая кожа, и в конце концов под властью Кагана остался лишь небольшой треугольник степей между низовьями Волги и Дона да немногие города в предгорьях Северного Кавказа. Жалкие обломки прежнего могущества...
А может, все перечисленное даже не причина упадка Хазарии, а лишь следствие этого упадка? Может, настоящая причина коренилась в другом — в самой сущности этого государства-грабителя, государства-паразита?
Хазария не создавала богатство, а лишь присваивала чужое, не ею созданное. Она кормилась и богатела за счет других народов, изнуряя их данями и разбойничьими набегами.
В городе Итиле пересекались мировые торговые пути, но самим хазарам нечего было предложить иноземным купцам, кроме рабов да белужьего клея. На рынки* Итплп продавали болгарских соболей, русских боб-pun и лисий,, мордовский мед, хорезмийские ткани, персидскую нпг.уду и пружко. Из рук в руки переходили серебряны» монгты г. шчишятиъши хазарам надписями.
Хазария походила на огромную таможенную заставу, перегородившую торговые пути с Запада на Восток, на преступное сообщество сборщиков пошлин и алчных грабителей.
В Хазарии не было внутреннего единства. Люди были разобщены множеством языков и религий. В городе Итиле жили мусульмане, иудеи, христиане, язычники, неизвестно какой веры пришельцы из дальних стран, привлеченные обманчивым блеском богатства, которое текло мимо, не задерживаясь в Хазарии. Люди жили рядом, но не вместе, каждый по своей вере и по СБОИМ обычаям. Мусульманские мечети соседствовали с христианскими храмами и иудейскими синагогами, а на окраинах города язычпики приносили жертвы своим деревянным и каменным идолам.
Даже судьи были разные: отдельно для мусульман, отдельно для иудеев, отдельно для язычников, и судили эти судья по своим, отдельным, законам. Отдельными были базары, бани, кладбища. Как будто городская стена Итиля замкнула в свое кольцо несколько разных городов, и жители их понимали друг друга не лучше, чем пришельцев из неведомых далей.
А для коренных хазар, котовников и скотоводов, город Итиль даже не был местом постоянного обитания. С наступлением весны хазары уходили со своими юртами и стадами в степи, на знаменитые Черные земли в долине реки Маныча, а когда там выгорала трава под летним солнцем, кочевали дальше по кругу: с Маныча на Дон, с Дона на Волгу, и так до осени.
Хазары-кочевники покидали Итиль с радостью и с песнями, провожаемые завистливыми взглядами бедняков, которые не имели своего скота и вынуждены были проводить знойное лето в городе. Уходившие в степь презирали остающихся, а те ненавидели уходивших, завидовали им и, задыхаясь в пыльном пекле раскаленных солнцем улиц, призывали несчастья на их головы.
Странный, непонятный, зловещий, пропитанный взаимной ненавистью город... Он был жестоким не только к чужим людям, но и к своим постоянным обитателям...
Что же объединяло жителей Итиля? Что собирало их в войско? Что заставляло безропотно отдавать сборщикам налогов немалую часть достатка? Неужели только мечи и копья наемной гвардии арсиев?
Нет!
Население Хазарии объединяла, кроме не всегда сбывавшейся надежды на свою долю добычи и торговой десятины, слепая, веками взлелеянная вера в .божественного Кагана.
Никто не знал его имени, и называли просто — Каган, был ли он молод или убелеи сединами.
Мало кто видел его лицо.
Каган жил в постоянном затворничестве в своем кирпичном дворце, равного которому по величине не было здания в Итиле. Только управитель дворца — кеядер-каган и привратник-чауишар удостаивались чести ежедневно лицезреть божественного Кагана. Даже хазарский царь, предводитель войска и полновластный правитель страны, допускался во дворец Кагана лишь изредка. Остальным людям запрещалось приближаться к высоким дворцовым стенам.
Только три раза в год Каган нарушал свое загадочное уединение. На спокойном белом копе он проезжал по улицам и площадям Итиля, а позади, на расстоянии полета стрелы, ровными рядами следовали гвардейцы-ар-еии в кольчугах и чеканных нагрудниках, в железных шлемах, с копьями и мечами — все десять тысяч арси-ев, составлявших наемное войско Хазарии,
Встречные падали ниц в дорожную пыль, закрывали глаза, будто ослепленные солнцем, и не поднимали головы раньше, чем Каган проедет мимо.
Ужасной была участь тех, кто осмеливался нарушить обычай и кинуть на Кагана хотя бы короткий взгляд. Арсии пронзали дерзких копьями и оставляли лежать у дороги, и никто не смел унести и похоронить их. Выбеленные солидем кости так и оставались на обочине, и люди осторожно обходили их, ужасаясь дерзости поступка. Как можно осмелиться взглянуть в лицо божественного Кагана?!
Даже после смерти Каган оставался загадочным и неприступным.
Никто не знал, где именно он будет похоронен.
Для мертвого Кагана строили большой дворец за городом. В каждой из двадцати комнат дворци, одинаково обтянутых золотой парчой, рыли по могиле. Самые близкие слуги Кагана вносили тело во дворец и плотно закрывали за собой двери. Спустя некоторое время следом за ними входили молчаливые арсии с широкими секирами в руках и выкидывали за порог, к ногам толпы, отрубленные головы слуг Кагана. Потом люди шли чередой по дворцовым покоям, но могилы были уже зарыты, и никто не знал, в которой из комнат погребен Каган, — все участники погребения были мертвы.
По сколько бы лет ни прошло, каждый прохожий склонился в поклоне перед погребальным дворцом Кагана, а псадники слезали с коней и шли пешком, пока дворец ни скрывался из глаз...
Люди верили, что Каган и после смерти продолжает беседовать с богами, а живой Каган проводит дни и ночи п благочестивых размышлениях. Только божественная сила Кагана приносит Хазарии благополучие и победы на войне...
Вера в Кагана была требовательной и беспощадной.
Еслн дела шли хорошо, люди прославляли своего Кагана. Но если на Хазарию обрушивалась засуха или поражение на .войне, то знатные люди и чернь собирались огромными толпами к дворцу царя и кричали: «Мы приписываем несчастье Кагану! Божественная сила Кагана ослабла, и он приносит вред! Убейте Кагана или отдайте п;ш, мы сами ого убьем!»
Рассказывали, что на одном из рынков Итиля можно было увидеть молодого человека, продававшего хлеб, о котором знали, что после смерти нынешнего Кагана он будет избран на его место.
Вновь избранный Каган уединялся с царем и четырьмя знатными хазарскими беками в комнате без окон, с единственной узкой дверью, возле которой стояли арсии с обнаженными мечами. Царь накидывал на шею Кагана шелковую петлю и сдавливал до тех пор, пока тот не пачинал задыхаться, теряя сознание. Тогда Кагана спрашивали хором: «Сколько лет ты желаешь царствовать?» Нолузадушепный Каган называл то или иное число лет, и только после этого его усаживали на золотой трон с балдахином, воздавая высочайшие почести.
Если Кагаи не умирал к назначенному им самим сроку, то его убивали, ссылаясь на его же собственную божественную волю. Если Каган называл непомерно большое число лет, его все равно убивали по достижении сорокалетнего возраста. Хазары считали, что с годами
Кагана ослабевает, рассудок расстраивается, божественная сила становится меньше, и Каган уже не может приносить пользу.
Да, Итиль был жестоким городом...
Как понять подобное сочетание безмерного великолепия и бессилия? Слепой веры и безжалостности? Как объяснить соединение, казалось бы, несоединимого? Как отыскать кончик нити в тугом клубке противоречий, чтобы распутать клубок?
Никто из хазарских правителей не пытался ответить на эти вопросы. Противоречия накапливались столетиями, к ним привыкли, и уже никого не удивляло, что Кагана, перед которым вчера преклонялись, сегодня выбрасывали на растерзание толпы. Так было всегда, сколько помнили люди, а значит, так и должно быть. Новизна страшила. Воспоминания о былом могуществе Хаза-рии успокаивали и подогревали высокомерную гордость.
Время тянулось с удручающим однообразием.
А может быть, правители даже не понимали, что Хазария, подобно своему Кагану, задыхается в шелковой петле-удавке, и потому не пытались ничего изменить?
Тем более никто из них не предугадывал, что над ними уже поднимается карающий меч, что приближается последний год Хазарского каганата...
Хазарский поход князя Святослава ничем не напоминал прежние дерзкие рейды руссов за добычей и пленниками. Святослав подбирался к границам Хазарии исподволь, закрепляя каждый пройденный шаг, собирая союзников, чтобы до вторжения окружить хазар кольцом враждебных им племен и народов. Ие удалым предводителем коныой дружины, но мудрым и дальновидным полководцем предстает молодой киевский князь перед изумленными современниками и потомками.
Князь Святослав начал с завоевания земли вятичей, через которую проходил водный путь к столице Хаза-рии — городу Итилго. Летописный текст о походе на вятичей в 964 году предельно краток и не совсем понятен: «...пошел Святослав па Оку-реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал им: «Кому дань даете?» Они же ответили: «Хазарам...»
Как все просто выглядит: пришел и спросил!...
Комментарии
а про жидовско-немецкую сказку хорошо сказано - занесу в анналы )
ОТ сюда и такие можно сказать "грам-мотеи". То есть по вашему есть только ОДИН еврей-ашкенази! Второго уже нет? И нет множественного числа?
Отличный парень!!!))))
Вы же не говорите - Швеллерн выговорите - Швеллера согласно законам РУССКОГО языка! - Ну хотя юден могут говорить и на российском...
Почему-то никто не вспоминает Льва Гумилева "Древняя Русь и Великая степь".
Хоть тоже не стопроцентный историк, но этой теме посвятил не мало работ.
Трещит, трещит по швам лживая история. Скоро выведем её на чистую воду.
"На рынки* Итплп продавали болгарских соболей, русских боб-pun и лисий,, мордовский мед, хорезмийские ткани, персидскую нпг.уду и пружко. Из рук в руки переходили серебряны» монгты г. шчишятиъши хазарам надписями."
"или отдайте п;ш, мы сами ого убьем!"
Про отдельные многочисленные опечатки промолчу.
Не мешало бы перед публикацией текст хоть как-то вычитывать.
По этому современные евреи из СССР и Польши родственники туркам, а не семитам-арабам.
Может мозги на место встанут. И от кого письменность и как назывались ПРАВИЛЬНО Иерихон и Иерусалим и прочее.
Читайте оригиналы, изданные хотя бы лет 150 назад, милейший
от древних чукчей вероятно )
выбросьте и не читайте больше...
звучание
ничего общего
Если вы беретесь обсуждать слова "иерихон" и "иерусалим", то почему я нет?
У меня нет ссылки о том что там пользовались ивритом
У меня нет ссылки о том что Мас(дань) Хова(обязательный) созвучно с Москвой-рекой
У меня нет ссылки , что имена Иван и Марья ивритские
У меня нет ссылки, что слова "царь" и "сара" однокоренные
А то что у вас есть СЦЫЛКИ что все произошли от русских, так положите и х себе под подушку. Больше они ни для чего не годятся.
З.Ы. Верить мне не обязательно.
Но.. вы не поверите.. У Вас мозги засраны норманской теорией советского разлива происхождения славян.
Где ,написано,что финикийцы были русами????
Тюняев же ВООБЩЕ ноль без палочки --журналюга желтоцветный!! Андре́й Алекса́ндрович Тюня́ев (род. 11 февраля 1966 года, Тула, СССР) — российский журналист, главный редактор общественно-политической газеты «Президент», (что за газета ,вы ее читали?)основатель некоммерческой организации «Академия фундаментальных наук „Организмика“»(от слова оргазм). ВСЕ.
http://www.eleven.co.il/article/13324
ПРОЗЕЛИ́ТЫ (גֵּרִים, герим; см. Гер). В библейскую эпоху не существовало формальной процедуры обращения в иудаизм; принятие еврейской религии было лишь следствием приобщения человека к народу Израиля (ср., например, кн. Руфь 1:16: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог будет моим Богом»). В период пленения вавилонского изменилась концепция: принятие еврейской веры (даже когда это делалось из «страха перед евреями») является предварительным условием принадлежности к еврейскому народу (ср. Эсф. 8:17, где прозелиты названы митъяхадим, буквально `становящиеся иудеями`). Таким образом, можно говорить о переходе в иудаизм в строгом смысле слова начиная с эпохи Второго храма. Эзра и Нехемия, стремясь предохранить вернувшихся изгнанников от религиозного синкретизма — следствия переселения в Эрец-Исраэль значительных масс чуждого населения, настаивали на резком обособлении евреев от окружающих народов и вели непримиримую борьбу против браков смешанных (см. также Мал’ахи). Это, однако, не означало принципиального отказа от прозелитизма.
Вместе с тем, отсутствие политической независимости в персидскую и эллинистическую эпохи вызывало тенденцию к национально-религиозной замкнутости и, как следствие, готовность принимать в свою среду лишь того, кто уверовал в Бога евреев; тогда вошел в употребление термин гер-цедек (буквально `прозелиты из благочестия`). Однако с возникновением царства Хасмонеев и с расширением его границ начинается тенденция массового принудительного обращения в иудаизм покоренных народов, в частности, идумеев (см. Эдом) Иохананом Гирканом I, итуреев Аристобулом I и части населения тех территорий, которыми овладел Александр Яннай.
В Талмуде фигурирует особый тип прозелита — гер-тошав (буквально `гер-житель`; ср. Лев. 25:35, 47), отличающийся от гер-цедек. По-видимому, речь идет о потомках тех, кто принял иудаизм под принуждением, как было во времена Хасмонеев. Относительно сущности их обращения мнения законоучителей расходились: означает ли оно принятие этими людьми только запрета идолопоклонства,
В талмудическую эпоху появляется глагол легайер (от гер) — `обращать в иудаизм`, откуда и современный термин гиюр.
....
Вне пределов христианского и мусульманского мира иудаизм был принят в 8 в. высшими классами хазар (см. Хазария).
Сохранилось всего несколько документов на иврите, связанных с хазарами; в их основе лежит переписка между сановником испанских Омейядов Хисдаем Ибн Шапрутом и хазарским царем Иосефом. Получив информацию о существовании независимого еврейского государства, Хисдай отправил через еврейских купцов послание хазарскому царю. Его интересовали обстоятельства появления евреев в Хазарии, размеры страны, число городов, численность войска, система налогообложения и судопроизводства в государстве, внешнеполитическая ситуация, история хазарской царской династии и т. д. Около 955 г. Хисдай получил письмо царя Иосефа, содержавшее ответы на вопросы. Иосеф утверждал, что хазары не потомки древних израильтян, как полагал Хисдай, а тюркский народ, принявший иудаизм. Полагаясь на находившиеся в его распоряжении хазарские летописи, Иосеф последовательно изложил историю Хазарии и в особенности историю обращения хазар в иудаизм.
В коллекции Фирковича, кроме хазарско-еврейской переписки, были и свитки Торы, содержащие эпиграфы-колофоны (см. Книгопечатание) со сведениями о продаже и покупке их в 9–13 вв. хазарскими, крымскими и таманскими евреями, а также так называемый Маджлисский документ, в котором была запись некоего Аврахама из Керчи о посольстве князя Владимира к хазарскому правителю Давиду в 986 г., и другие материалы. Фиркович утверждал, что на караимском кладбище в Чуфут-Кале он обнаружил надгробие с именем Ицхака Сангари, по преданию обратившего в 1-й половине 8 в. в иудаизм Булана.
Другая уникальная находка в Кембриджском собрании была сделана в 1962 Н. Голбом. Это было так называемое Киевское письмо — древнейший из дошедших до настоящего времени восточноевропейских письменных источников, написанных на раввинистическом иврите. В нем содержится просьба о сборе денег для выкупа из долгового плена одного из членов киевской хазарско-еврейской общины — мара Я‘акова, сына рабби Ханукки. Под письмом стоят подписи членов общины, среди которых, наряду с традиционными еврейскими именами (Аврахам, Ицхак, Реувен, Иехуда, Иосеф, Моше), находится также редкое, но относящееся к еврейской традиции имя Синай,
Обращение хазар в иудаизм не только ускорило процесс сближения хазар с мигрировавшими на Северный Кавказ евреями из Арминии, а также евреями Боспора, но и способствовало активной миграции евреев из других стран диаспоры. Кембриджский документ утверждает, что волна
Кроме того, есть свидетельства, что еврейские поселения были в Зирихгеране (современное село Кубачи), Хайзане (современный Кайтак к северо-западу от Дербента) и Ирхане-Ихране (современная Авария).
После переноса столицы Хазарии в середине 9 в. в Атиль (Итиль), расположенный в устье Волги недалеко
Распространение хазарских евреев на запад было связано с их торговой активностью. В центре Саркела, расположенного на Дону, на пересечении важных сухопутных и речных путей, в ходе раскопок в 1950-х гг. была обнаружена хазарская синагога. Саркел — Левобережное Цимлянское городище — был построен в 838 г. при помощи византийцев рядом с разрушенным Правобережным городищем, называемым в арабских источниках ал-Байда («Белая»). В собрании А. Фирковича находятся две рукописи Торы, судя по надписям на них, написанные в Саркеле, однако их подлинность вызывает большие сомнения.
Значительная хазарско-еврейская колония находилась в Киеве (где было написано Киевское письмо). В исторической науке распространено мнение, что Киев был основан около 830 г. как хазарский торговый центр на северо-западе.
Само название «Киев», возможно, соответствует имени начальника гвардии хазарского царя Куйа. Имя одного из легендарных летописных основателей Киева — Хорива, по мнению ряда ученых, происходит от ивритского названия горы Синай — Хорев.
Очевидно, с эпохой хазарского владычества связано возникновение еврейских общин в Чернигове, Смоленске, Владимире-Волынском и Перемышле, сведения о которых разбросаны в документах 11–13 вв. В первых двух городах археологи зафиксировали хазарское присутствие.
Иным был процесс еврейского заселения Крыма и Тамани. В городах Боспора найдены выбитые на мраморных плитах, относящиеся к 1–3 вв. манумиссии — акты об отпуске рабов на волю при условии передачи их под покровительство синагоги.
В основании теории Поляка лежит предположение о массовой миграции хазарских евреев на запад, на территории Галиции, Волыни и Польши после распада Хазарского каганата. Единственное известие, подтверждающее эту гипотезу, — летописное сообщение 1117 г. о переселении хазар из Белой Вежи (Саркела) под Чернигов и основании ими поселения Белая Вежа. Многие документы подтверждают, что с начала 10 в. хазарские евреи селились в центрах международной транзитной торговли, однако о численности этих групп источники сведений не предоставляют. На основании распространенности в Древней Руси и Польше топонимов типа Жидово, Жидичев, Жидова вила, Козари, Козара, Козарзевек и др., Поляк вслед за И. Шипером предполагает, что эти сельскохозяйственные поселения были основаны хазарскими евреями.
Выбирая религию, мудрый Булан учитывал, что рядом Византия и выбрав православие он автоматически попадает под юрисдикцию Ромеи.
Набирало силу и магометанство. Выбрав мусульманство, Булан (Булат?)попадал в зависимость от Персии Поэтому он выбрал иудейство, так как у иудеев нет религиозных деятелей. Очень напоминает принятие христианства Владимиром (в крещении Василий, т.е царь)Все остальные, т.н. "исторические "исследования , а их сотни, как со стороны христианских, русскоязычных писателей , типа Гумилёва, Артамонова, или еврейских- чистой воды вымысел, основанный на догадках. Как и приведенное Выше содержание письма
Где нет математики- нет науки
Из двух фактов- существования Хазар и их иудейства напечатаны десятки томов о том , чего не было Зато денежки на изданиях заработали. Вот и вся тема Деньги были всегда основным у историков. ИМХО
PS/ Сегодня еврейские ученые яростно отрицают родство хазар и евреев Религия, ну, вроде бы ДА, Но национальность- нет
http://reeed.ru/lib/authors/shlomo_zand/ Шломо Занд «Кто и как изобрёл еврейский народ»
перед тем как делать замечания, взрослым людям. Зайди на свою статью и исправь свои грамматические ошибки.
«И еще немного о пьянстве за рулем»
Одну статью нацарапал и уже в лингвисты себя записал.
конечно.. администрируя в сообе - НЕТ ХАМАМ, можно и нахамить на вежливый коммент.
Типа, кто девушку кормит, то её и танцует... мое хамство, что хочу - то и делаю...
А может быть так всюду отвально, не похвально и не навально?