Что делать, чтобы карманные деньги не навредили подростку

На модерации Отложенный

Когда начался нынешний школьный год, новостные сайты порадовали читателей историей про владивостокскую шестиклассницу, которая отпраздновала с подружками первое сентября паленой водкой и впала в кому. Полицейские кинулись искать ларек, где двенадцатилетним девочкам продали эту отраву. А я задаюсь другим вопросом, про деньги.

Вот вы даете карманные деньги своему ребенку школьного возраста? Если да, вы наверняка представляете себе весь спектр социальных коллизий, в которые вы таким образом втягиваете сына или дочь. В школе есть мерзавцы, отбирающие деньги у тех, кто младше и слабее? Будьте уверены, ваш ребенок с ними столкнется и пройдет тест на храбрость и стойкость. Друзья и подружки пробуют курить и выпивать? Вот вам еще один тест, на устойчивость к влиянию сверстников. Рядом со школой магазин, где торгуют чипсами и всякой прочей как бы съедобной гадостью,  хватит ли у вашей дочери моральных сил уследить за фигурой? Не говоря уже о прочих проверках на вшивость, связанных напрямую с экономической социализацией. Что будет делать школьник с деньгами: потратит сразу и придет просить еще? Или даже не возьмет с собой в школу, потому что давно хочет купить настоящий футбольный мяч и будет на него копить?

Если вы считаете, что ребенок созрел для всех этих испытаний, снабдите его деньгами. Лично я уверен, что их стоит пройти как можно раньше и продолжать проходить регулярно, особенно пока тинейджер еще нормально общается с родителями, а не протестует против их существования.

Тонкость, если послушать ученых, в выборе оптимальной суммы.

Количество выдаваемых ребенку карманных денег прямо влияет на то, начнет ли он курить еще в школе. Вот, например, отличное новозеландское исследование 2000 года, основанное на опросе 29 730 мальчиков и девочек 14-15 лет; мало кто еще в мире работал с таким огромным объемом информации. Закономерность четче не бывает: среди тех, кому выдавали на карманные расходы $10 и меньше, курили каждый день 9,7% девочек и 9,9% мальчиков. А среди получавших $30 и больше 21 и 17,6% соответственно. Причем процент курильщиков возрастает равномерно с увеличением суммы карманных денег.

Уверяю вас, это не новозеландская национальная особенность: подобные исследования проводились во многих странах и везде выявили четкую корреляцию между формированием табачной зависимости и карманными деньгами.

С выпивкой история несколько сложнее. Все-таки даже дети понимают, что на коротком временном горизонте пить опаснее, чем курить. Напившегося школьника, скорее всего, накажут более жестко, чем пойманного с сигаретой. И так далее. Но вот вам обширное европейское исследование связи между семейным доходом и подростковым пьянством. (Примем за данность, что в зажиточных семьях в среднем ребенок получает больше карманных денег, чем в бедных.) Почти 143 000 детей 11-15 лет в 28 странах спросили, сколько раз в жизни они сильно напивались (чувствовали себя пьяными). Еще им задавали вопросы, помогающие определить, насколько зажиточны их семьи: сколько раз в год семья ездит отдыхать, есть ли у каждого отдельная спальня, сколько в доме компьютеров и так далее.

Выяснилось, что в Хорватии, Венгрии, Португалии, Швеции и у нас, в России, чем лучше материальное положение семьи, тем выше риск, что живущий в ней подросток 11-15 лет уже серьезно напивался три раза или больше.

Но, скажете вы, сильно пьющие семьи у нас-то точно все-таки беднее прочих. Разве у ребенка, растущего в такой семье, не больше шансов вырасти пьяницей? Это как сказать. Для тинейджера ведь важен не пример родителей, чье пьянство скорее отталкивает, чем вызывает желание им подражать. Вот если экспериментировать начинают сверстники, устоять гораздо сложнее особенно когда на это есть деньги.

Теперь вы вооружены научным знанием. Только что с ним делать? Давать столько, чтобы не хватало на бутылку водки или пачку сигарет? В этом нет совершенно никакого смысла: тогда и ни на что другое не хватит. В нашей стране минимальные цены на табак и спиртное слишком низкие, а мощь алкогольного и табачного лобби слишком велика, чтобы ситуация успела измениться за то время, которое наши дети еще проведут в школе.

В таком случае строго контролировать, на что ушли деньги, требовать чеки? Это унизительно, и нет лучшего способа научить ребенка врать, а чеки таскать из специальной коробочки в магазине.

Не давать денег вовсе? Но без них ребенок будет чувствовать себя ущербным по сравнению с одноклассниками, у которых деньги есть. Это тоже нечестно, и к тому же заставляет подростка добывать деньги не всегда приемлемыми для нас способами.

Перед вами классический пример педагогического тупика. С одной стороны, однозначно доказано, что денежные излишки тинейджера до добра не доводят. С другой получается, что любые деньги в его руках представляют собой опасный излишек. С третьей без них не лучше.

Здесь пора начинать говорить банальности о том, что ребенку надо доверять, и тогда он будет доверять тебе. Это правда, но не вся. Если вашему ребенку надо пить и курить, чтобы самоутвердиться, вы где-то совершили ошибку, и ее невозможно уже исправить ограничениями. Вполне вероятно, из мальчика или девочки вырастет человек с вредными привычками, на которые ему придется волей-неволей бюджетировать. На что бы ни тратил деньги ваш школьник, я за то, чтобы давать ему среднюю для его одноклассников сумму  выяснить, какова она, не так уж трудно  и как можно более крупными частями, раз или хотя бы два раза в месяц. И жестко отказывать в незапланированных добавках. Только так он научится планировать свои расходы, экономить, тратить сперва на необходимое, потом на остальное. К сожалению или к счастью, его представление о необходимом и просто приятном может резко отличаться от вашего, но на этом этапе исправлять это можно только ювелирными средствами.