Дамаск набирается стратегической уверенности

 

Несмотря на освобождение сирийской армией от боевиков города Эль-Кусейр и 18 населенных пунктов к северу от Алеппо, еще рано говорить о переломном моменте во внутрисирийском конфликте. Но очевидно, что "в стратегическом плане сирийское руководство побеждает", полагает эксперт Борис Долгов

Сирийская армия освободила от боевиков город Эль-Кусейр. Уничтожены около тысячи боевиков. Эль-Кусейр находится на границе с Ливаном и играет важную стратегическую роль для поставки различных грузов, в том числе вооружений в Сирию с ливанской территории.

В свои бывшие дома стали возвращаться жители. Об этом рассказал один из бойцов армии:

"Мы могли бы и быстрее захватить город, но ждали, пока уйдут все жители. Для них мы открыли дорогу. Все, кто смог, покинули Эль-Кусейр. Мы победили здесь и разгромим наших врагов везде, во всей Сирии".

Сирийские войска начали масштабную операцию по ликвидации баз террористов к северу от Алеппо. В район боевых действий переброшены танковые колонны и воинские подразделения. С утра сирийские ВВС нанесли удары с воздуха по позициям боевиков на подступах к военному аэродрому Миних. Уничтожены, как минимум, 6 мятежников, остальные отступили к городу Аазаз на сирийско-турецкой границе.

Накануне правительственные силы вернули под свой контроль 18 населенных пунктов к северу от Алеппо, где на протяжении года хозяйничали вооруженные экстремисты.

Операцию по освобождению города Эль-Кусейр, где происходили жестокие столкновения между сирийскими войсками и оппозицией, уже прокомментировал министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он назвал лицемерными заявления некоторых политиков о том, что эта операция якобы была направлена против мирного населения.

Вот фрагмент пресс-конференции Сергея Лаврова. Глава российского внешнеполитического ведомства говорит о совпадении взглядов по сирийской проблеме и о новой второй конференции по Сирии:

"Наша общая позиция, и мы сегодня в этом убедились лишний раз, состоит в том, что все внешние игроки должны делать все от них зависящее, чтобы помочь налаживанию мирного процесса и обеспечить конструктивную нацеленность на переговоры со стороны как правительства в Дамаске, так и всех оппозиционных групп.

Россия выступает за самое широкое представительство на планируемой конференции с сирийской оппозицией и за самое широкое представительство влиятельных государств региона и других государств, включая, конечно же, всех соседей Сирии, включая Иран, Египет, которые могут оказать воздействие на продвижение вперед к достижению согласия между правительством и оппозицией о параметрах переходного периода, как это и предусмотрено в Женевском коммюнике 30 июня прошлого года, которое в соответствии с российско-американской инициативой является основой предстоящих или предлагаемых нами переговоров".

Министр иностранных дел России также прокомментировал заявления Свободной сирийской армии и некоторых представителей США о продолжении поддержки вооруженной оппозиции:

"Нас тревожат заявления, которые звучат со стороны руководителей Свободной сирийской армии, да и со стороны некоторых американских представителей, заявления о том, что поддержка вооруженной оппозиции будет продолжаться для того, чтобы восстановить военный баланс на земле. Это путь в никуда. Это просто начало или продолжение порочного круга насилия.

Я очень надеюсь, что все наши партнеры, которые на словах активно поддержали российско-американскую инициативу, будут ею руководствоваться в своих практических действиях как абсолютным приоритетом над всем остальным. Это не должно быть геополитической игрой. Мы должны думать о судьбе сирийского народа и судьбе народов соседних стран, которые тоже страдают".

Какое значение для Дамаска имеют нынешние победы сирийской армии над боевиками, "Голосу России" рассказал старший научный сотрудник Института востоковедения Российской академии наук Борис Долгов.

- В последние дни СМИ сообщают об успехах сирийской армии: освобождены 18 населенных пунктов около Алеппо, стратегически важный город Эль-Кусейр на границе с Ливаном.

Как вы считаете, это переломный момент во внутрисирийском конфликте?

- Здесь надо прежде всего сказать, что успехи нынешней сирийской армии - это продолжение той борьбы, которую сирийское руководство, сирийская армия ведет против незаконных вооруженных формирований. Я бы не сказал, что это переломный момент, поскольку партизанская борьба предполагает такие рейды отдельных вооруженных группировок, как это происходит в Сирии, захват ими какого-то района, затем приходит армия, они уходят на сопредельную территорию - это Турция, Ливан, Иордания. Но сейчас сирийская армия уже имеет опыт борьбы с такими террористическими формированиями, проходят войсковые операции по уничтожению этих боевиков.

С одной стороны, нельзя сказать, что это переломный момент, поскольку, судя по тому, что происходит вокруг Сирии, снабжение этих радикальных вооруженных группировок будет продолжаться, соответственно, будет продолжаться их проникновение на территорию Сирии и вооруженные действия. Но, с другой стороны, то, что сирийская армия уже имеет опыт и уничтожает, перемалывает достаточное количество этих боевиков, говорит о том, что фактически в стратегическом плане сирийское руководство побеждает.

- Если состоится новая конференция по Сирии (по всем приметам она должна состояться этим летом), поможет ли она разрешить ситуацию в Сирии?

- Это будет шагом в направлении разрешения сирийского кризиса. Но здесь все зависит от позиции наших западных партнеров. На мой взгляд, это ключевой вопрос. Хотя американская сторона вроде бы подтверждает свое желание и даже выступает совместно с Россией за созыв этой конференции, но это, на мой взгляд, все-таки слова. А на деле мы видим все ту же поддержку радикальных группировок и со стороны США через третьи страны, и со стороны стран Персидского залива, Турции, да и Евросоюза.

Вот такая двойная политика: с одной стороны, они вроде бы за политическое решение, с другой стороны, поддержка вооружениями и финансами радикальных группировок, которые воюют против сирийского руководства и армии, которая оправдывается тем, что нужно сохранить военный баланс.

Я полностью согласен с позицией МИД, что если такое будет продолжаться, то это путь к эскалации конфликта, к такому текущему состоянию гражданской войны, которая может продолжаться остаточно долго. Но я надеюсь, что западные партнеры все-таки изменят свою позицию.

Я хочу обратить внимание на один момент. Хотят или не хотят этого западные партнеры, но и их поддержка радикальных вооруженных формирований в Сирии ведет к усилению радикального исламизма как такового, в том числе к его радикализации в странах ЕС и США. Теракт в Бостоне, попытка убийства солдата во Франции, убийство военнослужащего в Англии - это все звенья одной цепи.

По мере усиления радикального исламизма он все больше и больше будет радикализовываться и показывать зубы своим западным спонсорам. На этот аспект Запад не хочет обращать внимание, просто закрывает на это глаза. Но это те же грабли, на которые наступили США в 80-х годах, когда поддерживали бен Ладена против афганского правительства. Но затем бен Ладен совершил теракты 11 сентября 2001 года и стал тем дьяволом во плоти, с которым боролись США.

- Не будем забывать, что, кроме поддержки вооруженной оппозиции в Сирии, еще говорят о создании некоего переходного правительства, что тоже, в общем-то, опасно, как мне кажется.

- Совершенно верно. Когда говорят о переходном правительстве, естественно, подразумевают, что в него не должны входить ни Башар Асад, ни его окружение. Даже говорят о необходимой отставке нынешнего руководства сирийских силовых структур для того, чтобы было создано это переходное правительство. Это также совершенно неприемлемое для сирийского руководства требование, да и оно противно здравому смыслу.

Если все руководство выйдет в отставку, то кому в оппозиции передавать власть? Как известно, в сирийской оппозиции нет абсолютно никакого единства, это давно уже подтверждается. Передавать власть будет просто некому.